Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему:
Пересказ «Сказка о крылатках»
Программные задачи:
1. Учить детей передавать литературный текст: связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.
2. Обогащать речь детей определениями выразительности.
3. Формировать грамматический строй речи.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Закреплять знания о деревьях, умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названия деревьев: клен - кленовые, дуб - дубовые и т.д.).
6. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать послушание.
Материал: Книга, иллюстрация дерева клен, модели, листья, крылатки, шаблоны, конверт.
Предварительная работа: Наблюдение за разными видами деревьев на улице, беседа - «Деревья нашего города», рассматривание иллюстраций. Цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о клене.
Словарная работа: Крылатки (летят как « вертолетики»), листья пятилопастные, винт вертолета.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, загадывание загадок, беседа, выразительное чтение (2 раза), установка на пересказ, подсказки, оценка, практические действия детей, указания, контроль,
Ход ОД:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может, это воробьишко
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
- Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнайте о чем она?
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я не касаюсь сосен
И елочек. Я…..(Осень)
- Правильно, ребята, это Осень! И письмо пришло от Осени.
- Ребята, посмотрите, а в конверте письмо, листья и семена!
Какого дерева эти листья и семена?
- Это листья и семена дерева Клен.
- Посмотрите, какие листья у клена?
(ответ детей: оранжевые, желтые, большие и красивые, пятилопастные )
- А теперь посмотрите на семена – деток клена, ребята, эти семена называются крылатки. В народе семена клена называют "вертолетиками", когда дует ветер, они отцепляются от клена и летят в разные стороны, когда они летят, то вращаются, как винт вертолета, зацепляются они за землю, укроются листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти. (Показываю листья и семена)
-А сейчас я прочитаю вам, что пишет осень!
- Ребята, осень нас приглашает в мир сказки!
- Дети, отправимся в сказку?
- Я расскажу вам сказку, которая называется « Сказка о крылатках»:
Крылатки - семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грела их на солнышке и прикрывала листочками от дождя. К концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крылышко. Крылатки весели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее.
"Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести".
"А я, - мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Вырасту большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мной. А в жару я их от солнца укрою своими пышными листочками...".
Наступила осень. Мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: "Детки мои милые. Скоро наступят для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее на землю с братцами-листочками. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшими листочками. А придет зима, накроет вас снегом пушистым. Будет вам еще теплее. Так вы зиму и перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клены".
Послушные у мамы-клена были детки-крылатки. Дунул ветер, и полетели они в разные стороны... Замахали на прощание маме-клену своими нежными крылышками.
Беседа:
1) Ребята, а кто такие крылатки? - Правильно, Даша, это семена- детки клена.
2) Что делала мама-клен все лето?
3) Дети, а о чем мечтала первая крылатка?
4) А о чем мечтала вторая крылатка? ( Скажи Соня, скажи Костя….)
5) Что говорила мама-клен своим деткам – крылаткам, когда наступила осень? – Послушайте, я еще раз прочту!
6) Саша, а что стало с крылатками, когда дунул ветер?
7) Ребята, а какие были детки у мамы-клена? (ответы детей)
8) А вы послушные?
- Послушайте сказку еще раз, я буду показывать вам картинки, а вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете рассказывать ее сами. (Рассказываю сказку, используя картинки).
- А теперь, сказку о крылатках, нам расскажет Илья! (Ребенок рассказывает, я помогаю).
- Молодец!
- А сейчас, сказку расскажут двое детей, Алена начнет пересказывать, а Влад продолжит.
- Молодцы, ребята! Вы все правильно, хорошо рассказали сказку!
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем! Я буду вам называть деревья и бросать мяч каждому в руки, а вы должны бросить его мне в руки обратно и ответить, как называются листочки у этого дерева.
Клен - кленовые
Береза – берёзовые
Дуб – дубовые
Осина – осиновые
Тополь – тополиные
Рябина – рябиновые
Каштан – каштановые
Липа – липовые
Иголки кедра – кедровые
Иголки сосны – сосновые
Смородина – смородиновые
Малина - малиновые.
- А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.
Все внимательно смотрите на мои пальчики и повторяйте!
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
(Сгибают пальчики, начиная с большого).
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики клена мы соберем,
Маме осенний букет отнесем! ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
- Ребята, у вас на столах лежит листок бумаги, шаблон листика клена и карандаши.
- Подойдите к своим столикам и присядьте. Теперь возьмите шаблоны и обведите листочки клена. Молодцы! А теперь, вы должны заштриховать ваши кленовые листочки. (Дети заштриховывают, я напоминаю, как штриховать, не выходить за границы кленового листочка).
- Молодцы, ребята, а сейчас, возьмите свои работы и положите их на стол.
Анализ работ.
- Ребята, скажите, кому какая работа больше всего понравилась? Почему? ( Дети отвечают)
- Молодцы, ребята! Понравилась вам «сказка о крылатках»?
Я думаю, что вы тоже будете все слушать свою маму, так как, мама, никогда не посоветует плохого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему:
Пересказ «Сказка о крылатках»
Программные задачи:
- Учить детей передавать литературный текст: связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.
- Обогащать речь детей определениями выразительности.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать мелкую моторику.
- Закреплять знания о деревьях, умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названия деревьев: клен - кленовые, дуб - дубовые и т.д.).
- Воспитывать любовь к природе. Воспитывать послушание.
Материал: Книга, иллюстрация дерева клен, модели, листья, крылатки, шаблоны, конверт.
Предварительная работа: Наблюдение за разными видами деревьев на улице, беседа - «Деревья нашего города», рассматривание иллюстраций. Цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о клене.
Словарная работа: Крылатки (летят как « вертолетики»), листья пятилопастные, винт вертолета.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, загадывание загадок, беседа, выразительное чтение (2 раза), установка на пересказ, подсказки, оценка, практические действия детей, указания, контроль,
Ход ОД:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может, это воробьишко
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
- Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнайте о чем она?
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я не касаюсь сосен
И елочек. Я…..(Осень)
- Правильно, ребята, это Осень! И письмо пришло от Осени.
- Ребята, посмотрите, а в конверте письмо, листья и семена!
Какого дерева эти листья и семена?
- Это листья и семена дерева Клен.
- Посмотрите, какие листья у клена?
(ответ детей: оранжевые, желтые, большие и красивые, пятилопастные )
- А теперь посмотрите на семена – деток клена, ребята, эти семена называются крылатки. В народе семена клена называют "вертолетиками", когда дует ветер, они отцепляются от клена и летят в разные стороны, когда они летят, то вращаются, как винт вертолета, зацепляются они за землю, укроются листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти. (Показываю листья и семена)
-А сейчас я прочитаю вам, что пишет осень!
- Ребята, осень нас приглашает в мир сказки!
- Дети, отправимся в сказку?
- Я расскажу вам сказку, которая называется « Сказка о крылатках»:
Крылатки - семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила своих деток, грела их на солнышке и прикрывала листочками от дождя. К концу лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное крылышко. Крылатки весели на маме-клене и тихо переговаривались. Они мечтали и строили планы на будущее.
"Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести".
"А я, - мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Вырасту большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мной. А в жару я их от солнца укрою своими пышными листочками...".
Наступила осень. Мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: "Детки мои милые. Скоро наступят для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее на землю с братцами-листочками. Лягте вы на землю плотнее. Прикройтесь опавшими листочками. А придет зима, накроет вас снегом пушистым. Будет вам еще теплее. Так вы зиму и перезимуете. А весной солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее прорастайте. И вырастут из вас новые клены".
Послушные у мамы-клена были детки-крылатки. Дунул ветер, и полетели они в разные стороны... Замахали на прощание маме-клену своими нежными крылышками.
Беседа:
- Ребята, а кто такие крылатки? - Правильно, Даша, это семена- детки клена.
- Что делала мама-клен все лето?
- Дети, а о чем мечтала первая крылатка?
- А о чем мечтала вторая крылатка? ( Скажи Соня, скажи Костя….)
- Что говорила мама-клен своим деткам – крылаткам, когда наступила осень? – Послушайте, я еще раз прочту!
- Саша, а что стало с крылатками, когда дунул ветер?
- Ребята, а какие были детки у мамы-клена? (ответы детей)
- А вы послушные?
- Послушайте сказку еще раз, я буду показывать вам картинки, а вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете рассказывать ее сами. (Рассказываю сказку, используя картинки).
- А теперь, сказку о крылатках, нам расскажет Илья! (Ребенок рассказывает, я помогаю).
- Молодец!
- А сейчас, сказку расскажут двое детей, Алена начнет пересказывать, а Влад продолжит.
- Молодцы, ребята! Вы все правильно, хорошо рассказали сказку!
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем! Я буду вам называть деревья и бросать мяч каждому в руки, а вы должны бросить его мне в руки обратно и ответить, как называются листочки у этого дерева.
Клен - кленовые
Береза – берёзовые
Дуб – дубовые
Осина – осиновые
Тополь – тополиные
Рябина – рябиновые
Каштан – каштановые
Липа – липовые
Иголки кедра – кедровые
Иголки сосны – сосновые
Смородина – смородиновые
Малина - малиновые.
- А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками.
Все внимательно смотрите на мои пальчики и повторяйте!
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
(Сгибают пальчики, начиная с большого).
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики клена мы соберем,
Маме осенний букет отнесем! ( «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
- Ребята, у вас на столах лежит листок бумаги, шаблон листика клена и карандаши.
- Подойдите к своим столикам и присядьте. Теперь возьмите шаблоны и обведите листочки клена. Молодцы! А теперь, вы должны заштриховать ваши кленовые листочки. (Дети заштриховывают, я напоминаю, как штриховать, не выходить за границы кленового листочка).
- Молодцы, ребята, а сейчас, возьмите свои работы и положите их на стол.
Анализ работ.
- Ребята, скажите, кому какая работа больше всего понравилась? Почему? ( Дети отвечают)
- Молодцы, ребята! Понравилась вам «сказка о крылатках»?
Я думаю, что вы тоже будете все слушать свою маму, так как, мама, никогда не посоветует плохого.
Крутько Светлана Александровна МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №6»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде гр...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки «Лиса и рак».
О.С.Ушакова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки «Петух да собака».
О.С.Ушакова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
О.С.Ушакова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»
О.С.Ушакова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки Н.И.Сладкова «Медведь и солнце»
Цель:Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем.Образовательные:1. Формировать представления детей о характерных признаках весны.2. Познакомить д...