Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Пересказ рассказа "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опрой на графические схемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pereskaz_rasskaza_osen.docx141.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме

«Пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Микитову)»

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи: формирование зрительного и слухового восприятия, фразовой речи, развитие навыков составления распространенных ответов на вопросы, формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка, активизация и обогащение словарного запаса, воспитание любви к природе.

Методические приемы: моделирование, синтез, чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, лексико – грамматические упражнения, выстраивание графической мнемодорожки, слушание музыкального произведения.

Оборудование: графические схемы, предметные картинки с изображением грибов и ягод, фонограмма П.И.Чайковского «Осенняя песня», магнитная доска.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов про осень И. Соколова-Микитова.
  • Знакомство с творчеством писателя.
  • Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
  • Лексико-семантическая работа:

Знойный – жаркий

Погожие - ясные

Ожерелье – бусы

Румяная – красная, алая

Кочка – небольшой бугорок

Прозрачный – ясный, безоблачный

Жмутся – касаются друг друга

Моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте)

  • Разучивание пословиц об осени
  • Наблюдение в природе
  • Словесная игры: «Времена года», «Подбери похожее слово», «До, между, после».

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

Ожерелье, кочка

Груздь, пни, кочка, клюква, солнце, подберёзовик, подосиновик, мухомор, гроздья, земляника, брусника.

Глаголы

Жмутся

Жмутся

Прилагательные

Знойный, погожие, румяная, прозрачный, моховые

Знойный, прозрачный, красноголовый, скользкий, душистый, освещенный, тонконогие

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Встали у доски красиво,

Поздоровались учтиво,

А теперь спокойно сели,

Дружно принялись за дело.

Дидактическая игра «Что лишнее?» Употребление в речи сложноподчиненных предложений, развитие слухового внимания, мышления.

Педагог предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить из каждой «лишнее» слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутым предложением, используя союз потому что.

- Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

- Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

- Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

2. Подготовка к восприятию текста. Выстраивание графического плана рассказа.

Педагог предлагает детям отгадать загадки, найти схематические изображения отгадок и поместить их на магнитную доску.

- Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)

- По небу плывут, дождик несут. (Облака)

- Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова!» (Паутина)

- Кто шляпу на ногу одевает? (Гриб)

- Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти, творческого воображения. 

Воспитатель: Внимательно прослушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осень».

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

- Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)

- По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)

- Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)

- Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)

- Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)

- Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)

5. Лексико-грамматические упражнения.

А) Упражнение «Подбери признак». Активизация словаря признаков, согласование существительных с прилагательными.

- Осень (какая?) (Золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая)

- А в рассказе какая осень? (Золотая)

- Небо (какое?) (Прозрачное, высокое, голубое, серое, пасмурное, безоблачное и т. д.)

- А в рассказе небо какое? (Прозрачное, высокое)

- Лето (какое?) (Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т. д.)

- А в рассказе какое лето? (Знойное)

Б) Упражнение «Почему?» Развитие воображения, логического мышления. Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением грибов и ягод, спрашивает, почему их так называют:

- Красноголовый подосиновик (Потому что шляпа гриба красного цвета.)

- Зеленоватые и розовые сыроежки (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые.)

- Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят.)

- Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом.)

- Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)

- Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке.)

6. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания, памяти.

7. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план. Развитие связной речи. Рассказа осуществляется детьми по цепочке, парами или индивидуально.

8. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Закрепление изученного материала вне занятий:

  • Актуализация словаря по темам «Грибы», «Ягоды».
  • Закрепление навыка подбора прилагательных к существительным.
  • Закрепление навыка пересказа текста с опорой на графические схемы.

Графические схемы к рассказу

        1Картинки по запросу картинка лист клена

        

               2        

        

        

Картинки по запросу раскраска паутина

          3

Картинки по запросу картинка грибочка

          4Раскраска опята на пеньке

        

        http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-173966-1422606825.jpg

        5http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/ovoshi-frukti/frukti/jagoda/klukva/raskraski-jagoda-klukva-2.jpg

        

Картинки по запросу раскраска восклицательный знак

        6

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...