Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шевцова Лариса Анатольевна

Составление фильма о зиме для африканских детей. Проведение опытов: "Почему снег белый?", "Почему снег скрипит в морозную погоду?", "Рисование свечой". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon film_o_zime.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»

Цель занятия: обобщить представления детей о зимней природе родного края при помощи познавательной, речевой и изобразительной деятельности;

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы;

- аткивизировать словарь детей по лексической теме «Зима»;

- уточнить знания детей о диких животных родного края, зимующих птицах, зимних забавах, новогоднем празднике;

- учить детей делать выводы;

- развивать связную речь детей, навыки исследовательской деятельности, художественное творчество и навыки рисования, мелкую моторику рук и логическое мышление;

- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение и желание наблюдать за красотой природных явлений, красотой родной природы.

Предварительная работа: наблюдение за приметами зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о диких животных, зимующих птицах, зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по картине, вырезание снежинок, рисование «морозного узора» свечой.

Оборудование: посылка, письмо, бумажные снежинки, стаканчики с водой, пустые стаканчики, тарелочки, кусочки пленки, лента для фильма, картинки, полотно с наклеенными следами животных, картина «Кормушка зимой», птички, кисточки, листы бумаги, акварельные краски, салфетки.

                                                Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

Игра «Друзья»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнемся.

Мы сегодня поиграем?        

-Поиграем.

Мы сегодня посчитаем?

-Посчитаем.

Экспериментировать мы будем?

-Будем.

Пошутить мы не забудем?

-Не забудем.

И дружить мы крепче будем?

-Будем.

-Вот сколько интересных дел у нас сегодня.

Дети садятся на лавочки на ковре.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин, в руках держит посылку.

Печкин: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей) Я принес вам посылку, но ее вам не отдам.

Воспитатель: Это почему?

Печкин: А вы сначала назовите адрес вашего детского сада. Если назовете верно, то посылка ваша.

Воспитатель: Ребята, выручайте. Кто из вас может назвать адрес нашего детского сада?

Дети: Россия, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Пешехонова, дом 10 «а»,

 д/с №1, группа «Маргаритка»

Печкин: Так, так. Все правильно. Теперь посылка ваша. Только надо расписаться вот здесь. Отдает посылку. До свидания, ребята, мне еще нужно много писем доставить.

Уходит.

Воспитатель: Откуда пришла посылка? Обратного адреса нет.

(дети угадывают очертания Африки, называют ее) Чтобы открыть ее, нужно сосчитать до 10 и обратно. (дети считают хором)

- Ребята, здесь лежит письмо. Давайте его прочтем:

«Здравствуйте, дети! Пишут вам друзья из далекой и жаркой  Африки. Недавно мы узнали о существовании вашей страны, нам рассказали о традициях и обычаях русского народа. А в интернете мы нашли много-много фотографий с изображением вашей природы. Но почему-то на этих фотографиях много чего-то непонятного белого. Это белое везде: на земле, на домах, на деревьях, на машинах, даже на людях. У нас в Африке такого не бывает. Пожалуйста, объясните нам, что же это такое? И еще расскажите, пожалуйста, о природе родного края. »

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? Что же это «белое»?  Когда выпадает снег?  Какие еще времена года бывают в нашей стране?  В Африке всегда жарко, всегда лето. Вот почему дети не узнали снег. Как мы можем рассказать детям о снеге, о зиме? Мы «снимем» фильм, в котором расскажем африканским детям о зиме в  нашей стране, о зимней природе.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.

Дети рассказывают стихи о зимних месяцах.

Фильм № 1 «Зимний день»

Воспитатель: Мороз и солнце;  день чудесный!

                    Под голубыми небесами

                    Великолепными коврами,

                    Блестя на солнце, снег лежит;

                     Прозрачный лес один чернеет

                     И ель сквозь иней зеленеет,

                     И речка подо льдом блестит.

1 кадр: «Приметы зимы»

Дети составляют рассказ по картине.

«Зимой на улице мороз. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов.  Снег укрыл землю белым пушистым одеялом. Река замерзла и покрылась льдом. Люди в домах топят печки.»

Воспитатель: Отгадайте загадку: Покружилась звездочка

                                               В воздухе немножко.

                                               Села и растаяла

                                               На моей ладошке.

Что такое снежинка? (это замерзшая капля воды)

Фильм №2 «Снежинка - застывшая красота»

Фильм №3 «Образование снежинки»

Воспитатель: Какого цвета снег? Почему? Сейчас мы выясним это в лаборатории – там проведем эксперименты.

 Важное дело – эксперимент,

 в нем интересен каждый момент.

Дети садятся за столы.

        Высоко в небе капли воды замерзают и превращаются в прозрачные кристаллы льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, получается снежинка.

        У вас на столах есть маленькие кусочки пленки. Возьмите один, какого он цвета? (бесцветный, прозрачный)  Представьте, что это маленькие прозрачные кристаллики.  В небе они соединяются вместе. Опустите в стаканчики кусочки прозрачной пленки. Какой цвет получился в стаканчиках? Почему цвет белый?

Вывод: Снег состоит из множества прозрачных кристалликов, когда они соединяются, то получается белый цвет.

Мы с вами,  как настоящие ученые,  сделали маленькое научное открытие.

Включается запись: скрип снега под ногами.

Воспитатель: Что это за звуки? (Кто-то идет)

Как вы догадались, что кто-то идет? Вы же никого не видите? (Мы слышим, как скрипит снег под ногами.)

Почему скрипит снег?  Ответы детей.

Я предлагаю провести эксперимент, чтобы выяснить, почему скрипит снег.

                Важное дело – эксперимент,

                В нем интересен каждый момент.

Из чего состоит снег? (Из снежинок)

Послушайте, что будет, если сломать лучик у снежинки?

Оторвать лучик у бумажной снежинки.

Вы слышали звук? А теперь попробуйте вы.

Дети отрывают лучики от своих снежинок.

Что вы слышали? А почему же скрипит снег под ногами, когда мы по нему идем?

Ответы детей.

Вывод: Снег скрипит  потому, что ломаются лучики у снежинок (кристаллы).

Мы с вами ломали сухую снежинку, какою она бывает в морозный день. Но бывает, среди зимы становится тепло. Как называется это зимнее явление? (Оттепель) В это время снег становится мокрым. Будет ли он скрипеть?

Сделаем наши снежинки мокрыми. Опустите лучик снежинки в воду, теперь оторвите его. Слышали ли мы скрип? Почему?

Вывод: Скрипит сухой морозный снег, а мокрый снег не скрипит.

Дети переходят на ковер.

Физкультминутка:

Станем мы деревьями

Крепкими, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

Наше тело - крепкий ствол –

Он чуть-чуть качается

И своею макушкой

В небо упирается.

Наши руки – ветви,

Крону образуют.

Вместе им не страшно,

Если ветры дуют.

Кадр № 2 «Деревья зимой»

Дети составляют рассказ по картине.

«Зимой деревья  стоят голые. Они спят. Только ели и сосны стоят зеленые. Снег укрыл деревья. Они надели снежные шапки и шубки.»

Проводится упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Старая  седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: З-з-з-з-з-з (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: М-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: М-м-м-м-м-м (громко, низким голосом)

Стонут березы: М-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)

Шумят ели и сосны: Ш-ш-ш-ш-ш-ш

Стихает вьюга: С-с-с-с-с-с

Кадр №3 «Птицы зимой»

Дети составляют рассказ по картине.

«Холодно и голодно птицам зимой. Люди делают кормушки и вешают их на деревья.

Дети приносят птицам зернышки, хлебные крошки, а синичкам кусочки сала.»

Дидактическая игра «Кто прилетит к кормушке зимой?»

Выбрать зимующих птиц, посадить их на кормушку к их любимой еде.

Воспитатель: Как называются эти птицы? (Зимующие) А какие еще бывают птицы?(Перелетные)  Есть еще одна группа птиц . Это – кочующие птицы. Эти птицы перелетают с места на место в поисках еды. К ним относятся: снегири, синицы, дрозды.

Кадр №4 «Звери зимой»

Дети составляют рассказ по картине. 

«Зимой у зверей мех теплый пушистый. Заяц стал белым. Ему так легче спрятаться в снегу от волка и лисы. Другие животные легли спать. Это медведь, еж.»

Дидактическая игра «Снежная азбука»

Выбрать маски животных, найти их следы и пройти по ним.

Кадр № 5 «Люди зимой»

Дети составляют рассказ по картине.

«Зимой люди  одевают зимнюю одежду: теплые шапки, сапоги, варежки, пальто и меховые шубы. »

Физкультминутка:

Вот на улице мороз!

Ну-ка, все потрите нос.

Ни к чему нам бить баклуши.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали!

Кадр № 6 «Зимние забавы»

Дети составляют рассказ по картине.

«Зима – веселое время года для детей.  Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.»

Пантомима.

Дети изображают зимние забавы и отгадывают их.

Кадр №7 «Новый год»

Дети составляют рассказ по картине.

«Зимой приходит любимый праздник детей и взрослых – Новый год.  В домах наряжают елки.  Ночью Дед Мороз кладет под елку подарки .»

Воспитатель: Вот мы и составили фильм о зиме.  Как вы думаете, африканские дети много узнают о нашей зиме, о снеге, о снежинках? Отгадайте загадку:

        Ветер ставнями стучит,

        А чудесный лес молчит.

        Не качает, как живой,

        Серебристою листвой.

        А весна дохнет теплом,

        Двор проглянет за стеклом .  (морозный узор)

Мы сейчас с вами нарисуем морозный узор на стекле и отошлем его африканским детям. Посмотрите, какие бывают узоры в природе.

Фильм  №4 «Морозные узоры»

Дети рисуют «морозные узоры».

Воспитатель: Какие красивые узоры у вас получились! Давайте отошлем их вместе с нашим фильмом.

 Ребята, африканские дети прислали нам фрукты.  Посмотрите, какие.

Мы сейчас соберем посылку, а вечером я отнесу ее на почту.

Вот и закончилось наше занятие.  О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали?  Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с элементами драматизации в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе.Тема: "Продукты питания. Драматизация сказки "Колобок""...

«Путешествие в зимний лес» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами (ФГОС) в старшей группе.

Интеграция  образовательных областей:  «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», &la...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе "Перелетные птицы"

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему:«Путешествие в город профессий»Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-ПетербургЗадачи:Образ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе по произведениям К. Ушинского

Цель занятия: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи....