Игры и игровые упражнения для родителей и воспитателей по теме «Общение» (в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР)
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Из опыта работы я предлагаю игры и игровые упражнения, помогающие общаться с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры и упражнения по теме "Общение" | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Игры и игровые упражнения
для родителей и воспитателей по теме «Общение»
(в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР)
Разработала: учитель-логопед
Воробьева Людмила Владимировна
г. Феодосия
2014 г.
С помощью каких игровых упражнений логопед общается с родителями и воспитателями? Мы практикуем, показываем артикуляционную гимнастику, пальчиковую и дыхательную гимнастику, даём рекомендации, упражнения по обучению грамоте, развитию фонематического восприятия, обогащению лексико-грамматических категорий, автоматизацию звуков, развиваем память, мышление, внимание – всё игровой форме, по принципу «Учим, играя». Из опыта своей работы я предлагаю некоторые игры и игровые упражнения, помогающие общаться с детьми и родителями.
Артикуляционная гимнастика: развивает подвижность, активность мышц языка, губ, подъязычной уздечки. Как правильно проводить гимнастику – в папке «Артикуляционная гимнастика» (по 5-7 минут ежедневно, дозировка – 2-3 упражнения и т.д.). Например, упражнение: «Змейка» - показываю картинку, читаю стихотворение, «жалом» следует ужалить себя, чтобы напрячь высунутый язык. При необходимости указательным пальцем можно нарисовать змейку на песке, произнести твёрдо звук [ш]. Иногда губы следует намазать варением, мёдом, выполняется упражнение «Вкусное варенье». Часто домой даю картинки с упражнениями: «Дятел», «Грибок», «Парус», способствующие подъему языка вверх.
Пальчиковая гимнастика: мелкая моторика пальцев рук у детей развита недостаточно, слабо. Я часто предлагаю родителям папку «Пальчиковая гимнастика», советую, как и для чего выполнять упражнения. Например, по теме «Семья»: «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка и т.д.», по теме «Транспорт»: «Маленькая лодочка по реке плывёт и т.д.». «Пароход плывёт по речке и труба дымит как печка»: [ы]. Логопед произносит тихо звук [ы], быстро, а родители с детьми – громко, долго, протяжно. Таким образом, родители в играх, подражая, соревнуясь, должны играть с детьми каждый день. Часто предлагаю массаж для пальцев рук, его приёмы: поглаживание, растирание и т.д. Используем часто карандаши, каштаны, логопедические щетки, Су-джок. На руке находятся биологически активные точки нашего организма, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Используем игры, в которых речь постоянно сопровождается с движениями пальцев рук: например: «Качели», «Строим дом» – по лексической теме «Дом, его части». Дома, еженедельно дети занимаются с родителями по логопедическим тетрадям, по данным темам, например: «Посуда», «Мебель», «Одежда» и т.д. В этих тетрадях загадки, игры с буквами, упражнения по лексическим темам, позволяющие развивать внимание, память, мышление, активизировать знания по данным темам.
Взаимосвязь логопеда с родителями производится также посредством информационного стенда, он называется «Логопедический уголок». Имеет ряд положительных сторон: родители получают информацию в удобное для себя время (утром, вечером); материал недели преподносится в краткой, сжатой форме, например: «Овощи» - лексическая тема; пальчиковая гимнастика: упражнение «Мы капусту рубим …»; артикуляционная гимнастика: упражнения «Толстячок», «Худышка»; на развитие внимания -игры на обобщение и исключение; на окончания слов во множественном числе игра «Один – много» (одна капуста – много капуст и т.д.).
Дыхательная гимнастика: имеет большое значение правильная регуляция вдоха и выдоха. Часто предлагаю пропевание гласных звуков на выдохе, упражнения на дыхание: «Задуй свечку», «Одуванчик», «Листопад» и т.д. Предлагаю папку, в которой советы, рекомендации, как правильно проводить дыхательную гимнастику в игровой форме.
