Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по развитию речи | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе
Автор:
Старкова Анастасия Андреевна,
воспитатель ГБОУ детский сад №34
Московского района
города Санкт-Петербурга
2017 год
г. Санкт-Петербург
Цель:
Создать условия для успешного составления рассказа по картине «Ежи», с помощи картинок-схем
Задачи:
- Образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней
- Воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным
- Расширять знания детей о внешнем виде, жизни ежа в лесу, чем питается, каков его образ жизни
- Развивать умение произносить чистоговорки с различной громкостью: громко, тихо, шепотом
Оборудование:
Демонстрационный материал:
сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», елка, ежи, слепленные из пластилина, пластилин, досточки для лепки; фонограмма фырканья ежа, указка; карточки «солнышко», «тучка»
Предварительная работа: чтение стихотворения «Ежинка» В. Осеевой
Ход занятия
Организационный момент:
Вы ребята проходите,
Друг на друга поглядите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Сегодня у нас занятие по развитию речи. На занятии мы с вами будем составлять рассказы по картине. Вы любите гулять? Я вас приглашаю отправиться на прогулку в лес.
Основная часть.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу. Ребята, слышите, кто какой то шорох, кто то фыркает? Кто же это может быть? Узнать это нам поможет загадка.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки-ни одной (ёж)
Ребята, посмотрите, кто это под ёлкой? (Ежи) Под ёлкой сидят ежи. Послушайте чистоговорку
Чистоговорка: жи-жи-жи, а у нас в лесу ежи.
Под ёлочкой сидят ежи. Повторите чистоговорку вместе со мной, тихо теперь громко, сейчас шепотом:
Давайте присядем на полянку и рассмотрим ежей.
Посмотрите внимательно все ли ежи одинаковые? Скажи, какие ежи? (колючие, забавные) Как можно сказать про ежиху? Какая ежиха? (большая, крупная, смелая, сильная, осторожная) Какие ежата? (маленькие, забавные трусливые, хорошие, трусливые) Как вы думаете мама ежиха заботится о своих ежатах? Как? (кормит их, учит добывать в лесу корм). Как выглядят ежи? Мордочка ежа вытянутая, подвижная. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, похожи на маленькие пуговицы.. Уши маленькие, закругленные. У ежа очень коротенькие ножки. На лапках по пять пальцев с острыми коготками. Тело ежа покрыто густой жесткой шерстью. Где живут ежи? Ежи гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев Как вы думаете ежи дикие или домашние животные? Почему? Что это у ежей? (иголки) Иглы – это колючий панцирь, который защищает зверька от опасности. Спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Они расположены крест- накрест. Послушайте чистоговорку
Чистоговорка
Повторите чистоговорку вместе со мной, тихо теперь громко, шепотом: жа-жа-жа есть иголки у ежа.
Для чего ежам нужны иголки? Иголки нужны чтобы, защищаться. От кого? У ежика много врагов: барсуки, лисицы, крупные совы, кабан, собаки, кошки, вороны и хорьки. Ведь ежик животное очень маленькое и не было бы у него иголок, то каждый мог бы на него напасть. А колючие иголки отпугивают хищников. Сворачиваться ежу в клубок помогают специальные мышцы на спине. При встрече с опасностью он замирает и прячет незащищенную мордочку, выставляя иглы.
Физ. минутка «Ежи на полянке»
Дети (ежи) гуляют на полянке по команде «опасность» присаживаются и обхватывают колени
Физкультминутка.
Еж спешил к себе домой Шагать на
Нес запасы он с собой месте.
Через кочки он скакал Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал Бег на месте.
Вдруг он сел и изменился, Присесть, обнять колени,
В шарик круглый превратился прижать голову к коленям.
А потом опять вскочил Выпрямиться и шагать
И к детишкам поспешил. на месте.
Кто из вас знает ем питаются ежи? ( Жуками, мухами, личинками, дождевыми червями, мышами, лягушками, даже змеями -это любимые лакомства ежа.) В домашних условиях зверек с удовольствием поест молока, куриное мясо. Ребята я вам открою один секрет, почему ежики, носят яблоки и грибы. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей. Сейчас поздняя осень совсем скоро ежи впадут в спячку и чтобы спокойно спать всю зиму им нужно почистить иголки и избавиться от насекомых, а в лесу уже нет яблок Поможем ежам, слетим для них яблоки? (дети лепят яблоки, дарят их ежам) Сколько яблок вы слепили посчитайте? (фонограмма) Ежам очень понравились ваши яблоки и они говорят вам спасибо. Ежи говорят, что хотят нам подарить в картинку с изображением своей семьи. Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? Почему же им не понравится? Ведь мы за ними будем ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет-волка, лисы. Правильно ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живёт. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.
Сейчас нам пора возвращаться в группу, закройте глазки, вот мы и в группе, садитесь на стульчики. Ребята, давайте рассмотрим картину, которую нам подарила семья ежей. Как бы вы её назвали? (ежи)Рассказ начнём со слов: В теплый летний денёк ежиха вывела ежат на лесную полянку, ежата разбежались по всей поляне. Чем они занялись, расскажите? Чем занята Ежиха? Расскажите про красоту полянке. Концовка рассказа: как хорошо на лесной полянке! Кто хочет пойти и составить рассказ по картине? (рассказы 2-3 детей) Чей рассказ вам понравился? Почему? Какие слова вам понравились больше всего? Итог воспитателя: рассказ интересный, короткий, законченный.
Рефлексия
Ребята, если вам понравилось наше занятие. Что нового вы узнали на занятии? Если вам было интересно, и вы узнали что то новое? Тогда вы выбирайте солнышко, если вам было скучно, возьмите тучку. Почему ты выбрал тучку, солнышко? Я дарю тебе солнышко, чтобы в следующий раз у тебя всё получилось. Я выбираю солнышко, потому что мне было приятно с вами общаться, вы молодцы! Наше занятие закончено, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"
Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...
Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе (ОБЖ)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала.
Цели:Коррекционно-образовательные:— обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;— учить выделять событийную основу и существенн...
Составление рассказа по сюжетной картине "Моя семья"
МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары Конспект образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») ТЕМА:СОСТАВЛЕНИ...
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»
Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...