"Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) методом наглядного моделирования»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Босомыкина Наталья Анатольевна

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отклонения от норм родного языка, но и предупредить многие проблемы психологического и коммуникативного характера. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  Основываясь на данные диагностики, анализ индивидуальных особенностей детей, я предположила, что для оптимизации процесса коррекции речи необходима интеграция различных методов коррекционного воздействия. Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) я  в свою работу внедрила метод наглядного моделирования.

  Внедрения в практику метода наглядного моделирования для коррекционного воздействия является актуальным в связи с тем, что в современном мире прослеживается тенденция к постоянному росту количества дошкольников со сложными речевыми расстройствами, сочетающимися с неврологической симптоматикой и требующими более длительного коррекционного воздействия. В настоящее время проблема повышения оптимизации комплексной коррекции речевых расстройств обозначена достаточно остро.  В своей практике я использую следующие виды наглядного  моделирования:  алгоритм, схема, опорные картинки, зарисовка,   мнемотаблицы, схемы проведения  опытов  уголка  экспериментирования.     

В практической деятельности мною выявлены следующие противоречия: 

между традиционным логопедическим процессом и наличием у детей очень стойких и трудно устранимых сопутствующих нарушений;                                                                                                                                                            - между необходимостью оптимизации процесса коррекции речи и не всегда имеющимися возможностями добиться этого традиционными  методами;                                                                                                                         - между увеличением количества детей, имеющих сочетанные нарушения, отягощенные неврологической симптоматикой и отсутствием в педагогической литературе комплексов, в которых оптимально сочетаются различные традиционные и нетрадиционные методы воздействия на определенном этапе коррекционной роты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bos._proekt.doc588 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

                                                                                                                Утверждено:

Заведующая МБДОУ

 «Детский сад «Радуга»

комбинированного вида»

 ____В.Ш.Хайрутдинова

Приказ  №  от 31.08.2017 г.

Рассмотрено на педагогическом совете                                        

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

комбинированного вида»

Протокол № 1 от 31.08.2017 г.

Педагогический опыт

 «Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР)  методом  наглядного моделирования»                                          

Воспитатель подготовительной

логопедической группы

Босомыкина Н.А.

Рузаевка

2017


I.Теоретическая часть

Кто ясно мыслит -тот ясно излагает.

Античная пословица.

   На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.

   Стремление всех педагогов придать своей профессиональной деятельности инновационный характер обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики  Педагоги, использующие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.

  Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, неполноценность грамматического оформления фразы и другие нарушения, характерные для общего недоразвития речи, могут негативно отразиться на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей возможно появление замкнутости, неуверенности в себе, речевого негативизма. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Личностные особенности детей сказываются на характере их отношений с окружающими, на понимании своего положения в обществе и выполнении своих обязанностей в нем.

   В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса снижается.

  Развитию речи детей посвящены многочисленные исследования. Об этом, в частности пишут психологи и педагоги: А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, М.М. Конина; логопеды и методисты: Р.Е.Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.А.Никашина и др.; лингвисты, физиологи, дефектологи и т.д. Ими выдвинуты разнообразные гипотезы для объяснения механизмов речи.

  Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В условиях современной отечественной системы образования существенно повышаются требования к разработке содержания и методик коррекции нарушений речевого развития. Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии. Задачи развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР  выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования методов обучения.

  Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отклонения от норм родного языка, но и предупредить многие проблемы психологического и коммуникативного характера. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  Основываясь на данные диагностики, анализ индивидуальных особенностей детей, я предположила, что для оптимизации процесса коррекции речи необходима интеграция различных методов коррекционного воздействия. Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) я  в свою работу внедрила метод наглядного моделирования.

  Внедрения в практику метода наглядного моделирования для коррекционного воздействия является актуальным в связи с тем, что в современном мире прослеживается тенденция к постоянному росту количества дошкольников со сложными речевыми расстройствами, сочетающимися с неврологической симптоматикой и требующими более длительного коррекционного воздействия. В настоящее время проблема повышения оптимизации комплексной коррекции речевых расстройств обозначена достаточно остро.                                                                                        В своей практике я использую следующие виды наглядного  моделирования:  алгоритм, схема, опорные картинки, зарисовка,   мнемотаблицы, схемы проведения  опытов  уголка  экспериментирования.    

В практической деятельности мною выявлены следующие противоречия:

между традиционным логопедическим процессом и наличием у детей очень стойких и трудно устранимых сопутствующих нарушений;

- между необходимостью оптимизации процесса коррекции речи и не всегда имеющимися возможностями добиться этого традиционными  методами;

- между увеличением количества детей, имеющих сочетанные нарушения, отягощенные неврологической симптоматикой и отсутствием в педагогической литературе комплексов, в которых оптимально сочетаются различные традиционные и нетрадиционные методы воздействия на определенном этапе коррекционной работы.

  Ведущая педагогическая идея опыта

  Исходя из противоречий, была определена ведущая педагогическая идея опыта: внедрение инновационной педагогической технологии – метода наглядного моделирования для коррекции  речевых нарушений у детей с ОНР.

Разрабатывая комплекс мероприятий по внедрению метода наглядного моделирования  в свой педагогический опыт, я осуществляла их отбор, в связи с чем выделила требования, предъявляемые к ним:

– инновационные логопедические технологии- методы наглядного моделирования должны обладать потенциалом коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления старших дошкольников с ОНР.

  Длительность работы над опытом

Этапы работы:

1этап – аналитико-диагностический: анализ литературы, сбор информации, диагностика.

2 этап – практический: была разработана и апробирована система заданий, сочетающая традиционные и нетрадиционные методы воздействия.

3 этап – аналитико-обобщающий: диагностика, анализ результатов, подведение итогов работы.

  Диапазон опыта охватывает организацию коррекционного процесса в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители, который предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия, взаимодействие с родителями дошкольников и основывается на применении комбинаций нетрадиционных методов коррекционного воздействия наряду с общепринятыми методами.

  Теоретическая база опыта основана на публикациях М.А.Поваляевой «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», в которой описаны виды нетрадиционных методов и представлены возможности использования различных нетрадиционных методов в коррекционном процессе.

  Самой главной отличительной чертой метода наглядного моделирования  является её единая направленность на улучшение психоэмоционального состояния детей, нормализацию мышечного тонуса и профилактику, либо коррекцию возможных вторичных нарушений. Знакомство с методом наглядного моделирования  привело меня к мысли о необходимости разработать оптимальные комбинации различных приемов воздействия для более успешного решения основной задачи опыта работы – повышения эффективности коррекционно – логопедической помощи в работе с детьми дошкольного возраста, через сочетание традиционных и нетрадиционных методов (воздействие на организм через различные анализаторные системы: зрение, осязание).

  Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и альтернативных (нетрадиционных) методов коррекционного воздействия с использованием авторских игровых упражнений и различных комбинаций известных методов, способствующих нормализации произносительной стороны речи, коррекции вторичных нарушений и оптимизации процесса коррекции речи в целом.

  Характеристика условий, в которых возможно применение опыта

Предложенные игровые коррекционные упражнения, система индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции произносительной стороны речи с использованием мнемотехники могут быть использованы  варианты игровых заданий  воспитателями ДОУ в индивидуальной и фронтальной деятельности по речевому развитию и для общего оздоровления дошкольников, учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций

  Объект исследования: коррекционная работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

  Предмет исследования: инновационные методы и приёмы, используемые в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей  с общим недоразвитием речи. 

  Цель: преодоление речевых нарушений  с общим недоразвитием речи, посредством использования метода наглядного моделирования в коррекционной работы.

  Проблема. Действительно ли использование метода наглядного моделирования   повышает эффективность процесса коррекции  речевых нарушений?

В соответствии с объектом, предметом и целью работы мной были намечены следующие задачи:

  • Коррекция нарушений развития речи.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие оптико-моторной координации.
  • Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.

  В соответствии с поставленными задачами мной были определены основные направления работы:

  • На основе данных диагностики наметить перспективу работы с детьми, с учетом особенностей развития речи каждого ребёнка.
  • Создавать условия для повышения интереса к занятиям, успешного усвоения новых знаний, развития самостоятельности действий и принятия решений.
  • Продумать и осуществить разнообразные формы детской деятельности.
  • Провести промежуточное и заключительное обследование с целью подведения итогов.
  • Работать с родителями в данном направлении.
  • Изготовить пособия для работы с детьми. Разработать конспекты занятий по проблеме.
  • Систематизировать и обобщить опыт работы.

  Гипотезой исследования послужило предположение, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечаются выраженные нарушения лексико-грамматической стороны речи, что препятствует их успешной подготовки к школьному обучению.

  Методы исследования.  В соответствии с целью гипотезой и задачами исследования применялись как теоретические (анализ литературных источников), так и эмпирические методы. Среди эмпирических методов исследования использовались метод наблюдения, беседа, опрос, констатирующий эксперимент.   Методы количественной и качественной обработки материала и интерпретации результатов

  Коррекционно-речевая работа воспитателя ДОУ определяется: современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками;  сложностью речевой деятельности; наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей.

  Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщен теоретический материал по проблемам развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

  Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы исследования могут послужить основой для совершенствования процесса развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР в детских дошкольных учреждениях.

II.   Практическая часть

Участниками эксперимента были  старшие дошкольники с ОНР  МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», в количестве 15 человек.

Диагностическая методика, которые применялись мной для изучения состояния лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методика Фотековой  Т. А., которая предусматривает определение уровня успешности речевого развития детей. Сравнительные результаты обследования   показали, что количество детей с IV уровнем успешности с каждым годом снижается. Возрастает количество детей с III уровнем успешности. Появились дети с первым уровнем успешности (Диаграмма 1).

 Диаграмма 1.Сравнительные данные уровня успешности  по Фотековой Т. А. за 2 года.

Сравнительный анализ уровня сформированности  компонентов речи за два года показал снижение уровня развития связной речи (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Сравнительные данные сформированности речевых компонентов по Фотековой Т. А. за 2 года.

В связной речи выпускников отмечается стереотипность оформления, отсутствуют связующие звенья. Рассказы детей недостаточно полны, развёрнуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат лексические и грамматические ошибки. Искажаются или выпадают смысловые звенья. Многие дети нуждаются в помощи взрослого.

В результате работы по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования  с детьми 6-7 лет в течение  года отмечается положительная динамика (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Уровень развития связной речи детей за 2015-2016 учебный год.

Показатель уровня  сформированности  связной речи детей  увеличился с 47% до 78%. Повысился и  уровень успешности речевого развития у выпускников:  количество выпускников с IV уровнем успешности увеличилось с 65%  до 77%, количество детей с III уровнем успешности, напротив, сократилось с 30%  до 23%, нет детей со II и I уровнем успешности (Диаграмма 4).  

Диаграмма 4. Сравнительные данные уровня успешности выполнения речевых проб выпускниками подготовительной к школе группы для детей с ОНР по Фотековой Т. А. за 2 года.

Положительные результаты работы являются основанием  использования метода наглядного моделирования ,  начиная   со старшего дошкольного возраста.

С детьми, выпускниками 2016 года, проводилась систематическая планомерная работа в данном направлении в течение 2 лет. Результаты, полученные в ходе обследования, свидетельствуют о стабильном повышении уровня развития связной речи детей (Диаграмма 5).

 Диаграмма 5. Уровень развития связной речи   детей за 2 года.

Связная речь является одним из показателей сформированности речи детей в целом и представляет собой один из составляющих компонентов речевой готовности к школьному обучению. Следовательно, повышение уровня развития связной речи выпускников, влияет на уровень успешности  

выполнения речевых проб, отражающий актуальный уровень речевого развития ребенка, который влияет на предпосылки учебной деятельности Уровень успешности выполнения речевых проб выпускниками подготовительной к школе группы для детей с ОНР  (Диаграмма 6).

Диаграмма 6. Уровень успешности выполнения речевых проб

по Фотековой Т.А.

Сравнительные данные уровня успешности выполнения речевых проб выпускниками логопедических групп за 2 года,  показывают стабильное увеличение количества детей с IV уровнем успешности и снижение количества выпускников с III успешности. Отсутствуют дети с I и II уровнем успешности.

Диаграмма 7. Сравнительные данные уровня успешности по

Фотековой Т. А. за 2 года.

Сравнительный анализ уровня сформированности компонентов речи за два года показал значительное повышение уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием речи (Диаграмма 8).

Диаграмма 8. Сравнительные данные сформированности речевых компонентов по Фотековой Т. А. за 2 года.

ВЫВОДЫ:  Таким образом, использование  метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы  позволило добиться  положительных результатов, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей:

92% детей  самостоятельно составляют сюжетные рассказы;

86% детей группы отражают и удерживают в рассказах и пересказах смысловую целостность; 70% из них адекватно используют связующие звенья частей рассказа.

84% не допускают или допускают незначительные лексико – грамматические ошибки в  оформлении  высказываний.

Воспитанники научились:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; 

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

  Проведенное исследование показало, что логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР  будет более эффективной, если в коррекционных целях применять инновационные логопедические технологии.

  Инновационные технологии логопедического процесса не заменяют традиционных, но при этом дают положительный результат. У каждого ребенка с ОНР  складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом.

Из всего выше сказанного,  можно сделать вывод,  что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе, как коррекционной работы с детьми дошкольного  возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

 

Диагностические методики, которые применялись мной для изучения состояния лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

  1. для диагностики лексической стороны речи мной была избрана методика Ф. Г. Даскаловой . Методика включает 12 тестовых заданий, из них задания 1–6 на развитие лексической стороны речи;
  2. для диагностики грамматической стороны речи мной избрана нейропсихологическая диагностика З.А. Репиной : «Исследование грамматического структурирования на уровне словосочетания».

  Большинство дошкольников с ОНР  (53,3%  группы,  8 человек) продемонстрировали низкий уровень развития лексической стороны речи, у 7 человек (46,7% группы) показатели находятся на нижней границе среднего уровня. Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы вызвали подбор и активное употребление глаголов, а также словоизменение.

Средняя величина коэффициента речевого развития детей составила только

42,06 баллов при нижней границе среднего уровня 42 балла (рис. 1).

Рис. 1 – Средний балл выполнения лексических заданий старшими дошкольниками с ОНР  (констатирующий этап), баллы.

  Анализ результатов исследования сформированности грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР выявил 40% детей с низким уровнем развития грамматического строя речи и 60% со средним.

Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы вызвали следующие задания:

– структурирование словосочетаний с существительными в предложном падеже;

– структурирование словосочетаний с существительными в творительном падеже;

– структурирование словосочетаний с существительными в дательном падеже.

  У старших дошкольников с ОНР уровня структурирование различных видов грамматического строя не сформировано. Функции словоизменения не развиты. Особенно страдают предложно-падежные словоформы. Грамматические ошибки встречались практически в каждом задании. Средний общий результат выполнения грамматического теста у старших дошкольников с ОНР  составил 1,5 балла, что относится к нижней границе среднего уровня сформированности грамматического строя речи (рис. 2).

По окончании коррекционной работы было проведено контрольное обследование состояния лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР .

  Несмотря        на        отдельные        проблемы        формирования        лексико-грамматического  строя  речи  у  дошкольников  с  ОНР, сохранившиеся на контрольном этапе моего экспериментального исследования, в целом можно говорить о том, что проведенная мною коррекционная логопедическая работа была эффективной.

  У старших дошкольников с ОНР больше не наблюдается низкого уровня сформированности лексического и грамматического строя речи (рис. 4–5). У четверых дошкольников наблюдается высокий уровень сформированности лексической стороны речи (26% группы), у двоих – низкий уровень сформированности грамматического строя речи (13% группы).

Рис. 4 – Динамика средних баллов выполнения лексических заданий старшими дошкольниками с ОНР  (контрольный этап), баллы


Рис. 5 – Динамика средних баллов выполнения грамматических заданий старшими дошкольниками с ОНР  (контрольный этап), баллы.

  Проведенное исследование показало, что логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР  будет более эффективной, если в коррекционных целях применять инновационные логопедические технологии.

  Инновационные технологии логопедического процесса не заменяют традиционных, но при этом дают положительный результат. У каждого ребенка с ОНР  складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом.

Реализация данных технологий способствует достижению наибольшей игровой раскрепощенности и высокой творческой активности; повышается жизненный тонус, физическое и психическое здоровье.

  Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально

возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Важно как сохранить традиционные эффективные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

                                       Литература

  1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
  1. Горбунова, И. В. Су Джок массажеры в логопедической работе [Текст] / И.В. Горбунова, И.В. Иваненко // Логопед. - 2014. - №2. - С. 21-22. 3. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду [Текст] / Ф.Г. Даскалова // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. ст. науч. тр. - М.: Прометей, 1989. - С. 66-87.

4. Докудовская, Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст] / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Школьный логопед. - 2006. - № 5. - С. 24-27.

  1. Дьячкова, Л.С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ [Текст] / Л.С. Дьячкова // Логопед. - 2015. - №3. - С. 15-17.
  2. 6. Елсакова, А.Н. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда [Текст] / А.Н. Елсакова, Н.Н. Лисовская, И.В. Соколова //  Педагогика:  традиции и инновации:  материалы V  междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 33-34.

7. Закондырина, Э.Г. Наглядное моделирование как средство обучения словообразованию дошкольников с ОНР [Текст] / Э.Г. Закондырина // Логопед. - 2014. - №4. - С. 32-33.

  1. Колеошкина,  С.Н.  Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда [Текст] / С.Н. Колеошкина // Школьный логопед. - 2007. - № 2. - С.31-39.
  1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
  2. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / М.И. Лынская; Под ред. С.Н. Шаховской. -М.: Парадигма, 2012. - 128 с.
  1. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Учеб. пособие [Текст] / З.А. Репина. - М. Эксмо, 2006. - 256 с.
  2. Силиванова, Л.В. Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л.В. Силиванова, С.Ю. Кондратьева // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.
  1. Фатихова,   Л.Ф.   Компьютерные  технологии  в  психолого-педагогической коррекции детей [Текст] / Л.Ф. Фатихова // Логопед. - 2014. - №2. - С. 13-15.

14. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...