Перспективно – тематическое планирование по развитию речевого творчества дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Методическая разработка для педагогов по развитию речевого творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно – тематическое   планирование

по развитию речевого творчества дошкольников

                                     

Месяц

Тема

Задача

Материал

Итог

деятельности

Сентябрь

Диагностическое обследование

Выявить детей с высоким и оптимальным уровнем

развития

Диагностика развития

 речи

Выявление

исходного

уровня

развития

  1. Придумывание новых концовок к сказкам

1

«Сказочные

 загадки»

В.Степанов

Формировать умение отгадывать загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки.

Книга

 «Сказочные загадки» В.Степанов

Игра «Кто на свете злее всех?»

Учить выявлять и анализировать злых, коварных сказочных героев, описывать их внешний вид, характер и образ жизни. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.

Сборник загадок сказочных персонажей

2

Новый конец

сказки «Теремок»

Учить детей передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте, сочинять сказочное продолжение. Развивать воображение и оригинальность мышления, находчивость. Продолжать формировать синтаксическую сторону речи (построение простых и сложных предложений). 

Сказка

«Теремок»

Игра «Кто у нас в гостях?»

Учить задавать вопросы. Развивать речь. Активизировать и расширять словарь за счёт прилагательных.

Шкатулка, игрушка слон

3

Сочиняем конец сказки «Репка»

Развивать  творческое воображение. Учить сочинять сказочное продолжение, изображая его с помощью моделирования. Побуждать к оригинальному выражению творческой мысли.  Расширять словарь детей за счёт использования в речи  предлогов, глаголов.

Сказка

«Репка»

Октябрь

4

Сказка

«Маша и медведь»

Учить «читать» иллюстрации к сказке по модели, вызвать у детей желание инсценировать, разыгрывать сказку с помощью настольного театра. Развивать связную речь. Учить вслушиваться в звучание сложных слов.

Книга «Маша и медведь». Декорации и фигурки для настольного театра, аудиозапись русской народной сказки «Маша и мед ведь».

Разыгрывание сказки  с помощью

настольного театра

Решение сказочной задачи

Учить решать сказочные задачи, находить противоречия между персонажами сказки.  Формировать речевое творчество.

Задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?»

  1. Сочинение  сказки  совместно  с  воспитателем

5

Сказка с новым концом «Жили – были две лягушки»

Учить сочинять продолжение сказки, начатой воспитателем. Формировать образность речи. Развивать воображение. Учить сопереживать, понимать героев.

Игрушки (две лягушки)

Игра – драматизация

«Жили – были две

лягушки»

Ноябрь

Декабрь

6

Сказка с новым концом «История белки и ежа»

Учить сочинять продолжение сказки, начатой воспитателем, дорисовывая его схематически с помощью моделей.  Обогащать словарь дошкольников прилагательными, наречиями, глаголами.

Игрушки: белка и ёж

7

«Доброе утро, пчёлка!»

Учить  детей внимательно слушать и правильно воспринимать фабулу предложенной сказки. Помочь придумать и словесно оформить конец истории. Вызвать оценочные суждения по поводу героев сказки и их поступков.

Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: маленькая лошадка, собачка, пчёлка, 2 цветка

Создание «Волшебной книги - самоделки»

8

Рассказ с середины «Невероятные приключения Миши на каникулах»

Учить детей додумывать середину рассказа. Учить вслушиваться в звучание сложных слов, образованных из соединения слов, относящихся к разным частям речи – существительных и глаголов.

Коллективное сочинение сказки.

Игра «Где - то, кто - то…»

Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Морфотаблица;  карточки с изображением героев и места, где это может  происходить

9

Сказка с середины «Девочка на облаке»

Учить детей додумывать середину сказки. Развивать творческое воображение и образное мышление. Побуждать к оригинальному выражению творческой мысли. Продолжать формировать синтаксическую сторону речи (построение сложных предложений, правильное сочетание слов, входящих в активный словарь).

  1. Сочинение сказки с хорошо знакомым сказочным героем или по конкретной заданной теме

10

Сказки из загадок

Формировать умение отгадывать загадки. Формировать представление о жанре  загадки. Учить детей использовать загадку в сказочных обстоятельствах.

