Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по речевому развитию по теме «Как Алеша спас щенка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Агапова Татьяна Викторовна

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

 по речевому развитию по теме

«Как Алеша спас щенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kak_alesha_spas_shchenka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе

 по речевому развитию по теме

«Как Алеша спас щенка»

Автор конспекта НОД: 

Агапова Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ «Црр-д/с №6»,ул.Майская, д.11

Задачи приоритетной образовательной области: 

«Речевое развитие»: формировать умение детей составлять небольшие рассказы  творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»:

- Связная речь: упражнять детей составлять рассказ по предложенному плану на тему, предложенную воспитателем; развивать монологическую форму речи. Упражнять  высказывать свою точку зрения; овладевать  речью как средством общения и культуры.

- Грамматический строй речи: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Упражнять в образовании глаголов с приставками ( прыгать – перепрыгнуть, запрыгнуть, спрыгнуть, выпрыгнуть, подпрыгнуть и т. д. ). Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью; учить находить ошибки и исправлять их (Щенку очень понравился сладкий сахар). Развивать интеллектуальное и творческое мышление, внимание, память.

- Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое  произношение звука (Р).

- Формирование словаря: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (пуфик, табурет, контейнер); прилагательными, образованных от существительных (рис – рисовая…); наречиями, обозначающими отношение людей к труду, правилам вежливости, правилам отношения к окружающему миру.

«Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать нормы и ценности, принятые в обществе, воспитывать моральные и нравственные качества детей ; формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки других. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, скромность. Развивать социальный и эмоциональный интеллект; формировать сочувствие  и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу  к окружающему миру. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнить трудовое поручение.

 «Познавательное развитие»:

Развивать познавательные интересы детей, сенсорное развитие (умение выделять свойства предметов, включая слух, осязание), развивать любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение, творческую активность. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, выделять признаки предметов; умение определять материалы,  из которых сделаны предметы; упражнять  классифицировать (крупы, мебель). Воспитывать дружелюбие, дисциплинированность. Формировать желание действовать с интерактивной игрой. Формировать представление о чередовании времен года, частей суток и устанавливать последовательность событий (что сначала, что потом). Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать природу.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

- Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.  Продолжать формировать технические умения и навыки работы  с разнообразными материалами.  Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- Обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику детей. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, развивать внимание, память, слух.

Целевые ориентиры:

Самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему по плану; владеет средствами общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; способен решать интеллектуальные и личностные задачи, владеет необходимыми умениями и навыками.  Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, природе. Эмоционально отзывчивый, владеет предпосылками учебной деятельности, любознательный, активный. Развита крупная и мелкая моторика. Владеет предпосылками учебной деятельности, способен к самоконтролю и самооценке.

 

Предварительная работа:

- Наблюдение в природе за домашними животными; рассматривание картинок с разными породами собак, «Как ухаживать за собакой»; компьютерная презентация «Четвероногие питомцы»; определение любимого корма животных;

- дидактические игры: «Скажи по- другому», «Что не правильно?», «Из чего сделан предмет», «Когда это бывает?»; рассматривание коллекции «Крупы»; интерактивная игра «Слова со звуком Р», «ОН», «ОНА»;

-  составление небольших рассказов на заданную тему; оставление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы: Л. Толстой «Рассказы о животных», А. Введенский «Щенок и котенок»;

 - подвижные игры:  «День – ночь», «Солнышко и дождик»; коммуникативная игра «Секрет»; упражнение на развитие эмоциональной сферы детей «Ролевая гимнастика. Сесть в позе…».

- прослушивание песен «Люси», «Пропала собака»; просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»

Оборудование для педагога:

- Интерактивная доска SMART, ноутбук, мультимедийный проигрыватель,

- в качестве музыкального сопровождения используется минусовая песня Ф. Киркорова «Мы с тобой» и презентация «Четвероногие питомцы» для гостей;

-  песня для детей «Гулял без зонтика щенок»; слайды: «Солнышко и птица с конвертом»,  «Мальчик», «Щенок»; конверт с разрезными картинками «Мальчик», «Щенок»;  интерактивная игра «Выбор случайных чисел», интерактивная игра «Что умеет собака»; коробочка с веревкой.

