Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с художником-иллюстратором Т.А.Мавриной и её творчеством»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программное содержание.
- Познакомить детей с профессией художника-иллюстратора, рассказать о том, чем занимаются люди этой профессии, какие инструменты помогают им в работе. Рассказать детям о творчестве известного художника-иллюстратора – Т. А. Мавриной. Учить видеть характерные особенности ее творчества. Расширять представления детей о многообразии сказочного мира.
- Развивать диалогическую речь детей, чётко отвечать на вопросы педагога, развивать воображение, зрительное внимание; обогащать словарный запас детей; продолжать работу над выразительностью речи: говорить громко, но не кричать, чётко произносить слова и фразы, не спешить.
- Воспитывать умение видеть прекрасное вокруг себя и любовь к художественному творчеству.
Предварительная работа. Чтение книг и рассматривание иллюстраций Т.А.Мавриной. Особое внимание обратить на раскрытие характера героев, какими средствами художник этого достигает.
Материалы. Портрет Т. А. Мавриной. Выставка книг, оформленных Т. А. Мавриной: Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», Маврина Т.А. «В некотором царстве. Русские народные сказки».
Содержание НОД.
1 часть.
Дети стоят вокруг стола, на котором разложены книги с иллюстрациями Т.А.Мавриной.
Ребята, отгадайте загадки!
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы – твои труды. (Карандаш)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)
Воспитатель.
-Ребята, посмотрите, какая у нас выставка книг! Вы знаете, кто участвует в создании книги? (писатели, художники)
-Да, художники. А какие инструменты нужны художнику? (Краски, кисти, лист бумаги, вода, карандаш, палитра, цветные краски гуашевые или акварельные, резинка).
Воспитатель: Ребята, бумага бывает разная: для акварели, для гуаши, а масляными красками рисуют на холсте. Для удобства они рисуют не на столе, а на мольберте. (Показывает мольберт).
Воспитатель: Ребята, художников, которые рисуют картинки в книгах для детей, называют иллюстраторами. Они рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут... По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество.
Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и спрашивает: «Ребята, как вы думаете, кого или что художник изобразил на картинке?» (ответы детей) Затем воспитатель включает диск, на котором звучат отрывки из сказки " О царе Салтане". Дети, прослушав стихи, находят к нему иллюстрацию.
-У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
-Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
-Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
-Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом!
Белка там живёт ручная
Да затейница какая!
Когда дети справятся с заданием, воспитатель спрашивает: "Из какой сказки вы услышали стихи, кто их автор? (ответы)
Воспитатель: Правильно, все услышанные вами отрывки написал известный русский поэт А. С. Пушкин, а иллюстрации к сказке нарисовала художник-иллюстратор Татьяна Алексеевна Маврина. (показывает портрет)
2 часть.
Дети садятся на стульчики и слушают рассказ воспитателя.
Воспитатель рассказывает:
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством художника-иллюстратора Татьяны Алексеевны Мавриной. Она работала над созданием книг для детей. Перед детьми на столе портрет Т. А. Мавриной и выставка книг.
Рассказ педагога: «В некотором царстве, в некотором государстве, в мире фантастическом, пестром и ярком, живут и действуют сказочные герои, созданные воображением художницы Татьяны Алексеевны Мавриной. Татьяна Алексеевна Маврина родилась в Нижнем Новгороде. Особое место в ее творчестве занимало иллюстрирование книг для детей. Отвечая на вопрос, почему она снова и снова иллюстрирует сказки, Татьяна Алексеевна говорила, что любовь к народному искусству, фольклору и истории она испытывала с самого детства. Отец художницы, педагог и литератор, очень любил книги и привил эту любовь своей дочери. Будущая художница знала наизусть много сказок и рисовала картинки к ним. Татьяна Алексеевна Маврина считала, что сказочные персонажи живут не только в "тридевятом государстве", но и среди нас. Стоит немного пофантазировать, и они появятся на улицах древних русских городов. Поэтому каждая страница книг с иллюстрациями художницы – волшебная. Скачут по страницам книг добрые молодцы на могучих конях, стоят в глухом лесу избушки на курьих ножках, живут в высоких башнях красавицы.(показ иллюстраций)
Она одна из немногих иллюстрировала сказки Пушкина. Т.А.Маврина много путешествовала, в дороге делала быстрые заметки, записывала свои впечатления, а, возвратившись домой, превращала зарисовки в законченные иллюстрации. Татьяна Алексеевна сохранила увлечение поэзией А. С. Пушкина на всю жизнь. Иллюстрируя его сказки, она передавала общенациональные черты богатой Руси, её иллюстрации жизнерадостны и всегда солнечны. Ребята, обратите внимание на характерную черту этой художницы; в своих иллюстрациях (показ книг) она включает текст прямо на рисунке. На одном из них она пишет своей рукой: "Там русский дух, там Русью пахнет. И я там был, и мёд я пил. "
Эти слова говорят нам о том, как богат душой русский народ, как он силён и весел.
Послушайте русскую народную плясовую "Камаринская" и если вам захочется поплясать - пляшите, радуйтесь. (звучит звукозапись)
Заключительная часть.
Дети слушают звукозапись и пляшут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с художником – иллюстратором В.М.Конашевичем»
Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора В.М.Конашевича....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."
Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....
Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"
Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...
Проект-занятие "Знакомство с художниками-иллюстраторами"
"Знакомство с художниками-иллюстраторами"...
Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым во второй младшей группе
Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым...
Статья «Знакомство с художником-иллюстратором Ю.А. Васнецовым»
знакомство с творчеством Ю.А. Васнецова. рассказ о том, что он иллюстрировал русский фольклор, стихи, потешки, сказки. обратить внимание на особенности его рисунков - нарядность, сказочность, декорати...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Знакомство с художниками-иллюстраторами"
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Знакомство с художниками-иллюстраторами"...