Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Пересказ рассказа "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опрой на графические схемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pereskaz_rasskaza_osen.docx | 141.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме
«Пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Микитову)»
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Основные задачи: формирование зрительного и слухового восприятия, фразовой речи, развитие навыков составления распространенных ответов на вопросы, формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка, активизация и обогащение словарного запаса, воспитание любви к природе.
Методические приемы: моделирование, синтез, чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, лексико – грамматические упражнения, выстраивание графической мнемодорожки, слушание музыкального произведения.
Оборудование: графические схемы, предметные картинки с изображением грибов и ягод, фонограмма П.И.Чайковского «Осенняя песня», магнитная доска.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов про осень И. Соколова-Микитова.
- Знакомство с творчеством писателя.
- Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
- Лексико-семантическая работа:
Знойный – жаркий
Погожие - ясные
Ожерелье – бусы
Румяная – красная, алая
Кочка – небольшой бугорок
Прозрачный – ясный, безоблачный
Жмутся – касаются друг друга
Моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте)
- Разучивание пословиц об осени
- Наблюдение в природе
- Словесная игры: «Времена года», «Подбери похожее слово», «До, между, после».
Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | Ожерелье, кочка | Груздь, пни, кочка, клюква, солнце, подберёзовик, подосиновик, мухомор, гроздья, земляника, брусника. |
Глаголы | Жмутся | Жмутся |
Прилагательные | Знойный, погожие, румяная, прозрачный, моховые | Знойный, прозрачный, красноголовый, скользкий, душистый, освещенный, тонконогие |
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Встали у доски красиво,
Поздоровались учтиво,
А теперь спокойно сели,
Дружно принялись за дело.
Дидактическая игра «Что лишнее?» Употребление в речи сложноподчиненных предложений, развитие слухового внимания, мышления.
Педагог предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить из каждой «лишнее» слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутым предложением, используя союз потому что.
- Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.
- Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.
- Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.
2. Подготовка к восприятию текста. Выстраивание графического плана рассказа.
Педагог предлагает детям отгадать загадки, найти схематические изображения отгадок и поместить их на магнитную доску.
- Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)
- По небу плывут, дождик несут. (Облака)
- Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова!» (Паутина)
- Кто шляпу на ногу одевает? (Гриб)
- Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения.
Воспитатель: Внимательно прослушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осень».
После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.
- Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)
- По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)
- Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)
- Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)
- Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)
- Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)
5. Лексико-грамматические упражнения.
А) Упражнение «Подбери признак». Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.
- Осень (какая?) (Золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая)
- А в рассказе какая осень? (Золотая)
- Небо (какое?) (Прозрачное, высокое, голубое, серое, пасмурное, безоблачное и т. д.)
- А в рассказе небо какое? (Прозрачное, высокое)
- Лето (какое?) (Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т. д.)
- А в рассказе какое лето? (Знойное)
Б) Упражнение «Почему?» Развитие воображения, логического мышления. Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением грибов и ягод, спрашивает, почему их так называют:
- Красноголовый подосиновик (Потому что шляпа гриба красного цвета.)
- Зеленоватые и розовые сыроежки (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые.)
- Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят.)
- Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом.)
- Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)
- Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке.)
6. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти.
7. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план. Развитие связной речи. Рассказа осуществляется детьми по цепочке, парами или индивидуально.
8. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Закрепление изученного материала вне занятий:
- Актуализация словаря по темам «Грибы», «Ягоды».
- Закрепление навыка подбора прилагательных к существительным.
- Закрепление навыка пересказа текста с опорой на графические схемы.
Графические схемы к рассказу
1
2
3
4
5
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...