"Весеннее пробуждение"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Лапкина Марина Юрьевна

Весна - удивительное время года! Природа весной - это особый мир, который поражает своей необыкновенностью. Ни одна другая пора года не может похвастать такими изменениями, которые происходят весной. Сначала она просыпается от зимнего сна и поначалу выглядит немного сонной, неуверенной. Однако с каждым днем она начинает вступать в свои права и набирать силу.Солнечные лучи становятся все теплее, снега тоже становится все меньше, он все ещё пытается обхитрить весну и спрятаться в лесу, под деревьями, но солнце и там его находит, не оставляя ему никакого шанса. В небе раздаются крики перелетных птиц, возвращающихся на родину. Набухают почки на деревьях, и появляются крохотные зеленые листочки. Вместе с весной приходят теплые дни, наступает новая жизнь.

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями. 
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение,  солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.
Ход занятия:
I  часть.
Воспитатель читает народные припевки:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное, из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла,
Сама оступилась,
Под гору скатилась.
– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
- А как вы думаете, почему автор называет зиму “ведьма, старая Яга”, а весну - “Красная”?
- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
II часть.
На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. 
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение. 
- Догадайтесь, что такое сокодвижение? \
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие  листочки).\
- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. 
Когда это бывает?
- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).
- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом. 
- Почему весной становится так много птиц? Чем они заняты по приходу весны? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)
- А весной чем птицы питаются,? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, паучки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)
Физкультминутка. 
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел 
Шевельнулся, потянулся – 
Взвился вверх и полетел.(Повторить 4 раза).
III  часть.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали: 
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья  и т.д.
IV  часть.
- Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки  - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.). 
- Я вам предлагаю заняться необычным делом, из  цветных ниток на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать.)
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Зимние забавы детей »

Слайд 2

Ай да сани, вот это сани: Так и мчатся под горку сами! Поднимают клубы метели... А потом кувырком полетели.

Слайд 3

Вся земля в снегу, Я на лыжах бегу, Ты бежишь за мной. Хорошо в лесу зимой.

Слайд 4

У коньков одна забота - На каток идти охота, Где сверкает зимний лед, Чтобы бегать взад-вперед.

Слайд 5

Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой, Меня били, колотили! Ледяной водой облили, И скатились все потом С моего горба гуртом. (Горка)

Слайд 6

Мы из снега крепость строим – Начинали всё с нуля. Нас немного было – трое, А теперь – хоть отбавляй.

Слайд 7

Лечу на лыжах я во весь дух! С горы высокой и крутой у-у-х ! Смотрю вперед – мне незнаком страх. С горы спускаюсь и в сугроб- бах! Сижу в сугробе и кричу- Ой! И вылезаю весь в снегу, злой! Сначала слезы, а потом смех. Встаю на лыжи, лезу на- верх!!!

Слайд 8

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима .

Слайд 10

Мы снежную бабу Слепили на славу. На славу, на славу, Себе на забаву……

Слайд 11

Зимние забавы . Саньке – санки, Лизе – лыжи, Кольке — клюшки и коньки. Наступили для детишек Благодатные деньки. Снег в лесу и на аллеях, И река покрылась льдом . Одевайтесь потеплее- И на улицу бегом!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«БОГАТСТВА,ОТДАННЫЕ ЛЮДЯМ» ГБОУ «Школа№2117» Выполнила Лапкина Марина Юрьевна

Слайд 7

Именем П.И. Чайковского были названы Киевская и Московская консерватории, концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Весеннее пробуждение"

Интегрированное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, проводилось в рамках городского семинара  по преемственности "Детский сад - школа" (по освоению образовательных обла...

Конспект занятия для конкурса «Воспитатель года - 2014» «Весеннее пробуждение планеты Земля».

Цель: Учить изображать предметы, объекты  с помощью нетрадиционных приёмов  рисования. Задачи:  Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей раб...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – речевому направлению в подготовительной группе Тема: «Весеннее пробуждение (Обобщение)»

Программные задачи:Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь.Словарная работа: Расширять и уточнять знания детей об окружающе...

Конспект открытого логопедического занятия "Весеннее пробуждение природы"

Я проводила это занятие для слушателей повышения квалификации ККИДППО....

"Весеннее пробуждение"

Занятие по экологическому воспитанию в средней группе...

Положение о конкурсе чтецов "Весеннее пробуждение"

Конкурс направлен на создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей, выявления лучших чтецов среди детей, предоставления  им возможности для самовыражени...


 

Комментарии

Задорова Наталья Васильевна

Замечательный материал! Удачи!