Конспект НОД "МАСЛЕНИЦА ПРИШЛА!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Масленица -праздник исконно русский.Познакомиться с его историей и традициями празднования поможет интересное занятие, на котором ребята не только расширят кругозор, но и смогут закрепить грамматические конструкции и развить связную речь, используя опорную схему и пиктограммы. А интересные динамические паузы погрузят детей в атмосферу праздника...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 645.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование лексического материала темы «Масленица» как средства развития грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР.
Баронова Вероника Вячеславовна,
учитель - логопед ГБОУ Школа №1482 (дошкольное отделение) СВОУО г. Москвы.
Ключевые слова: дошкольники, ОНР, познавательно – речевое развитие, истоки русской народной культуры.
Краткая аннотация: Использование материала лексической темы «Масленица» достаточно необычно. Однако, позволит учителю - логопеду не только познакомить детей с истоками русской народной культуры, но и закрепить грамматические категории, развить связную речь дошкольника с ОНР.
В современном мире развитие высоких информационных технологий во многом заслонило культуру наших предков. Как мало знают современные дети о народных традициях, праздниках, предметах старины, произведениях устного народного творчества, народных промыслах! А ведь именно с этого начинает складываться для ребёнка образ Родины, и начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет.
Однако обновление содержания образовательных программ дошкольного воспитания повлекло за собой некоторый пробел в разделе «Нравственно – патриотическое воспитание». Не всегда понятно, к какой образовательной области, познавательной или социальной, отнести знакомство дошкольников с истоками русской народной культуры, каким образом включить материал при планировании работы в дошкольном учреждении. Поэтому педагоги находятся в поиске новых форм и технологий работы по знакомству дошкольников с историей и культурой родной страны.
Надо заметить, что традиции и обычаи национальной культуры, устный народный фольклор, народные игры, танцы, пляски, песни, потешки, прибаутки - благоприятная почва и для развития различных видов детской деятельности: и творческо – эстетической, и двигательной, и познавательно – речевой, и игровой. Также это позволяет сделать деятельность интегрированной и привлечь для ее осуществления педагогов различного профиля.
С другой стороны, фольклорный материал – это источник не только для нравственно – патриотического воспитания, но и речевого развития ребенка, ведь наряду с традиционными и привычными лексическими темами появляется весьма обширный, а главное чрезвычайно познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка с речевыми проблемами. На его основе можно формировать различные компоненты речевой системы.
Кроме того, будучи практикующим логопедом, понимаю, чем обширнее и разнообразнее активный словарь дошкольника с ОНР, тем больше база, на которой формируются грамматические конструкции и связная речь. Поэтому использование лексического материала темы «Масленица» не только приобщит детей к народной культуре, обычаям, но и поможет решить сугубо логопедические проблемы, оживляя и разнообразя педагогический процесс.
С целью иллюстрации использования фольклорного материала в логопедической практике предлагаю конспект НОД по теме «Масленица» в старшей группе для детей с ОНР.
Конспект комплексной НОД «Масленица пришла!»
по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.
Цели:
Коррекционно - образовательные:
1.Закреплять навык звуко – слогового анализа и синтеза посредством нетрадиционных упражнений и игровых заданий, связанных с темой «Масленица».
2. Упражнять в образовании имен существительных в различных падежных и предложно – падежных конструкциях.
3. Закрепить навык образования относительных прилагательных
4. Развивать символическую деятельность. Упражнять в составлении рассказа с опорой на пиктограммы.
5. Актуализировать словарный запас по теме «Продукты».
6. Упражнять в образовании родственных слов.
Коррекционно - развивающие: Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развивать речь, познавательную активность, мелкую моторику.
Коррекционно - воспитательные: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Приобщать детей к народному творчеству, музыкальной культуре. Укреплять здоровье детей средствами здоровьесберегающих технологий.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, физическая.
Предварительная работа: Беседа о Масленице.
Оборудование: Предметные картинки или на слайде презентации: Страшила, чучело Масленицы, пугало огородное. Музыкальные инструменты: трещотка, дудочка, колокольчик, ложки, бубен, рубель, свистульки. Массажные мячики белого цвета. Белые тряпичные шарики –«снежки». Игра «Лошадки» для определения места звука в слове (Рис.). Карточки «Скоморох» для проведения звуко - слогового анализа, цветные карандаши. Обруч.
Ход НОД.
Звучит народная музыка. Дети входят в группу.
1.Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня к нам пожаловал гость. А вот кто это, вы сейчас догадаетесь.
На доску помещают картинки или на слайде презентации Страшила из сказки «Волшебник изумрудного города», пугало огородное, чучело Масленицы.
Рис.1
Логопед. Этот гость НЕ из сказки, НЕ охраняет огород, НЕ одет в мужскую одежду, а только в женскую. Кто это?
Дети. Это чучело Масленицы!