Загадки и иллюстрации к ним.

11

Сказки из потешек «Что ж ты, ёж, такой колючий?»

Формировать представление о потешке, как форме малого фольклора. Учить сочинять сказки, используя потешки. Развивать связную речь.

Книга с

потешками

12

Сказки из стихотворений А. Барто

Развивать творческую речевую деятельность. Учить сочинять вместе сказочное продолжение. Развивать чувство юмора.

Стихи

А. Барто

Коллективное сочинение сказочного продолжения

13

Сказки из стихотворений Э.Стефанович «Зачем шнурки ботинку?»

Учить сочинять сказки на основе стихотворения.

Стихотворение «Зачем шнурки ботинку?» Э.Стефанович

Игра «Волшебник»

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

Кольца

 Луллия с изображением обычных предметов и волшебников.

14

Сочиняем сказки. Сказка «Раз в неделю» В. Шульжик

Продолжать работу по раскрытию творческих  наклонностей. Развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям. Учить сопереживать, понимать героев. Развивать воображение, выразительность речи.

Зубная щётка, зубная паста, цветок

Самостоятельное придумывание детьми окончания сказки

15

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Сказка «Золушка»

Побуждать детей придумывать сюжет к знакомой сказке. Учить менять ситуации в сказках. Развивать творческое воображение и самостоятельность мысли. Обогащать словарь детей прилагательными, наречиями, причастными оборотами через употребление трудных морфологических категорий (правильное изменение слов, входящих в активный словарь).

Кольцо, брошка,

поясок от платья

Сами учатся менять ситуации в сказках

Январь

16

Лиса, заяц и петух  с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка

    Побуждать детей придумывать сюжет по теме, предложенной воспитателем; учить детей следовать за ходом повествования, не сбиваясь с основной сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.

Волшебная палочка,

образец

сказки

воспитателя

Составление сказки

17

Сказка «Колобок» на новый лад

Учить менять ситуации в сказках. Активно расширять и обогащать речь детей образными выражениями через использование художественных фольклорных образов.

Костюмы к сказке

Инсценирование сказки на новый лад

18

Сказки из фразеологизмов

Стимулировать словесное творчество. Знакомство с фразеологизмами (с фразами, часто встречающимися в рассказах и сказках). Развивать оригинальность мышления, творческое воображение.

Фразеологизмы: балбес, крокодиловы слёзы, лакомый кусочек

19

Небылицы.

Чтение произведения К.Чуковского «Путаница»

Формировать представления о небылицах; развивать эмоциональное отношение к художественному произведению.

Книга с небылицами. Произведение К.Чуковского «Путаница»

Выставка рисунков

Игра «Кто больше заметит небылиц?»

Учить детей обнаруживать небылицы, объяснять нелогичные ситуации, делать правильное умозаключение; развивать умение различать реальное и выдуманное.

Февраль

20

Рассказы из небылиц. Чтение произведения

А. Станчевой «Это правда или нет?»

Развивать интерес к художественному слову, умение замечать образность языка произведения. Развивать воображение.

Произведение

А. Станчевой «Это правда или нет?»

Игра «Придумай небылицу»

Учить составлять рассказ с небылицами на примере собственного сочинения. Развивать связную речь. Формировать чувство юмора.

Составление рассказа с

небылицами.

21

Сказки о

фантастических странах

«Тили-тили-тряндия»

Развивать воображение; учить рассказывать о выдуманных странах по плану. Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов, приставок, понимать происхождение сложных слов.

Дети сами решают, какие предметы понадобятся в сказочном путешествии

Игра

«Небывандия»

Научить различать реальные и сказочные явления. Развивать чувство юмора.

22

Сказки из фантастических  явлений

Развивать воображение. Формировать образность речи, активизировать и расширять словарь.

Игра  «Где - то,

 кто - то»

Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Кольца

 Луллия с изображением героев и места, где это может происходить

Март

23

Сказки из загадочных объявлений

Развивать творческую речевую деятельность; развивать чувство юмора, воображение, фантазию.

Интересные объявления

Дети придумывают фантастические истории.

24

Сказки странных историй «Сказка о левом башмачке» и «Сказка о капризной пуговице»

Развивать воображение детей, выразительность речи. Формировать желание коллективно рассказывать сказку.

Башмак, пуговица

Коллективное сочинение сказки

25

Перевирание сказок «Желтая шапочка»

Развивать творческое воображение и образное мышление. Обогащать речь детей прилагательными, глаголами, причастными оборотами.

Иллюстрации к сказке

Коллективное

сочинение сказки

I Y. Придумывание   сказки на самостоятельно выбранную тему Серия занятий «Кто интереснее придумает сказку?»

Апрель

26

Сказки от ММА (метод  морфологического анализа).

«Герой из какого-нибудь материала»

Совершенствовать умение сочинять сказки методом морфологического анализа (сочинять новые предметы и образы путём соединения различных параметров).

Таблицы

27

«Я превраща-юсь…» (в кота, в бабочку, в цветок)

Бином фантазии

Развивать активную мыслительную деятельность; закрепить умение  использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Продолжать развивать воображение и образное мышление

Картинки, игрушки

Сочинение истории по предложенным картинкам и игрушкам (из выбранных двух объектов)

Апрель

28

Сказки по смешанным образам

  Совершенствовать умение сочинять о необычном; давать смешанные образы другого в игровой ситуации; расширять запас слов, обозначающих действия и признаки.

Иллюстрации: Айболита, пчёлки и коровки

Коллективное сочинение сказки

29

«Путешествие Сапожка в …» музыкальная сказка

Развивать оригинальность мышления, изобретательность, находчивость, самостоятельность словесно – логического мышления. Закрепить умение  образовывать новые слова при помощи суффиксов. Формировать синтаксическую сторону речи (построение сложных предложений).

Сапожок…

Музыкальный

спектакль

30

Сказки о бытовых предметах

Продолжать учить отгадывать загадки про бытовые устройства. Приобщать детей к этимологическому анализу слов родного языка – понимать связь названий некоторых предметов с родственными словами.

Загадки, иллюстрации к отгадкам (утюг, чайник и т.д.)

Изготовление книжки - малышки по сказке

31

Игра «Путешествие по собственному дому»

Совершенствовать умение детей  творить в сказочном мире.

   Стул, стол, кровать

Дети играют с предметами, распоряжаются по своему усмотрению, следуя собственной фантазии

«Сказка в моём доме»

Развивать оригинальность мышления, изобретательность, находчивость. Обогащать словарь детей прилагательными, глаголами через употребление трудных морфологических категорий.

32

Сказки из мусора

Продолжать учить детей относиться ко всему экономно и изобретательно; учить создавать сказочные сюжеты на основе мусора.

Пустые коробки, бумажные пакеты, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые коробочки и т.д

Самостоятельное сочинение сказки

Май

33

«Как зайцы подружились с инопланетянами»

Продолжать развивать творческое воображение, образное мышление, способность к самовыражению.

Сочинение сказки

34

Цветные сказки

Продолжать развивать оригинальность мышления.  Обогащать речь дошкольников прилагательными и образными выражениями.

Карандаши, краски

Сочинение сказки в

 рисунках

Игра «Позови

 сказку»

Совершенствовать умение придумывать сказки по сюжетам, но уже собственного сочинения.

Иллюстрации к сказкам

35

 «Сказки про меня»

Совершенствовать образными  выражениями . Развивать творческое воображение.

Литературные герои Кузя, Незнайка, Буратино

Дети придумывают и рассказывают сказки на

выбранную

тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество. Рисование" в старшей группе

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество. Рисование" в старшей группе...

Программа перспективно – тематического планирования по развитию речи дошкольников . ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель программы : развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой о...

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте

Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»    Обучение грамоте...

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие"

Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие" в младшей группе...

Перспективное тематическое планирование по развитию продуктивной деятельности и детского творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование) во второй младшей группе

Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младших и средних группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016Литвинова О...

Перспективно - тематическое планирование по «Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева» (Технология Рефлексивный круг) для старшего возраста.

Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным....