Елена Сизикина
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как живёшь, река Кубань?»
Цель: развитие любознательности, формирование первичных представлений о малой родине и её природе.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Формировать интерес к познавательной деятельности;познакомить детей с рекой Кубань – основным водоемом Краснодарского края, дать представления о её обитателях.
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, внимание;
развивать интерес к художественному слову, красоте поэтических образов и сравнений.
Развитие умения называть и отличать рыбы по внешнему виду;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к её природным запасам.
Воспитание бережного отношения к обитателям Кубанских водоемов (региональный компонент)
Словарная работа: Расширять словарный запас за счет знакомства с местными природными объектами.
Материалы и оборудование: «Теплоход», мультимедиа проектор,презентации: «Кубанские просторы», «Четвертый лишний. Рыбы».
Ход деятельности.
Воспитатель: «Дети, сегодня мы отправимся путешествовать по реке, которая самая большая в нашем крае».Как называется наш край? (Краснодарский или Кубань)
— А самая большая река Кубани тоже называется … (Кубань).
Река Кубань берёт своё начало в горах Кавказа, на Эльбрусе и несёт свои воды тысячи километров к Азовскому морю. Вначале она течёт по ущельям.
— Как по-другому про неё можно сказать? (несётся, брызжет, бежит, прыгает, перекатывается и др.)
— Как она течёт? (Быстро, стремительно, шумно, игриво и др.)
— Почему? (Из-за скал).
— Где течет река, спустившись с гор? (По равнине).
Река соединяет плодородное правобережье с холмами закубанья.
— Как здесь река несёт свои воды? (Плавно, медленно, спокойно, тихо и др.)
— Как вы думаете, в какой части Кубани удобно путешествовать в горах или равнинной части? (В равнинной части, так как в горах теплоход не сможет плыть).
Мы с вами проплывем до конца реки.
— Где заканчивается течение Кубани? (В Азовском море).
Чтобы попасть на теплоход, нужно отправиться на пристань, которая находится в нашем краевом центре …. (Краснодаре). Давайте вспомним, как выглядит Краснодар, чтобы нам было легче ориентироваться.
(Это большой город с высокими зданиями. Есть там театры, магазины, музеи, заводы, парки, больницы, выставочные залы, институты и др.)Мы поедем по улице Красной на набережную и сядем на теплоход. Дети изображают транспорт и занимают места на «теплоходе».
Воспитатель: «Ребята, посмотрите какой красивый вид кубанских просторов открылся нам». / Показ мультимедиа «Кубанские просторы»./
1 ребенок: Взмыло солнце над полями. Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда не глянешь –Край кубанский, мой родной.
2 ребёнок: Могучие горы, степные просторы. Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы. Всё это – родная Кубань.
3 ребёнок: Могучие песни летят в поднебесье. Открытая высь голубая. И нету красивее края у России, чем наша – родная Кубань.
Воспитатель: «Вот уже остался позади наш Краснодар, что же мы можем увидеть на правой стороне Кубани?» (Степи, распаханные под поля, где растут хлеба, овощи, подсолнух, кукуруза, сахарная свёкла. Там посажены лесополосы и сады.)
— Дети, смотрите, сколько рыбы плещется в водах Кубани.
В. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее подводное путешествие. Вам хочется этого?
Д. Да.
В.Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить?
Д. Надеть водолазный костюм.
В. Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу реки. Надевайте водолазные костюмы. Произнесём волшебные слова:
Детский сад наш изменился, В речку садик превратился,
Мы отправимся гулять, Дно речное изучать!
В. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в речном царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб!
-Только как же они под водой дышат, ведь у них нет водолазных костюмов? (жабры)
-А как вы думаете, есть ли у рыб шея? (Нет, Голова сразу переходит в туловище).
-Для чего нужны плавники и хвост? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать).
-Закрывает ли рыба глаза, когда спит? (Нет, у рыб глаза открыты постоянно)
В. Всё вы знаете, молодцы! Скажите, есть ещё какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
-А чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй)
Правильно, чешуёй. У разных рыб бывает разная чешуя. Например у сазана - крупная, а у щуки - очень мелкая. (показ наглядного материала – картинок). Рыба живёт в воде и там она находит себе пищу.
-Кто скажет, чем питается рыба? (водорослями, мальками, рачками, червячками).
-А как появляется рыбка? (Из икринок, мальков).
В: правильно, ребята, сначала рыба мечет икру, откладывает её, затем икринки превращаются в мальков, а из мальков постепенно вырастает большая рыба.
А, сейчас, давайте,посмотрим фотографии на тему: «Рыбы водоемов Кубани»
Слайд 1. Красноперка. Стайная рыба семейства карповых. На Кубани считается сорной рыбой.
Слайд 2. Щука- обыкновенная. Этот хищник обитает в прибрежных зарослях, там же и поджидает свою добычу.
Слайд 3. Плотва- обитает в пресных водах, и в заросших водорослях. Плотву в Азово-черноморском бассейне называют таранью
А в заросших водоемах водится
Слайд 4. золотой карась. У него высокое тело золотой окраски, с светлым брюхом. Серебряный карась ничем не отличается от золотого, лишь окраской. Обитает в тех же местах, питается тем же.
Слайд 5. Сом - это самая большая рыба в России. Его длина составляет около трех метров, а вес около ста килограмм. Питается он рыбой, лягушками, и водоплавающими птицами.
Слайд 6. Судак - Крупная рыба семейства окуневых, в Азове растут до 10-15кг. Питается рыбой, предпочтительно с узким телом.
Слайд 7. Лещ - ходит стаями, преимущественно в глубоких местах. Питается как растительными, так и кормами животного происхождения.
2. Физкультминутка.
Рыбка рыбке говорила, «Чтобы быть здоровой, гладкой, будем делать мы зарядку. Хлоп направо, хлоп налево, мы стройны, как королевы!Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять! Два подскока, три прихлопа, Головою два кивка».
3. Работа по подгруппам.
1 подгруппа играет в Д/И «Собери картину» из разрезанных частей дети складывают рыбку.
2 подгруппа играет в Д/И «Рыболов». Дети выбирают ведущего, у которого мешочек с разными игрушками – животными и рыбами. Дети по очереди достают по одной игрушке, побеждает тот, кто вытянул больше рыб.
3 подгруппа вместе с воспитателем играют в игру «Подбери похожее словечко» к слову РЫБА (Рыбка, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий).
4. Рефлексия.Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, я поняла, что вы знаете много о рыбах и интересуетесь живой природой. Но для того, чтобы природа нас радовала своей красотой и многообразием её обитателей, нужно бережно относиться к ней и охранять её.
-Как вы думаете, что нужно для этого делать? (нельзя глушить рыбу и мусорить у водоёмов)
- Что нужно делать, для того, чтобы рыбкам жилось хорошо, нужно заботиться о чистоте наших водоёмов, и тогда природа отблагодарит нас и рыбы в наших реках и водоёмах станет ещё больше.
Воспитатель: «Сядем в теплоход, поплывем по реке к плавням. Плавни образуются от разлива реки в низменных местах. А сейчас мы попали в лиманы. Лиманы это мелкие водоемы соединяющие море и реку.
— Кого мы с вами здесь видим?» (Гуси, утки, трясогузки, цапли, выдры, ондатры).
Воспитатель: Вот уже и Азовское море. Заканчивается наше путешествие. Мы увидели, как богат наш край. Мы вернёмся домой, будем вспоминать красоту родных просторов, их обитателей и помнить, что животные и растения украшают нашу жизнь, приносят большую пользу, поэтому мы должны их беречь и охранять, не губить.