Игры и игровые упражнения для родителей и воспитателей по теме «Общение» (в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР)
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Из опыта работы я предлагаю игры и игровые упражнения, помогающие общаться с детьми и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Улыбка» г. Феодосии  Республики Крым»

Игры и игровые упражнения

           для родителей и воспитателей по теме «Общение»

(в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР)                          

                                                                             

                                                                          Разработала: учитель-логопед

                                                                          Воробьева Людмила Владимировна

                                                     

г. Феодосия

2014 г.

       С помощью каких игровых упражнений логопед общается с родителями и воспитателями? Мы практикуем, показываем артикуляционную гимнастику, пальчиковую и дыхательную гимнастику, даём рекомендации, упражнения по обучению грамоте, развитию фонематического восприятия, обогащению лексико-грамматических категорий, автоматизацию звуков, развиваем память, мышление, внимание – всё игровой форме, по принципу «Учим, играя». Из опыта своей работы я предлагаю некоторые игры и игровые упражнения, помогающие общаться с детьми и родителями.      

       Артикуляционная гимнастика: развивает подвижность, активность мышц языка, губ, подъязычной уздечки. Как правильно проводить гимнастику – в папке «Артикуляционная гимнастика» (по 5-7 минут ежедневно, дозировка – 2-3 упражнения и т.д.). Например, упражнение: «Змейка» - показываю картинку, читаю стихотворение, «жалом» следует ужалить себя, чтобы напрячь высунутый язык. При необходимости указательным пальцем можно нарисовать змейку на песке, произнести твёрдо звук [ш].  Иногда губы следует намазать варением, мёдом, выполняется упражнение «Вкусное варенье». Часто домой даю картинки с упражнениями: «Дятел», «Грибок», «Парус», способствующие подъему языка вверх.

       Пальчиковая гимнастика: мелкая моторика пальцев рук у детей развита недостаточно, слабо. Я часто предлагаю родителям папку «Пальчиковая гимнастика», советую, как и для чего выполнять упражнения. Например, по теме «Семья»: «Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка и т.д.», по теме «Транспорт»: «Маленькая лодочка по реке плывёт и т.д.». «Пароход плывёт по речке и труба дымит как печка»: [ы]. Логопед произносит тихо звук [ы], быстро, а родители с детьми – громко, долго, протяжно. Таким образом, родители в играх, подражая, соревнуясь, должны играть с детьми каждый день. Часто предлагаю массаж для пальцев рук, его приёмы: поглаживание, растирание и т.д. Используем часто карандаши, каштаны, логопедические щетки, Су-джок. На руке находятся биологически активные точки нашего организма, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Используем игры, в которых речь постоянно сопровождается с движениями пальцев рук: например: «Качели», «Строим дом» – по лексической теме «Дом, его части». Дома, еженедельно дети занимаются с родителями по логопедическим тетрадям, по данным темам, например: «Посуда», «Мебель», «Одежда» и т.д. В этих тетрадях загадки, игры с буквами, упражнения по лексическим темам, позволяющие развивать внимание, память, мышление, активизировать знания по данным темам.

       Взаимосвязь логопеда с родителями производится также посредством информационного стенда, он называется «Логопедический уголок». Имеет ряд положительных сторон: родители получают информацию в удобное для себя время (утром, вечером); материал недели преподносится в краткой, сжатой форме, например: «Овощи» - лексическая тема; пальчиковая гимнастика: упражнение «Мы капусту рубим …»; артикуляционная гимнастика: упражнения «Толстячок», «Худышка»; на развитие внимания  -игры на обобщение и исключение; на окончания слов во множественном числе игра «Один – много» (одна капуста – много капуст и т.д.).

       Дыхательная гимнастика: имеет большое значение правильная регуляция вдоха и выдоха. Часто предлагаю пропевание гласных звуков на выдохе, упражнения на дыхание: «Задуй свечку», «Одуванчик», «Листопад» и т.д. Предлагаю папку, в которой советы, рекомендации, как правильно проводить дыхательную гимнастику в игровой форме.