Оборудование для детей:

Салфетки, коллекция круп, трафареты зонтиков  разных цветов с заранее нанесенным  слоем двустороннего скотча.

Ход НОД:

1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные

 задачи

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Пожелаем друг другу и нашим гостям хорошего настроения и удачного дня.

Доброе утро птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

(Воспитатель обращает  внимание детей на интерактивную доску: на доске анимация солнышко и полет птицы с конвертом).

Солнышко поздравляет нас с приходом весны и передает привет.

Как вы думаете, что в конверте? Хотите узнать? Давайте откроем и посмотрим. ( подходим к столам, отрываю конверт). Что это? Да здесь все картинки  разрезаны. Как узнать, что  нам подарило солнышко?  (дети: собрать картинки. Дети  ( по подгруппам )собирают две картинки: мальчик и щенок). Что получилось у вас? (щенок), а у вас? Вы догадались? ( ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это мальчик Алеша. Мы сочиняли про него много интересных и разных историй. И сегодня хочу предложить вам придумать новую историю про Алешу. Хотите? ( ответы детей, детям предлагаю пройти на стулья).

Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие

(Коммуникативная деятельность)

Познавательное развитие

(Коммуникативная)

Речевая ситуация

Сюрпризный момент

Овладение речью как средством общения и культуры; формировать нормы и ценности, принятые в обществе, воспитывать моральные и нравственные качества детей, правила вежливости.

 

Развивать любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение, творческую активность

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные

 задачи

Тогда история эта будет называться «Как Алеша спас щенка».

Предлагаю вам  придумать рассказ по такому плану: что  было вначале, что потом, а что в конце.

Итак, о чем можно сказать в начале истории? ( в какое время года произошла история, в какое время суток, с кем был Алеша, куда Алеша пошел, как увидел щенка?)

О чем можно рассказать потом? (где увидел щенка, какой был щенок, что сказа, сделал  Алеша)

Потом расскажите, что было дальше, чем закончилась история (как Алеша ухаживал за щенком, как они играли и дружили, каким стал щенок, какое имя дал мальчик своему питомцу)

Воспитатель: Кто желает начать свою историю?

( слушаем три  истории детей)

Вопросы детям: вам понравился рассказ? В своих рассказах, слово щенок можно заменить на питомец, четвероногий друг.

Какое имя придумал Алеша щенку? Почему он так назвал щенка?

Как бы вы назвали щенка?

Что можно добавить, изменить в этом рассказе?

Как вы думаете, почему Алеша так поступил?

Что можно сказать об Алеше? Какой он?  (дети: добрый, отзывчивый, самостоятельный, деловой, хозяйственный, ответственный, ласковый, внимательный, справедливый, чуткий, смышлёный, надежный, сердечный и т. д.)

А вы могли бы так поступить как Алеша? (дети:…) Почему?

Вот какие интересные истории у нас получились.

Мы с вами знаем  интересную историю про другого щенка; давайте вспомним. ( дети становятся по всему пространству группы для удобства)

Физкультминутка «История щенка»: звучит  песня «Гулял без зонтика щенок», на экране «Анимация Щенок ». Дети поют и двигаются в соответствии со словами.

  1. Гулял без зонтика щенок, щенок без зонтика промок.

От носика до хвостика, от хвостика до носика.

Тяв-тяв – повторить 4 раза.

  1. Он стал белее молоко, кудряшки словно облака.

От носика до хвостика, от хвостика до носика.

Тяв-тяв -4 раза повторить.

  1. Щенку понравилась вода, теперь он моется всегда.

От носика до хвостика, от хвостика до носика.

Тяв-тяв -4 раза.

Ну, вот и вспомнили  историю про щенка. Как вы думаете, в какое время года произошла эта история и почему? ( дети: я думаю, что эта история произошла летом, потому, что …)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Алешиного питомца теперь есть любимое лакомство. Закройте глаза, подумайте, что это за лакомство. Откройте глаза, попробую прочитать по вашим глазам, что это может быть. Это сахар! ( дети: точно!). Скажите ласково слово сахар (сахарок, сахарочек). Послушайте внимательно, я скажу предложение. Если я сказала не правильно, поправьте меня, поясните свой ответ, скажите правильно : Щенок очень любит сладкий сахар.   (Нет, неправильно, здесь лишнее слово сладкий, потому что сахар и так сладкий, зачем про него еще раз говорить).

И когда Алеша угощает щенка сахаром, тот начинает высоко прыгать и вилять хвостом. Покажите как.  Прыгать – это значит совершать действие.

Придумайте и назовите действие  с приставками к слову прыгать. А поможет нам  вот этот щенок. ( обращаю внимание детей на интерактивную доску с картинкой: детская комната с игрушками, столом, стульями, табуретами, коробками для игрушек, пуфиком, пустой коробкой, щенком)

Кто желает? Много желающих. Давайте щенок выберет желающего с помощью игры. Интерактивная игра «Выбор случайных чисел». Читаем имя водящего на доске.

Ребенок называет действие и показывает как движется щенок ( щенок может запрыгнуть на стул – ребенок «передвигает» картинку щенка рукой; спрыгнуть, выпрыгнуть, перепрыгнуть, подпрыгнуть). В ходе игры обращаю внимание детей на предметы интерьера, помнят ли дети названия предметов (коробка для хранения игрушек - контейнер, пуфик, табуреты). Скажите: коробка для игрушек, контейнер, табурет.

Алеша со щенком стали настоящими друзьями.

Ребята, играть вы любите? Тай, тай, налетай, в интересную игру играй. (дети подставляют под ладонь воспитателя один палец). Раз-два – три – води! ( воспитатель сжимает ладонь, чей палец воспитатель поймал, тот и водит). Даю поручение этому ребенку: принести коробку для игры.

Посмотрите ( обращаю внимание детей на коробку в которой лежит веревка); в этой коробке лежит очень полезный  и нужный предмет, который может пригодиться Алеше и его питомцу. Хотите угадать, что в коробке? Как узнать, что лежит в коробке, не открывая ее? ( ответы детей: потрясти, покрутить и т. д.; дети говорят  свои предположения: звук глухой, звонкий, что может быть за предмет, из чего он может быть сделан?)

Проверяем: с закрытыми глазами пробуем определить правильность нашего предположения (мягкая, теплая, шершавая). Конечно, угадали, это веревка. Скажите: веревка.

Воспитатель: Как могут использовать Алеша и щенок эту веревку? ( дети описывают способы применения данного предмета и показывают).

Воспитатель: однажды Алеша пришел домой и увидел, что щенок загрустил. Как вы думаете, почему? ( ответы детей: может щенок голодный, скучно одному, не может достать мяч, который закатился под диван и т. д. И тут Алеша догадался, почему щенок такой грустный. Пришла весна, а весной как известно частот идут дожди. А зонта у щенка нет. Как  вы думаете, почему Алеша подумал об этом? ( весной без зонта гулять нельзя, потому что можно промочить ноги, простудиться , заболеть). Что же делать? ( дети: сделать щенку красивый зонтик)

Приглашаю детей подойти к столам для выполнения аппликации (на столах  лежат вырезанные из картона силуэты зонтов разных цветов, с заранее нанесенным двусторонним скотчем, крупы: гречка, рис, перловка )

Ребята, аппликация необычная, использовать сегодня будем вот такой материал. Что это? ( дети: гречка, рис и т. д.) Как одним словом можно назвать эти предметы? Это крупы.  Для чего они нужны? ( дети: из крупы  готовят каши). А вы любите кашу из этих круп? Собаки тоже любят кашу из круп. Как называются эти каши, помните? Тогда скажите это голосом щенка.

( дети: Я очень люблю рисовую кашу (перловую, гречневую).

Дети выполняют аппликацию с помощью этих круп; для гостей презентация «Четвероногий питомец». В случае необходимости оказываю помощь детям.

Какие замечательные получились у вас зонты. Какую крупу использовали? (дети: я использовал гречневую крупу и т. д.) Оказывается из крупы можно варить  не только вкусные каши, но и создавать замечательные предметы.  Как вы думаете, щенку понравятся ваши зонтики? Почему?

