Формирование речеязыковой компетенции у детей с ОВЗ (ЗПР) с использованием методов наглядного моделирования.
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Лейбо Татьяна Владимировна

одним из средств являются наглядность и моделирование плана высказывания. Метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речеязыковой компетенции у детей с ОВЗ (ЗПР) с использованием  методов наглядного моделирования.

В начале учебного года мною проводится помимо психолого - педагогического обследования и обследование речевого развития детей коррекционных групп.

Обследование речевого развития показывает, что нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речи.

Нарушения связной речи проявляется:

         Трудности в пересказах проявляются в небольшом объеме текста, нарушение связи между отдельными предложениями, наличие повторов, пауз.

         Трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок проявляются в недостаточном понимании связи между отдельными картинками, трудности в установлении причин и следствий поступков персонажей, их мотивов.

         С трудом составляют связное описание картины, перечисление объектов, фиксирование незначительных деталей.

         Наибольшую трудность вызывают самостоятельные рассказы на заданную тему, аморфные, стихийные, импульсивные высказывания, случайные ассоциации.

Именное поэтому в общей системе коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития особое внимание мною уделяется формированию и развитию связной речи, так как качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика.

В программе коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития развитие навыков связной речи и совершенствованию лексических и грамматических средств языка тесно увязаны с формированием и расширением представлений об предметах и явлениях окружающей действительности на специальных занятиях интегрированного курса  « Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

В старшей коррекционной группе дети должны: научиться рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, за объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам изготовления той или иной поделки, или выполненного трудового действия (к примеру, «Как я делал белочку из шишечек» и т.п.)

научиться составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.

 Научить понимать позу и движения, настроения персонажей, изображенных на сюжетной картине, уметь рассказать о последовательности действий персонажа в серии сюжетных картин.

 Научить составлять рассказы – описания любимых игрушек

Во второй подготовительной группе (подготовительная  коррекционная группа) научить детей:

Строить высказывание из трех – четырех предложений, следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;

Распространять и сокращать предложение, строить сложно сочиненные и сложноподчиненные предложения;

 Сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин;

 Составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятельности, планировать этапы выполнения работы (аппликация, поделка из природного материала), рассказывая о предстоящем действии;

 Давать описания деревьев, животных, сезонных явлений и др. 

Использование каких средств облегчает и направляет процесс становления связной речи у дошкольника?

 Проанализировав методическую литературу по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что одним из средств являются наглядность и моделирование плана высказывания. Метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).Значимость моделирования неоднократно подчеркивалась известным психологом Л.С.Выгодским, который отмечает важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим; педагогами В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым, Т.А.Ткаченко.

Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

 Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Система обучения рассказыванию В.П.Глухова состоит из нескольких этапов:

Составление высказываний по наглядному восприятию.

Воспроизведение прослушанного текста.

Составление рассказа – описания.

Рассказывание с элементами творчества.

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

 Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Моделирование плана высказывания включено мною в работу над всеми видами связного высказывания :

         пересказ;

         составление рассказов по серии картин;

         описательный рассказ;

         составление рассказа по сюжетной картине;

         творческий рассказ.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на доске с предметными картинками, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых магнитной доске.

Пересказ рассказа «Вечер», «Кот -задира», «Два брата».( по Т.А.Ткаченко)

«Кот – задира»

Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Сначала кот прыгнул на спину пуделю Мартину, потом разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке Филя увидел голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пес Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и мгновенно забрался на дерево.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

Пересказ рассказа «Собака Пушок», «Вороны», «Шалун», «Просто старушка», «Собака и вороны», «Доигрались», «Нашли ежа». (по Т.Б.Филичевой, А.Р.Соболевой)

Картинный план, затрагивая эмоции детей, помогает создать отчетливые конкретные представления о данном событии в целом и в частях, обогащает, уточняет словарь детей, помогает анализировать, сопоставлять, обобщать, излагать виденное в определенной последовательности.