       Обучение грамоте: дети и родители должны чётко различать понятия: звуки, буквы, слоги, слова, выделять звуки в начале, в конце слов, например, в играх: «Какой первый звук в словах: утро, улица и т.д.», «Какой последний звук в словах: диван, лимон и т.д.». Различать твёрдые, мягкие согласные звуки, например, в игре «Скажи наоборот» (м – мь, п – пь, ла – ля, лу – лю и т.д.), которые развивают фонематическое восприятие. Важна дифференциация звуков [б - п], [д - т], [к -г] в словах: бочка – почка, дом – том, код – год и т.д.

       Коррекция звукопроизношения: в домашних условиях дети с родителями отрабатывают заданный звук изолированно, в слогах, в словах, предложениях, используя игры и игровые упражнения по методике Косиновой Е.М., Коноваленко В.В., Комаровой Л.В., которые логопед выдаёт домой каждому ребёнку индивидуально.

       Игры по компьютеру: помогают развивать внимание, память, мышление, речь ребёнка. Связь: логопед – ребёнок – родитель, логопед – ребёнок – воспитатель очень важна. Взрослый, общаясь дома с ребёнком, видит, слышит, насколько ребёнок усидчив, внимателен, как усваивает материал и т.д.

      Работая с воспитателями, я предлагаю игры, упражнения на вторую половину дня, например: отрабатывается слоговая структура слов: вер – то – лёт, са - мо – лёт и т.д.;  на развитие мелкой моторики – обведи по контуру, штриховка и т.д.; заучивание стихотворений. Воспитателям ежемесячно предлагается папка «Консультации для воспитателей», имеется «Дневник взаимосвязи воспитателя и логопеда». Воспитатель во второй половине дня  помогает детям читать слова по пособиям логопеда, составлять рассказы по картинкам, что способствует развитию связной речи.

       Мы общаемся с детьми, с родителями, в коллективе – друг с другом. Предлагаю практикум для педагогов «Общаться позитивно, что это значит».

       Первое упражнение: с поклоном произнесём (взявшись за руки): «Добрый день!», «Здравствуйте!». Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

      Второе упражнение: в круге, чтобы настроиться на позитивное общение: «Вы ещё не знаете, что я …» и продолжаете фразу любым высказыванием о себе (например: научилась кататься на велосипеде, люблю путешествовать и т.д.).

      Игра «Составим портрет»: первая подгруппа  - «Самый приятный родитель в общении» (описать качества), вторая подгруппа – «Самый трудный родитель в общении».

      Тест «Важней всего погода в ДУЗ» (примите результаты теста без обид и задумайтесь): «Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но, когда вы приходите домой, кушаете, то обнаруживаете, что повидло внутри отсутствует. Ваша реакция на эту неудачу?»

      Первый вариант – относите булочки назад в магазин, требуете взамен другие.

      Второй вариант – говорите себе: «Бывает!» - и съедаете пустой пончик.

      Третий вариант – съедаете что – то другое.

      Четвёртый вариант – намазываете булочку вареньем, чтобы было вкуснее.

      Если вы выбрали первый вариант: значит, это человек,  не поддающийся  панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя, как организованную личность, иногда относится к  коллегам с некоторым превосходством.

      Если кто-то выбрал второй вариант: это мягкий, терпеливый, гибкий человек. С ним легко наладить отношения, коллеги могут найти у него поддержку. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте.

     Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения, быстро действовать. В отношениях с коллегами может быть настойчив, резок, требуя чёткости, ответственности.

    Выбор четвёртого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к новаторским идеям. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

   Будем общаться позитивно с детьми, родителями, друг с другом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СТАНЬ КРЕПЫШОМ" Конспект музыкально-игровой развивающей ситуации на основе интеграции образовательных областей с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)

Дети получили приглашение от Крепыша и отправляются к нему в гости. По пути они встречаются с тётушкой Чистюлей, доктором Айболитом и его пациентами. В содержании использованы игры на развитие музыкал...

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Одежда" для старшей группы компенсирующей направленности

Конспект занятия разработан в рамках лексической темы "Одежда. Головные уборы"....

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности

В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....

Рекомендации для родителей по теме "Посуда" в старшей группе компенсирующей направленности.

Рекомендации для родителей по теме "Посуда" в старшей группе компенсирующей направленности....