Обучение грамоте: дети и родители должны чётко различать понятия: звуки, буквы, слоги, слова, выделять звуки в начале, в конце слов, например, в играх: «Какой первый звук в словах: утро, улица и т.д.», «Какой последний звук в словах: диван, лимон и т.д.». Различать твёрдые, мягкие согласные звуки, например, в игре «Скажи наоборот» (м – мь, п – пь, ла – ля, лу – лю и т.д.), которые развивают фонематическое восприятие. Важна дифференциация звуков [б - п], [д - т], [к -г] в словах: бочка – почка, дом – том, код – год и т.д.
Коррекция звукопроизношения: в домашних условиях дети с родителями отрабатывают заданный звук изолированно, в слогах, в словах, предложениях, используя игры и игровые упражнения по методике Косиновой Е.М., Коноваленко В.В., Комаровой Л.В., которые логопед выдаёт домой каждому ребёнку индивидуально.
Игры по компьютеру: помогают развивать внимание, память, мышление, речь ребёнка. Связь: логопед – ребёнок – родитель, логопед – ребёнок – воспитатель очень важна. Взрослый, общаясь дома с ребёнком, видит, слышит, насколько ребёнок усидчив, внимателен, как усваивает материал и т.д.
Работая с воспитателями, я предлагаю игры, упражнения на вторую половину дня, например: отрабатывается слоговая структура слов: вер – то – лёт, са - мо – лёт и т.д.; на развитие мелкой моторики – обведи по контуру, штриховка и т.д.; заучивание стихотворений. Воспитателям ежемесячно предлагается папка «Консультации для воспитателей», имеется «Дневник взаимосвязи воспитателя и логопеда». Воспитатель во второй половине дня помогает детям читать слова по пособиям логопеда, составлять рассказы по картинкам, что способствует развитию связной речи.
Мы общаемся с детьми, с родителями, в коллективе – друг с другом. Предлагаю практикум для педагогов «Общаться позитивно, что это значит».
Первое упражнение: с поклоном произнесём (взявшись за руки): «Добрый день!», «Здравствуйте!». Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Второе упражнение: в круге, чтобы настроиться на позитивное общение: «Вы ещё не знаете, что я …» и продолжаете фразу любым высказыванием о себе (например: научилась кататься на велосипеде, люблю путешествовать и т.д.).
Игра «Составим портрет»: первая подгруппа - «Самый приятный родитель в общении» (описать качества), вторая подгруппа – «Самый трудный родитель в общении».
Тест «Важней всего погода в ДУЗ» (примите результаты теста без обид и задумайтесь): «Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но, когда вы приходите домой, кушаете, то обнаруживаете, что повидло внутри отсутствует. Ваша реакция на эту неудачу?»
Первый вариант – относите булочки назад в магазин, требуете взамен другие.
Второй вариант – говорите себе: «Бывает!» - и съедаете пустой пончик.
Третий вариант – съедаете что – то другое.
Четвёртый вариант – намазываете булочку вареньем, чтобы было вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант: значит, это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя, как организованную личность, иногда относится к коллегам с некоторым превосходством.
Если кто-то выбрал второй вариант: это мягкий, терпеливый, гибкий человек. С ним легко наладить отношения, коллеги могут найти у него поддержку. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения, быстро действовать. В отношениях с коллегами может быть настойчив, резок, требуя чёткости, ответственности.
Выбор четвёртого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к новаторским идеям. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Будем общаться позитивно с детьми, родителями, друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"СТАНЬ КРЕПЫШОМ" Конспект музыкально-игровой развивающей ситуации на основе интеграции образовательных областей с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)
Дети получили приглашение от Крепыша и отправляются к нему в гости. По пути они встречаются с тётушкой Чистюлей, доктором Айболитом и его пациентами. В содержании использованы игры на развитие музыкал...
Конспект НОД по речевому развитию на тему "Одежда" для старшей группы компенсирующей направленности
Конспект занятия разработан в рамках лексической темы "Одежда. Головные уборы"....
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...
Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности
В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....
Рекомендации для родителей по теме "Посуда" в старшей группе компенсирующей направленности.
Рекомендации для родителей по теме "Посуда" в старшей группе компенсирующей направленности....
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя Задания для логочаса в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Транспорт»
Рекомендации для воспитателей....