Логопед. Правильно, это она в гости пришла! А как вы думаете, зачем? Символом какого праздника она является?
Дети. Это Масленица!
Логопед. Да, действительно. А что означает это чучело?
Дети. Это чучело зимы.
Логопед. Вы правы. И сегодня мы с вами побываем на празднике Масленицы. А почему так назван праздник? На какое слово похоже название?
Дети. На слово «масло».
Логопед. Да, действительно, потому что именно в Масленицу полагалось есть все жирное, масляное перед постом.
2.Подбор родственных слов.
Логопед. Подберите семейку родственных слов к слову «масло».
Дети. Маслице, масляный, масленка, маслобойка, маслить.
3.Образование относительных прилагательных.
Логопед. Давайте рассмотрим Масленицу.(Дети отвечают, образовывая относительные прилагательные)
Голова у нее сделана из глины, значит, она …(глиняная), лицо из бумаги - …(бумажное), волосы из соломы, значит, они…(соломенные), руки из камыша -…(камышовые), платок из ситца….(ситцевый), рубашка изо льна -…(льняная), юбка из шерсти -…(шерстяная), лента из шелка -…(шелковая), бусы из картона – … (картонные), подставка из дерева -… (деревянная).
Логопед. Молодцы!
Далее в процессе деятельности логопед выставляет на доску или на экране появляются слайды презентации с опорными символами-пиктограммами, опираясь на которые дети составляют рассказ о Масленице. (см. Приложение)
4.Психогимнастика.
Логопед. Ребята, а вы помните, когда приходит этот праздник?
Дети. Да, когда уходит зима, и приходит весна. (Смотрят на соответствующую пиктограмму)
Логопед. Представьте себе, что пригрело солнышко. Пахнет весной. Вдохните носом свежего воздуха. (Дети вдыхают носом, выдыхают через рот). Тает снег. Представьте себе, как тает снеговик. Каким он становится. Изобразите.
5.Работа по пиктограммам.
Логопед. Итак, сколько дней длилась Масленица?
Дети. Масленицу праздновали 7 дней, и каждый день назывался по – своему. (Смотрят на соответствующую пиктограмму)
Дети называют запомнившиеся названия дней праздника.
6.Образование Творительного падежа. (Смотрят на соответствующую пиктограмму)
Логопед. Чем же отмечали Масленицу, каким угощением?
Дети. Отмечали блинами, пирогами, баранками, калачами, сыром, маслом…
Логопед. А с чем ходили в гости?
Дети перечисляют угощение, используя предлог С.
Дети. В гости ходили С пирогами, С …
7.Самомассаж мячиками с шипами - «снежком».
Логопед. Во время Масленицы и взрослые, и дети веселились, играли в снежки. Давайте и мы скатаем снежки и поиграем.
Детям раздают массажные мячи, они выполняют массажные движения ладоней.
8. «Снежная крепость». Определение количества слогов в слове.
Логопед. Отлично, теперь можно и снежную крепость построить. Но крепость будет непростая, она из снежных комков, которые надо разложить таким образом: сколько слогов в названии картинки, столько и снежков в крепости.
Детям раздают предметные картинки округлой формы как снежки. Они считают слоги и выкладывают столько снежков в «крепости», сколько слогов в названии картинки.
9.«Оркестр». Определение количества слогов в слове.
Логопед. Какой же праздник без музыкантов? Во время Масленицы часто собирались в веселый оркестр, играли на музыкальных инструментах. Но у нас необычный оркестр. Вы должны столько раз издать звук, сколько слогов в слове, которое скажет ваш сосед.
Детям раздают ложки, трещотки, бубны, колокольчики и др. инструменты. Они встают в круг с инструментами, говорят своему соседу слово, связанное с Масленицей, а тот издает столько звуков, сколько слогов насчитал.
1 ребенок. Слово «веселье».
2 ребенок. Я бью ложками три раза, т.к. в слове три слога (бьет ложками). А тебе слово «блины».
3 ребенок. Я буду звенеть два раза. Потому что в слове два слога.
И далее все дети выполняют задание. Если кто – то не смог придумать слово, остальные ему помогают.
10. «Катание на лошадях». Определение места звука в слове.
Логопед. В Масленицу народ катался на лошадях. И мы сейчас покатаемся.
Логопед раздает игру «Лошадки» (рис.). Дети определяют место звука в слове (слово произносится логопедом) и устанавливают лошадок в том месте на звуковой линейке, где находится звук, т.е. в начале, середине или конце дорожки.
Рис.2
11. Пластический этюд «Силачи».
Логопед. Во время Масленицы мужчины устраивали соревнование, кто сильнее. Изобразите, как вы поднимаете тяжелые гири.
Дети вместе с логопедом изображают, как поднимают тяжелые гири. Сначала напрягают руку, поднимают вверх, изображая поднятую гирю, а затем расслабляют и опускают вниз.
12. «Скоморох». Звуко – слоговой анализ слова посредством схемы – пиктограммы слова.
Логопед. А теперь нас в балаган пригласил веселый скоморох. Ведь в Масленицу люди любят посмотреть веселое представление, посмеяться. Он хочет поиграть с вами в такую веселую и познавательную игру. Начнем работу по карточке. (Рисунок )
Детям раздают цветные карандаши и карточки. Логопед предлагает разобрать слово с такими звуками и такой сложности, к какой дети готовы в данный момент обучения.
Рис. 3
Логопед. Обведите рисунок по точкам. Кто получился?
Дети. Скоморох.
Логопед. Сегодня мы говорим о звуке Р (Логопед может выбрать тот звук или звуки, который в настоящий момент изучается или изучался). Разберем слово «скоморох».
Какой звук Р – гласный или согласный? Твердый или мягкий. Раскрасьте колпачок нужным цветом.
Дети. Звук Р – твердый согласный.
(Дети раскрашивают колпачок синим карандашом, т.к. звук Р – твердый согласный)
Логопед. Какой звук Р – глухой или звонкий? Если звонкий – нарисуйте колокольчик на колпачке, а если глухой – наушники. (Дети рисуют колокольчик на колпачке, т.к. звук Р – звонкий)
Логопед. Определите место звука в слове: начало, середина или конец. Какой кружок на колпачке надо раскрасить?
Дети. Средний. (Дети определяют, что звук в середине слова).
Логопед. Раскрасьте средний кружок желтым карандашом.
Дети раскрашивают средний кружок.
Логопед. Посчитайте, сколько слогов (частей в слове). (Дети определяют, что в слове три слога).
Логопед. Раскрасьте столько складок на воротнике клоуна, сколько частей в слове. (Дети раскрашивают три складки, т.к. в слове три слога)
Логопед. Под рисунком нарисуйте билетик, т.е. схему слова «скоморох» (задание при желании могут выполнить дети «сильной» подгруппы)
Рисунок 4
Логопед. Молодцы! Славно повеселились вместе со скоморохом!
13. «Прыжки через костер».
Логопед. В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который заключался в сожжении чучела Масленицы. Но сначала устраивали прыжки через костер. Давайте и мы попрыгаем!
Дети прыгают через обруч, лежащий на полу.
14. Рассказ о Масленице по опорным схемам – пиктограммам.
Логопед. А теперь можно и рассказать о празднике.
Дети рассказывают, используя пиктограммы. См. Приложение №2
1.В какое время года бывает (в конце зимы и начале весны).
2.Сколько дней празднуют.
3.Что пекут.
4.Кто главная гостья Масленицы.
5.Как развлекаются люди во время Масленицы.
Ходят в гости с блинами.
6.Катаются с гор, играют в снежки, строят снежные крепости, веселятся в балаганах.
7.Катаются на лошадях.
8.Прыгают через костер.
9. В конце праздника сжигают чучело Масленицы.
Приложение №1
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8. 9.
15. Продуктивная деятельность. Изготовление кукол - самокруток.
Логопед. Ребята, а еще в Масленицу делали специальные куколки – самокрутки из бумажек, кусочков ткани, бросового материала. Одевали их покрасивей, поярче, чтобы кукла точно понравилась злой болезни. Считалось, что если сжечь такую маленькую куколку или даже несколько, то все болезни, беды уйдут из дома. Давайте и мы сделаем таких куколок, и вы сможете их на улице с родителями сжечь.
Дети выполняют задание. Небольшой листок бумаги сворачивается в рулончик. Сверху на рулончик «повязывается» треугольный «платочек» из тряпочки или листка бумаги. Вокруг «туловища» также оборачивают тряпочку или листок бумаги, на «поясе» перевязывают ниточкой.
Рис.5.
1. 2.
16. Итог НОД. Сюрпризный момент.
Логопед. Молодцы, хорошо повеселились, рассказали о Масленице. А теперь и отдохнуть пора!
Детей угощают пирожками.
Список литературы.
1.Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий.- М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.
2.Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий.- М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2009.
3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.
4.Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. Наглядно- практическое пособие. - М.:
«Издательство ГНОМ и Д»,2007.
5.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под ред. Л.А.Кондрыкинской. -М.:ТЦ Сфера, 2003.
6.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст
Программное содержание:«Художественное творчество»· Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...
Конспект НОД "Пришла волшебница зима"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГТ...
Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)
Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...
Конспект НОД "Пришла весна в лес Пермского края" (для детей старшей группы)
Конспект НОД для детей старшей группы, обобщающий представления у детей о весеннем лесу Пермского края и его обитателях....
Конспект НОД "Пришла зима"
Конспект НОД "Пришла зима"...
Конспект "Весна пришла (использование малых фольклорных форм)
Конспект НООД в средней группе по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Речевое развитие"...
конспект "Маслена пришла"
конспект фольклорного праздника Масленицы...