Речевое развитие (коммуникативная деятельность)

Физическое развитие, Познавательное развитие

(двигательная, коммуникативная деятельность)

Речевое развитие (коммуникативная деятельность, игровая деятельность)

Социально-коммуникативное  развитие, Познавательное развитие

(коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, элементарный бытовой труд)

Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие(коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность)

Рассказывание

Физкультминутка, свободное общение

Свободное общение, дидактическая игра

Свободное общение, поручение, решение проблемной ситуации

Рассматривание с дальнейшим обсуждением, свободное общение, инсценирование, художественный труд

- Связная речь: учить детей составлять рассказ по предложенному плану на тему, предложенную воспитателем; развивать монологическую форму речи. Учить высказывать свою точку зрения.

- Грамматический строй речи: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Упражнять в образовании глаголов с приставками ( прыгать – перепрыгнуть, запрыгнуть, спрыгнуть, выпрыгнуть, подпрыгнуть и т. д. ). Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью; учить находить ошибки и исправлять их (Щенку очень понравился сладкий сахар). Развивать интеллектуальное и творческое мышление, внимание, память.

- Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое  произношение звука (Р).

- Формирование словаря: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (пуфик, табурет, контейнер); прилагательными, образованных от существительных (рис – рисовая…); наречиями, обозначающими отношение людей к труду, правилам вежливости, правилам отношения к окружающему миру.

Развивать внимание, память, наблюдательность.

Обогащать двигательный опыт детей. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, развивать внимание, память, слух. Формировать сочувствие  и отзывчивость, сопереживания, уважительное и доброжелательное отношение и умение проявлять заботу  к окружающему миру. Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

.

Учить высказывать свою точку зрения, закреплять правильное произношение звука (Р)

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Упражнять в образовании глаголов с приставками ( прыгать – перепрыгнуть, запрыгнуть, спрыгнуть, выпрыгнуть, подпрыгнуть и т. д. ).

Развивать интеллектуальное и творческое мышление, внимание, память. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнить трудовое поручение. Развивать познавательные интересы детей, сенсорное развитие (умение выделять свойства предметов, включая слух, осязание), развивать любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение, творческую активность. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, выделять признаки предметов; умение определять материалы,  из которых сделаны предметы. . Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, скромность; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Совершенствовать умение детей высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Продолжать формировать технические умения и навыки работы  с разнообразными материалами.  Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать интонационную выразительность речи.

3. Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные

 задачи

Ребята, вам понравилось наше  занятие? Про кого мы сегодня рассказывали? ( дети: мы рассказывали историю про мальчика Алешу и щенка) Что мы  для них сделали? ( мы придумали, как можно использовать самую обычную веревку, для щенка сделали зонт). Ребята, ведь у собак нет рук, как щенок будет держать свой зонт? Хотите узнать? Хотите встретиться с Алешей и узнать, что он придумал? Тогда до новых встреч!

«Социально-коммуникативное

развитие»

(коммуникативная)

Ситуативный разговор

Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативность, способность анализировать свободное общение детей друг с другом и взрослым.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме « Разноцветная осень»

«Познавательное развитие»:Ø  Познакомить детей со способом модульной аппликации – мозаики, вызвать интерес к созданию осеннего дерева адекватными  изобразительно – выразительными средствами....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для средней группы.

Тема: «Цветок здоровья»Цель:  Повышать интерес к движениям при закреплении навыков уже освоенных движений: сохранения равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «Домашние животные»

Приоритетная образовательная область:  художественно-эстетическое развитие (аппликация). (ФГОС ДО п. 2.6)Предметно-пространственная развивающая среда:  группа в дошкольном отделении ГБОУ шко...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «Дикие животные»

Приоритетная образовательная область:  художественно-эстетическое развитие (лепка)...

Организация непрерывно образовательной деятельности детей в старшей группе по познавательному развитию по теме наблюдения в природе "Откуда появилась капелька" занятие прогулка.

Занятие было разработано для пилот площадки по экологическому воспитанию детей во время наблюдений на прогулке. Автор этой пилот площадки Лаврентьева Н.Г...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «КВЕСТ – ИГРА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИНГВИНЕНКА В СИБИРИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМРАЗВИВАЮЩИХ ИГР И АВТО

ТемаПриключения пингвиненка Пингви в Сибири.Культурная практикаПознавательно-игровая деятельностьКультурно-смысловой контекстСоздание альбома «Дикие животные Сибири»ЦельОбогащение представ...