Перспективно – тематическое планирование по развитию речевого творчества дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка для педагогов по развитию речевого творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно – тематическое планирование
по развитию речевого творчества дошкольников
Месяц | № | Тема | Задача | Материал | Итог деятельности |
Сентябрь | Диагностическое обследование | Выявить детей с высоким и оптимальным уровнем развития | Диагностика развития речи | Выявление исходного уровня развития | |
| |||||
1 | «Сказочные загадки» В.Степанов | Формировать умение отгадывать загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки. | Книга «Сказочные загадки» В.Степанов | ||
Игра «Кто на свете злее всех?» | Учить выявлять и анализировать злых, коварных сказочных героев, описывать их внешний вид, характер и образ жизни. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами. | Сборник загадок сказочных персонажей | |||
2 | Новый конец сказки «Теремок» | Учить детей передавать структуру сказки с помощью моделирования, и понимать образные слова и выражения в тексте, сочинять сказочное продолжение. Развивать воображение и оригинальность мышления, находчивость. Продолжать формировать синтаксическую сторону речи (построение простых и сложных предложений). | Сказка «Теремок» | ||
Игра «Кто у нас в гостях?» | Учить задавать вопросы. Развивать речь. Активизировать и расширять словарь за счёт прилагательных. | Шкатулка, игрушка слон | |||
3 | Сочиняем конец сказки «Репка» | Развивать творческое воображение. Учить сочинять сказочное продолжение, изображая его с помощью моделирования. Побуждать к оригинальному выражению творческой мысли. Расширять словарь детей за счёт использования в речи предлогов, глаголов. | Сказка «Репка» | ||
Октябрь | 4 | Сказка «Маша и медведь» | Учить «читать» иллюстрации к сказке по модели, вызвать у детей желание инсценировать, разыгрывать сказку с помощью настольного театра. Развивать связную речь. Учить вслушиваться в звучание сложных слов. | Книга «Маша и медведь». Декорации и фигурки для настольного театра, аудиозапись русской народной сказки «Маша и мед ведь». | Разыгрывание сказки с помощью настольного театра |
Решение сказочной задачи | Учить решать сказочные задачи, находить противоречия между персонажами сказки. Формировать речевое творчество. | Задача: «Как сделать, чтобы медведь сам отпустил Машу?» | |||
| |||||
5 | Сказка с новым концом «Жили – были две лягушки» | Учить сочинять продолжение сказки, начатой воспитателем. Формировать образность речи. Развивать воображение. Учить сопереживать, понимать героев. | Игрушки (две лягушки) | Игра – драматизация «Жили – были две лягушки» | |
Ноябрь Декабрь | 6 | Сказка с новым концом «История белки и ежа» | Учить сочинять продолжение сказки, начатой воспитателем, дорисовывая его схематически с помощью моделей. Обогащать словарь дошкольников прилагательными, наречиями, глаголами. | Игрушки: белка и ёж | |
7 | «Доброе утро, пчёлка!» | Учить детей внимательно слушать и правильно воспринимать фабулу предложенной сказки. Помочь придумать и словесно оформить конец истории. Вызвать оценочные суждения по поводу героев сказки и их поступков. | Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: маленькая лошадка, собачка, пчёлка, 2 цветка | Создание «Волшебной книги - самоделки» | |
8 | Рассказ с середины «Невероятные приключения Миши на каникулах» | Учить детей додумывать середину рассказа. Учить вслушиваться в звучание сложных слов, образованных из соединения слов, относящихся к разным частям речи – существительных и глаголов. | Коллективное сочинение сказки. | ||
Игра «Где - то, кто - то…» | Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. | Морфотаблица; карточки с изображением героев и места, где это может происходить | |||
9 | Сказка с середины «Девочка на облаке» | Учить детей додумывать середину сказки. Развивать творческое воображение и образное мышление. Побуждать к оригинальному выражению творческой мысли. Продолжать формировать синтаксическую сторону речи (построение сложных предложений, правильное сочетание слов, входящих в активный словарь). | |||
| |||||
10 | Сказки из загадок | Формировать умение отгадывать загадки. Формировать представление о жанре загадки. Учить детей использовать загадку в сказочных обстоятельствах. | Загадки и иллюстрации к ним. | ||
11 | Сказки из потешек «Что ж ты, ёж, такой колючий?» | Формировать представление о потешке, как форме малого фольклора. Учить сочинять сказки, используя потешки. Развивать связную речь. | Книга с потешками | ||
12 | Сказки из стихотворений А. Барто | Развивать творческую речевую деятельность. Учить сочинять вместе сказочное продолжение. Развивать чувство юмора. | Стихи А. Барто | Коллективное сочинение сказочного продолжения | |
13 | Сказки из стихотворений Э.Стефанович «Зачем шнурки ботинку?» | Учить сочинять сказки на основе стихотворения. | Стихотворение «Зачем шнурки ботинку?» Э.Стефанович | ||
Игра «Волшебник» | Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. | Кольца Луллия с изображением обычных предметов и волшебников. | |||
14 | Сочиняем сказки. Сказка «Раз в неделю» В. Шульжик | Продолжать работу по раскрытию творческих наклонностей. Развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям. Учить сопереживать, понимать героев. Развивать воображение, выразительность речи. | Зубная щётка, зубная паста, цветок | Самостоятельное придумывание детьми окончания сказки | |
15 | Знакомые герои в новых обстоятельствах Сказка «Золушка» | Побуждать детей придумывать сюжет к знакомой сказке. Учить менять ситуации в сказках. Развивать творческое воображение и самостоятельность мысли. Обогащать словарь детей прилагательными, наречиями, причастными оборотами через употребление трудных морфологических категорий (правильное изменение слов, входящих в активный словарь). | Кольцо, брошка, поясок от платья | Сами учатся менять ситуации в сказках | |
Январь | 16 | Лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка | Побуждать детей придумывать сюжет по теме, предложенной воспитателем; учить детей следовать за ходом повествования, не сбиваясь с основной сюжетной линии, доводя свой замысел до конца. | Волшебная палочка, образец сказки воспитателя | Составление сказки |
17 | Сказка «Колобок» на новый лад | Учить менять ситуации в сказках. Активно расширять и обогащать речь детей образными выражениями через использование художественных фольклорных образов. | Костюмы к сказке | Инсценирование сказки на новый лад | |
18 | Сказки из фразеологизмов | Стимулировать словесное творчество. Знакомство с фразеологизмами (с фразами, часто встречающимися в рассказах и сказках). Развивать оригинальность мышления, творческое воображение. | Фразеологизмы: балбес, крокодиловы слёзы, лакомый кусочек | ||
19 | Небылицы. Чтение произведения К.Чуковского «Путаница» | Формировать представления о небылицах; развивать эмоциональное отношение к художественному произведению. | Книга с небылицами. Произведение К.Чуковского «Путаница» | Выставка рисунков | |
Игра «Кто больше заметит небылиц?» | Учить детей обнаруживать небылицы, объяснять нелогичные ситуации, делать правильное умозаключение; развивать умение различать реальное и выдуманное. | ||||
Февраль | 20 | Рассказы из небылиц. Чтение произведения А. Станчевой «Это правда или нет?» | Развивать интерес к художественному слову, умение замечать образность языка произведения. Развивать воображение. | Произведение А. Станчевой «Это правда или нет?» | |
Игра «Придумай небылицу» | Учить составлять рассказ с небылицами на примере собственного сочинения. Развивать связную речь. Формировать чувство юмора. | Составление рассказа с небылицами. | |||
21 | Сказки о фантастических странах «Тили-тили-тряндия» | Развивать воображение; учить рассказывать о выдуманных странах по плану. Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов, приставок, понимать происхождение сложных слов. | Дети сами решают, какие предметы понадобятся в сказочном путешествии | ||
Игра «Небывандия» | Научить различать реальные и сказочные явления. Развивать чувство юмора. | ||||
22 | Сказки из фантастических явлений | Развивать воображение. Формировать образность речи, активизировать и расширять словарь. | |||
Игра «Где - то, кто - то» | Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. | Кольца Луллия с изображением героев и места, где это может происходить | |||
Март | 23 | Сказки из загадочных объявлений | Развивать творческую речевую деятельность; развивать чувство юмора, воображение, фантазию. | Интересные объявления | Дети придумывают фантастические истории. |
24 | Сказки странных историй «Сказка о левом башмачке» и «Сказка о капризной пуговице» | Развивать воображение детей, выразительность речи. Формировать желание коллективно рассказывать сказку. | Башмак, пуговица | Коллективное сочинение сказки | |
25 | Перевирание сказок «Желтая шапочка» | Развивать творческое воображение и образное мышление. Обогащать речь детей прилагательными, глаголами, причастными оборотами. | Иллюстрации к сказке | Коллективное сочинение сказки | |
I Y. Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему Серия занятий «Кто интереснее придумает сказку?» | |||||
Апрель | 26 | Сказки от ММА (метод морфологического анализа). «Герой из какого-нибудь материала» | Совершенствовать умение сочинять сказки методом морфологического анализа (сочинять новые предметы и образы путём соединения различных параметров). | Таблицы | |
27 | «Я превраща-юсь…» (в кота, в бабочку, в цветок) Бином фантазии | Развивать активную мыслительную деятельность; закрепить умение использовать в речи сложноподчинённые предложения. Продолжать развивать воображение и образное мышление | Картинки, игрушки | Сочинение истории по предложенным картинкам и игрушкам (из выбранных двух объектов) | |
Апрель | 28 | Сказки по смешанным образам | Совершенствовать умение сочинять о необычном; давать смешанные образы другого в игровой ситуации; расширять запас слов, обозначающих действия и признаки. | Иллюстрации: Айболита, пчёлки и коровки | Коллективное сочинение сказки |
29 | «Путешествие Сапожка в …» музыкальная сказка | Развивать оригинальность мышления, изобретательность, находчивость, самостоятельность словесно – логического мышления. Закрепить умение образовывать новые слова при помощи суффиксов. Формировать синтаксическую сторону речи (построение сложных предложений). | Сапожок… | Музыкальный спектакль | |
30 | Сказки о бытовых предметах | Продолжать учить отгадывать загадки про бытовые устройства. Приобщать детей к этимологическому анализу слов родного языка – понимать связь названий некоторых предметов с родственными словами. | Загадки, иллюстрации к отгадкам (утюг, чайник и т.д.) | Изготовление книжки - малышки по сказке | |
31 | Игра «Путешествие по собственному дому» | Совершенствовать умение детей творить в сказочном мире. | Стул, стол, кровать | Дети играют с предметами, распоряжаются по своему усмотрению, следуя собственной фантазии | |
«Сказка в моём доме» | Развивать оригинальность мышления, изобретательность, находчивость. Обогащать словарь детей прилагательными, глаголами через употребление трудных морфологических категорий. | ||||
32 | Сказки из мусора | Продолжать учить детей относиться ко всему экономно и изобретательно; учить создавать сказочные сюжеты на основе мусора. | Пустые коробки, бумажные пакеты, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые коробочки и т.д | Самостоятельное сочинение сказки | |
Май | 33 | «Как зайцы подружились с инопланетянами» | Продолжать развивать творческое воображение, образное мышление, способность к самовыражению. | Сочинение сказки | |
34 | Цветные сказки | Продолжать развивать оригинальность мышления. Обогащать речь дошкольников прилагательными и образными выражениями. | Карандаши, краски | Сочинение сказки в рисунках | |
Игра «Позови сказку» | Совершенствовать умение придумывать сказки по сюжетам, но уже собственного сочинения. | Иллюстрации к сказкам | |||
35 | «Сказки про меня» | Совершенствовать образными выражениями . Развивать творческое воображение. | Литературные герои Кузя, Незнайка, Буратино | Дети придумывают и рассказывают сказки на выбранную тему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество. Рисование" в старшей группе
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Художественное творчество. Рисование" в старшей группе...
Программа перспективно – тематического планирования по развитию речи дошкольников . ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Цель программы : развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой о...
Перспективное планирование по формированию речевого творчества дошкольников по технологии развития связной речи Е. Б. Танниковой
технологии развития связной речи Е. Б. Танниковой...
Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте
Перспективно – тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие» Обучение грамоте...
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие"
Перспективно-тематическое планирование образовательной области "Речевое развитие" в младшей группе...
Перспективное тематическое планирование по развитию продуктивной деятельности и детского творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование) во второй младшей группе
Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младших и средних группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016Литвинова О...
Перспективно - тематическое планирование по «Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева» (Технология Рефлексивный круг) для старшего возраста.
Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным....