Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Составление фильма о зиме для африканских детей. Проведение опытов: "Почему снег белый?", "Почему снег скрипит в морозную погоду?", "Рисование свечой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
film_o_zime.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»
Цель занятия: обобщить представления детей о зимней природе родного края при помощи познавательной, речевой и изобразительной деятельности;
Задачи:
- уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы;
- аткивизировать словарь детей по лексической теме «Зима»;
- уточнить знания детей о диких животных родного края, зимующих птицах, зимних забавах, новогоднем празднике;
- учить детей делать выводы;
- развивать связную речь детей, навыки исследовательской деятельности, художественное творчество и навыки рисования, мелкую моторику рук и логическое мышление;
- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение и желание наблюдать за красотой природных явлений, красотой родной природы.
Предварительная работа: наблюдение за приметами зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о диких животных, зимующих птицах, зимних забавах, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление описательных рассказов по картине, вырезание снежинок, рисование «морозного узора» свечой.
Оборудование: посылка, письмо, бумажные снежинки, стаканчики с водой, пустые стаканчики, тарелочки, кусочки пленки, лента для фильма, картинки, полотно с наклеенными следами животных, картина «Кормушка зимой», птички, кисточки, листы бумаги, акварельные краски, салфетки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.
Игра «Друзья»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы сегодня поиграем?
-Поиграем.
Мы сегодня посчитаем?
-Посчитаем.
Экспериментировать мы будем?
-Будем.
Пошутить мы не забудем?
-Не забудем.
И дружить мы крепче будем?
-Будем.
-Вот сколько интересных дел у нас сегодня.
Дети садятся на лавочки на ковре.
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин, в руках держит посылку.
Печкин: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Кто я? (ответы детей) Я принес вам посылку, но ее вам не отдам.
Воспитатель: Это почему?
Печкин: А вы сначала назовите адрес вашего детского сада. Если назовете верно, то посылка ваша.
Воспитатель: Ребята, выручайте. Кто из вас может назвать адрес нашего детского сада?
Дети: Россия, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Пешехонова, дом 10 «а»,
д/с №1, группа «Маргаритка»
Печкин: Так, так. Все правильно. Теперь посылка ваша. Только надо расписаться вот здесь. Отдает посылку. До свидания, ребята, мне еще нужно много писем доставить.
Уходит.
Воспитатель: Откуда пришла посылка? Обратного адреса нет.
(дети угадывают очертания Африки, называют ее) Чтобы открыть ее, нужно сосчитать до 10 и обратно. (дети считают хором)
- Ребята, здесь лежит письмо. Давайте его прочтем:
«Здравствуйте, дети! Пишут вам друзья из далекой и жаркой Африки. Недавно мы узнали о существовании вашей страны, нам рассказали о традициях и обычаях русского народа. А в интернете мы нашли много-много фотографий с изображением вашей природы. Но почему-то на этих фотографиях много чего-то непонятного белого. Это белое везде: на земле, на домах, на деревьях, на машинах, даже на людях. У нас в Африке такого не бывает. Пожалуйста, объясните нам, что же это такое? И еще расскажите, пожалуйста, о природе родного края. »
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? Что же это «белое»? Когда выпадает снег? Какие еще времена года бывают в нашей стране? В Африке всегда жарко, всегда лето. Вот почему дети не узнали снег. Как мы можем рассказать детям о снеге, о зиме? Мы «снимем» фильм, в котором расскажем африканским детям о зиме в нашей стране, о зимней природе.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
Дети рассказывают стихи о зимних месяцах.
Фильм № 1 «Зимний день»
Воспитатель: Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
1 кадр: «Приметы зимы»
Дети составляют рассказ по картине.
«Зимой на улице мороз. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. Снег укрыл землю белым пушистым одеялом. Река замерзла и покрылась льдом. Люди в домах топят печки.»
Воспитатель: Отгадайте загадку: Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
Что такое снежинка? (это замерзшая капля воды)
Фильм №2 «Снежинка - застывшая красота»
Фильм №3 «Образование снежинки»
Воспитатель: Какого цвета снег? Почему? Сейчас мы выясним это в лаборатории – там проведем эксперименты.
Важное дело – эксперимент,
в нем интересен каждый момент.
Дети садятся за столы.
Высоко в небе капли воды замерзают и превращаются в прозрачные кристаллы льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, получается снежинка.
У вас на столах есть маленькие кусочки пленки. Возьмите один, какого он цвета? (бесцветный, прозрачный) Представьте, что это маленькие прозрачные кристаллики. В небе они соединяются вместе. Опустите в стаканчики кусочки прозрачной пленки. Какой цвет получился в стаканчиках? Почему цвет белый?
Вывод: Снег состоит из множества прозрачных кристалликов, когда они соединяются, то получается белый цвет.
Мы с вами, как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие.
Включается запись: скрип снега под ногами.
Воспитатель: Что это за звуки? (Кто-то идет)
Как вы догадались, что кто-то идет? Вы же никого не видите? (Мы слышим, как скрипит снег под ногами.)
Почему скрипит снег? Ответы детей.
Я предлагаю провести эксперимент, чтобы выяснить, почему скрипит снег.
Важное дело – эксперимент,
В нем интересен каждый момент.
Из чего состоит снег? (Из снежинок)
Послушайте, что будет, если сломать лучик у снежинки?
Оторвать лучик у бумажной снежинки.
Вы слышали звук? А теперь попробуйте вы.
Дети отрывают лучики от своих снежинок.
Что вы слышали? А почему же скрипит снег под ногами, когда мы по нему идем?
Ответы детей.
Вывод: Снег скрипит потому, что ломаются лучики у снежинок (кристаллы).
Мы с вами ломали сухую снежинку, какою она бывает в морозный день. Но бывает, среди зимы становится тепло. Как называется это зимнее явление? (Оттепель) В это время снег становится мокрым. Будет ли он скрипеть?
Сделаем наши снежинки мокрыми. Опустите лучик снежинки в воду, теперь оторвите его. Слышали ли мы скрип? Почему?
Вывод: Скрипит сухой морозный снег, а мокрый снег не скрипит.
Дети переходят на ковер.
Физкультминутка:
Станем мы деревьями
Крепкими, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
Наше тело - крепкий ствол –
Он чуть-чуть качается
И своею макушкой
В небо упирается.
Наши руки – ветви,
Крону образуют.
Вместе им не страшно,
Если ветры дуют.
Кадр № 2 «Деревья зимой»
Дети составляют рассказ по картине.
«Зимой деревья стоят голые. Они спят. Только ели и сосны стоят зеленые. Снег укрыл деревья. Они надели снежные шапки и шубки.»
Проводится упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»
Старая седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: З-з-з-з-з-з (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: М-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: М-м-м-м-м-м (громко, низким голосом)
Стонут березы: М-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом)
Шумят ели и сосны: Ш-ш-ш-ш-ш-ш
Стихает вьюга: С-с-с-с-с-с
Кадр №3 «Птицы зимой»
Дети составляют рассказ по картине.
«Холодно и голодно птицам зимой. Люди делают кормушки и вешают их на деревья.
Дети приносят птицам зернышки, хлебные крошки, а синичкам кусочки сала.»
Дидактическая игра «Кто прилетит к кормушке зимой?»
Выбрать зимующих птиц, посадить их на кормушку к их любимой еде.
Воспитатель: Как называются эти птицы? (Зимующие) А какие еще бывают птицы?(Перелетные) Есть еще одна группа птиц . Это – кочующие птицы. Эти птицы перелетают с места на место в поисках еды. К ним относятся: снегири, синицы, дрозды.
Кадр №4 «Звери зимой»
Дети составляют рассказ по картине.
«Зимой у зверей мех теплый пушистый. Заяц стал белым. Ему так легче спрятаться в снегу от волка и лисы. Другие животные легли спать. Это медведь, еж.»
Дидактическая игра «Снежная азбука»
Выбрать маски животных, найти их следы и пройти по ним.
Кадр № 5 «Люди зимой»
Дети составляют рассказ по картине.
«Зимой люди одевают зимнюю одежду: теплые шапки, сапоги, варежки, пальто и меховые шубы. »
Физкультминутка:
Вот на улице мороз!
Ну-ка, все потрите нос.
Ни к чему нам бить баклуши.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали,
По плечам похлопали,
Ножками затопали!
Кадр № 6 «Зимние забавы»
Дети составляют рассказ по картине.
«Зима – веселое время года для детей. Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.»
Пантомима.
Дети изображают зимние забавы и отгадывают их.
Кадр №7 «Новый год»
Дети составляют рассказ по картине.
«Зимой приходит любимый праздник детей и взрослых – Новый год. В домах наряжают елки. Ночью Дед Мороз кладет под елку подарки .»
Воспитатель: Вот мы и составили фильм о зиме. Как вы думаете, африканские дети много узнают о нашей зиме, о снеге, о снежинках? Отгадайте загадку:
Ветер ставнями стучит,
А чудесный лес молчит.
Не качает, как живой,
Серебристою листвой.
А весна дохнет теплом,
Двор проглянет за стеклом . (морозный узор)
Мы сейчас с вами нарисуем морозный узор на стекле и отошлем его африканским детям. Посмотрите, какие бывают узоры в природе.
Фильм №4 «Морозные узоры»
Дети рисуют «морозные узоры».
Воспитатель: Какие красивые узоры у вас получились! Давайте отошлем их вместе с нашим фильмом.
Ребята, африканские дети прислали нам фрукты. Посмотрите, какие.
Мы сейчас соберем посылку, а вечером я отнесу ее на почту.
Вот и закончилось наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с элементами драматизации в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе.Тема: "Продукты питания. Драматизация сказки "Колобок""...
«Путешествие в зимний лес» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами (ФГОС) в старшей группе.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», &la...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе "Перелетные птицы"
Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему:«Путешествие в город профессий»Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-ПетербургЗадачи:Образ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе по произведениям К. Ушинского
Цель занятия: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи....