Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к Мишке в осенний лес».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект непрерывной образовательной деятельности с ИКТ презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №21 «Белочка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«В гости к Мишке в осенний лес».
Выполнила:
учитель-логопед
Шаповалова М.А.
с. Паша
2017 г.
Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах и простых предложениях.
Задачи:
- Коррекционно – образовательные:
уточнение представления детей о звуке [Ш];
закрепление лексической темы "Осень".
- Коррекционно - развивающие:
закрепление навыков правильного произношения звука [Ш] в словах, коротких предложениях;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие фонематического слуха и фонематического представления;
развитие речевого дыхания;
закрепление умения определять место звука в слове;
развитие внимания, памяти, мышления и воображения;
повышение работоспособности головного мозга;
развитие тактильной чувствительности;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
упражнения в умении грамматически правильно изменять предложение;
профилактика нарушения зрения;
развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
- Коррекционно - воспитательные:
формирование положительной мотивации на занятии;
воспитание навыков речевого общения друг с другом, умение слушать;
воспитание любви к природе, умение видеть ее красоту.
Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, 7 клубков ниток, 7 зеркал, картинки с насекомыми, изображение дерева и норки, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, су-джок, 7 пеньков из картона, картинки на звук [Ш], лукошко с шишками, предметные картинки со звуком [Ш], проектор, экран, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).
- Посмотрите на свои бейджики, Кто выбрал бейджик с желтым листочком, тот идёт заниматься с воспитателем, а кто выбрал бейджик с красным листочком, подойдите, пожалуйста, ко мне!
Дети и логопед встают в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М..)
Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Логопед находит письмо и читает его:
«Ребята, пишет вам медведь Миша. У меня потерялся звук [Ш]. Теперь, я говорю неправильно слова. Помогите мне найти потерявшийся звук».
Собирайтесь скорее,
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном,
Поиграем, отдохнем.
– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук [Ш], необходимо выполнить интересные задания.
Дети садятся на стулья.
Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.
2. Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
Язык широкий покажи,
И лопатку подержи.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. | следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. |
«Качели»
А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. | следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.
Описание: | Методические указания: |
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. | следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). |
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. | следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. | следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. |
Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.
3. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять | (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке) |
Будем листья собирать | (сжимать и разжимать кулачки) |
Листья берёзы, | (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке) |
Маме осенний букет отнесём. | («шагать» по столу средним и указательным пальчиками) |
4. Массаж пальцев су-джоками
(Покатаем су-джок в ладонях (колобок-колбаска), а затем выполняем движения с кольцами су-джока по стихотворному тексту.)
На правой руке:
Этот малыш – Илюша, (на большой палец)
Этот малыш – Ванюша, (указательный)
Этот малыш – Алёша, (средний)
Этот малыш – Антоша, (безымянный)
А маленького малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка – Танюша; (на большой палец)
Эта малышка – Ксюша; (указательный)
Эта малышка – Маша; (средний)
Эта малышка – Даша; (безымянный)
А маленькую зовут Наташа (мизинец).
Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые картинки. Кто на них изображен? (Насекомые и лесные звери). Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь). А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку). Давайте мы им поможем. Прикрепите картинки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).
Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.
В лес по сказочной тропинке, Но пройти ее придется Нам ребятушки с клубком! Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок. - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: что вы действительно шли по лесу. (Дети делятся впечатлениями, кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.д.) - Вот мы с вами и в лесу! |
Здравствуй лес, дремучий лес, Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои! |
Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...). И снова нас ждет испытание.
5. Дыхательное упражнение. Листопад.
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам осенние листики, а вы должны будете сильно сдуть с них фрукты. Воздух набираем носиком, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
Звучит музыкальное сопровождение.
Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.
6. Развитие фонематического слуха
Игра называется "Поймай звук [Ш]. Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук [Ш]:
– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.
7. Произношение изолированного звука (Ш)
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].
8. Анализ артикуляции звука [Ш]
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
9. Характеристика звука [Ш]
Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:
- Звук [Ш] – согласный или гласный? (согласный);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
Логопед: Найдите на экране символ звука [Ш]
Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш] (мальчик в синей футболке без колокольчика).
10. Физкультурная пауза. (Упражнение «Живой конструктор»)
Логопед: Я хочу предложить вам очень интересное задание. Сейчас Дима, Егор, Кирилл и Лиана лягут на ковёр, а Ксюша скажет им, как нужно лечь, чтобы сложить большую букву Ш.
Ребенок: Дима ляжет слева, Лиана ляжет справа, Кирилл между ними, а Егор перпендикулярно.
Логопед. Какая буква получилась?
А теперь все встаньте на ковёр, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.
11. Гимнастика для глаз «Пальминг»
12. Упражнение «К какой схеме относится слово»
Определи место звука [Ш] в названиях картинок. Звук [Ш] в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка
Звук [Ш] находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:
(Дети определяют, к какой схеме относятся слова).
И вот что у нас получилось:
13. Автоматизация произношения звука [Ш] в словах
Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.
- Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по пенечку и произнести слово с картинки правильно три раза.
(Дети выполняют задание)
Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
14. Автоматизация звука [Ш] в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.
У Даши лошадка. Это ...
У Паши машина. Это ...
У Маши мышь. Это ...
У Миши шары. Это ...
У Наташи петушок. Это ...
15. Игра с мячом «Парочки».
Логопед приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч.
Логопед. Сыграем в игру с мячом. Я буду произносить слог со звуком [С] и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч и произносить слог уже со звуком [Ш], не меняя гласного звука.
Логопед. Са
1-й ребенок. Ша
Логопед. Су
2-й ребенок. Шу и т.д.
Логопед. Отлично. Теперь поиграем со словами. Меняйте в моих словах звук [с] на звук [ш]. Каска
1-й ребенок. Кашка
(Маска-Машка, миска-мишка, ириска-Иришка.
Итог занятия.
Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? [Ш].
– Теперь он будет говорить правильно.
Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)
- Ребята, что вам было интересно сегодня на занятии? Какое задание вы бы выполнили еще раз? Что было трудно?
- Вы все были молодцами, и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке.
Логопед: - Закроем глазки…
Раз, два, три, четыре, пять
В группе окажись опять.
Вот мы снова оказались в нашей группе! И последнее задание от Мишки. Он предлагает вам раскрасть каштановые листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности. «В гости к мишке Тишке.»
Конспект непосредственно образовательной деятельности. ...
конспект непосредственной образовательной деятельности "В гостях у Мишки" 2 младшая группа
занятие для детей направлено на развитие психически познавательных в окружающем мире....
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы
Итоговое мероприятие по теме "Осень" в средней группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы ДОУ: «Осень, осень, в гости просим»
с использование современных образовательных технологий;игровая технология;информационно-коммуникативная технология;гуманно-личностная технология...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...
Конспект организованной образовательной деятельности "В гости к Мишке"
Конспект ООД для средней группы...
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Спасите Осень" (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие")
Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы"Спасите Осень"(образовательная область "Художественно-эстетическое развитие")...