Составление рассказа по сюжетной картине "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары
Конспект образовательной деятельности
(образовательная область «Коммуникация»)
ТЕМА:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»
Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.
Чебоксары, 2013г.
ЗАДАЧИ:
Образовательная область «Коммуникация»
Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.
Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.
Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.
Отработка интонационной выразительности речи.
Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.
Образовательная область «Социализация»
Углублять представление ребенка о семье и ее истории.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Предшествующая работа:
Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.
Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».
Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.
Выставка рисунков, фотовыставка «Моя семья».
Методы и приемы:
1) Игровая мотивация.
2) Рассматривание.
3) Вопросы к детям.
4) Беседа.
5) Использование ИКТ.
6) Рассказы детей.
Ход деятельности:
1) Организационный момент.
2) Сюрпризный момент.
3) Рассматривание картины.
4) Физкультминутка.
5) Рассказывание.
6) Рефлексия.
Материал:
1) Картина «В родной семье».
2) Костюм Буратино.
3) Флешка.
4) Мольберт.
5) Карточки-помощники.
Ход организованной образовательной деятельности.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся и гостям.
Мы вам рады, здравствуйте!
Забегает Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?
БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.
Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?
БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.
БУРАТИНО: Картина на флешке.
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают)(да, эта картина нам знакома.)
1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
2. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
3. Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире? (воспитатель указывая считает всех членов семьи, которые изображены на картине)
(проводится физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, пять. (указывать пальцем как - будто считают)
Всех могу пересчитать: (сгибаем поочередно пальцы)
Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища )
Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)
Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.
Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.
Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.
АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.
Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.
НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.
Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша Леонтьева поднимает руку)
Воспитатель: Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.
АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.
Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.
БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!
Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.
БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)
Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары
Конспект образовательной деятельности
(образовательная область «Коммуникация»)
ТЕМА:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»
Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.
Чебоксары, 2013г.
ЗАДАЧИ:
Образовательная область «Коммуникация»
Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.
Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.
Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.
Отработка интонационной выразительности речи.
Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.
Образовательная область «Социализация»
Углублять представление ребенка о семье и ее истории.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Предшествующая работа:
Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.
Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».
Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.
Выставка рисунков, фотовыставка «Моя семья».
Методы и приемы:
- Игровая мотивация.
- Рассматривание.
- Вопросы к детям.
- Беседа.
- Использование ИКТ.
- Рассказы детей.
Ход деятельности:
- Организационный момент.
- Сюрпризный момент.
- Рассматривание картины.
- Физкультминутка.
- Рассказывание.
- Рефлексия.
Материал:
- Картина «В родной семье».
- Костюм Буратино.
- Флешка.
- Мольберт.
- Карточки-помощники.
Ход организованной образовательной деятельности.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся и гостям.
Мы вам рады, здравствуйте!
Забегает Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?
БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.
Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?
БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.
БУРАТИНО: Картина на флешке.
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают)(да, эта картина нам знакома.)
- Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
- Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
- Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
- Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире? (воспитатель указывая считает всех членов семьи, которые изображены на картине)
(проводится физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, пять. (указывать пальцем как - будто считают)
Всех могу пересчитать: (сгибаем поочередно пальцы)
Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища )
Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)
Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.
Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.
Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.
АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.
Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.
НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.
Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша Леонтьева поднимает руку)
Воспитатель: Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.
АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.
Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.
БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!
Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.
БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!
Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)
Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.
Тема образовательной деятельности: составление рассказа по картине.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому, чтобы вызвать интерес детей к теме и с целью поддержания их заинтересованности в ходе всего занятия, в основе образовательной деятельности лежит игровая мотивация. Тема достаточно сложная, особенно в начале года дети затрудняются составлять рассказы по картине. Поэтому мною бала проведена большая предварительная работа. Проводили индивидуальные и групповые беседы с детьми об их семьях, читали стихи, пословицы, рассказы, поговорки о семье, загадывали загадки. Рассматривали и составляли рассказы по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами», «Опять двойка», «Семья за чаепитием». Составляли рассказ по своим рисункам, по семейным фотографиям. Играли в сюжетно-ролевые игры на тему «Семья».
В ходе занятия решались следующие задачи:
Образовательная область «Коммуникация»
Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.
Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.
Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.
Отработка интонационной выразительности речи.
Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.
Образовательная область «Социализация»
Углублять представление ребенка о семье.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Для решения данных задач я использовала следующие методы и приемы:
- Игровая мотивация.
- Рассматривание.
- Вопросы к детям.
- Беседа.
- Использование ИКТ.
- Образец воспитателя.
- Использование схем-моделей.
- Рассказы детей.
По данной теме очень сложно активизировать всю группу детей, поэтому, занятие проводилось с подгруппой. Использовала разные формы организации детской деятельности. Был сюрпризный момент. Дети меняли положение: где-то стояли перед экраном, сидели на стульях, была проведена физкультминутка, в конце дети посидели на коврике. Я считаю, что поставленные задачи реализовала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"
Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в группе детей с нарушением слуха 4 - 5 лет по теме "Семья. Составление рассказа по сюжетной картине"
Конспект НОД по развитию речи...
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го - 7-го года жизни . Составление рассказа по сюжетной картине "Семья".
Формировать у детей умение связно и последовательно описывать изображённые события....
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»
Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...
Конспект занятия «Составление рассказа по сюжетной картине «Ежиная семья» (с ИКТ)
На занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать расс...
План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...