«Вороны»

            Юра и Володя пришли в лес. Они нашли на березе гнездо. В гнезде были птенцы ворон. Ребята хотели вынуть из

гнезда птенцов. Налетели вороны. Вороны клевали мальчиков и били их крыльями. Юра и Володя спустились с березы и убежали. Так вороны спасли своих птенцов.

Пересказ повествовательных рассказов   с использованием картинно графических планов или картинно-графических схем. (по Воробьвой В.К.)

Методика формирования умений и навыков связной речи Валентины Константиновны Воробьевой включает в себя разделы:

         Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

         Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

         Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Подобраны рассказы цепной структуры: двух соседних предложениях есть один и тот же предмет речи, мысли соединяются через предмет речи(это значит, что мысль последующего предложения, вытекает из мысли предыдущего предложения).

Совенок.

Мальчики пошли в рощу. В роще рос большой дуб. У дуба было дупло. В дупле было гнездо совы. В гнезде сидел совенок. Этого совенка мальчики принесли домой. Ночью к дому прилетела сова. Сова села на березку и жалобно кричала. 

 Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на этапе пересказа   рассказа по серии сюжетных картин; усложнения достигается за счет отсутствия образца рассказа. Широко использую серии картинок Н. Радлова «Истории в картинках 1 и 2 выпуски» , серии картинок методического пособия «Развитие речи дошкольника» Т. Б.Филичевой , А.Р.Соболевой, «Расскажи сказку»…., «Составь Рассказ»

        Применяю следующие приемы работы с сериями сюжетных картинок , указанные в работах Т.Б.Филичевой, А.Р.Соболевой.

1.                                        Детям раздаю картинки одной серии в любой последовательности. Даю план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагаю составить рассказ.

2.                                        Детям раздаю серию картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

3.                                        Детям даю по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

4.                                        Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

5.                                        Все картинки перемешиваю, каждому ребенку раздаю по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

6.                                        Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

7.                                        Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.

8.                                        Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего или последующего события.

Описательная речь особенно трудна для детей с ЗПР. Обучение описанию оказывает всестороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

При рассматривании предметов использовала сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогала определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. 

При описании времен года используются схемы, которые представляют обобщенный план описания (Т.А.Ткаченко)

При обучении детей составлению рассказа по сюжетной картине использую технологию ТРИЗ «По картинке без запинки». Эта технология также применяется при обучении творческому рассказыванию в основном на втором году обучения в коррекционной группе для детей с ЗПР.

Определение состава картины. Наводим глазок «фотокамеры»(подзорная труба, бинокль) на картину , смотрим так, чтобы в поле зрения оказался только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем на доске, магнитной доске.

Нахождение связей. Соединяем объекты, размещенные на доске, и объясняем, почему мы это сделали, рассказываем, как связаны между собой эти объекты - моделируем план высказывания. 

Работа по развитию связной речи при помощи моделирования облегчает процесс овладения детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития содержанием, структурой повествовательных и описательных рассказов, их связностью.

При сравнении результатов обследования связной речи у детей старших коррекционных групп в начале и в конце учебного года наблюдается динамика в лучшую сторону.


 


 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование комуникативной компетенции у детей с ОНР посредством дидактических игр в стихотворной форме.

Презентуемый материал показывает преимущество использования  в коррекционной  работе дидактических игр в стихотворной форме. Представлен в двух презентациях....

"Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) методом наглядного моделирования»

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отк...

конспект коррекционного занятия на логопедическом пункте для детей 6-лет с использованием метода наглядного моделирования по теме "Зима. Предлоги на, с"

Создание условий для детей в умении использовать предлоги НА, С при составлении предложений по картинно-графическим схемам....

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

"Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля".

Формирование речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе технологии наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фребеля"....

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО

Работа учителя-логопеда по формированию речеязыковой компетенции в условиях реализации ФГОС ДО...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...