Перспективно - тематическое планирование по «Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева» (Технология Рефлексивный круг) для старшего возраста.
материал

Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно - тематическое планирование по «Технологии эффективной социализации дошкольников

Н.П. Гришаева» (Технология Рефлексивный круг) для старшего возраста.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.  Но современные дети живут в сложных социокультурных условиях - чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, зависимость от гаджетов, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними. В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме. Занятия программы «Рефлексивный круг» построены на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация приобретает для них личностную окраску. 

Начиная с младшей группы «рефлексивный круг» проводился каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя. Для эффективности обсуждения во время кругов используем  любой предмет, который  дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга. 

Цель: Раскрытие “я” ребёнка, присущей только его индивидуальности, обсуждение каких-либо проблем группы

Задачи: 

1. Сплочение детского коллектива;

1.Развивать уверенность в себе, способность выслушивать товарищей.

2. Обучать детей установлению контакта между собой.

3. Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение друг к другу.

4. Обсуждение планов на день, неделю, месяц;

5.  Развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

6.  Привлечение родителей к жизни детей ДОО.

Виды рефлексивных кругов.

Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.

Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению…

Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.

Подготовка к проведению «Ежедневного рефлексивного круга». С чего же начать подготовку к ежедневному рефлексивному кругу?

1. Выбор удобного места. Место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов (ковер).  

2. Согласование сигнала. Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале «Ежедневного рефлексивного круга». Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки. Предложить детям сделать самим выбор сигнала.

 3. Продумывание вопросов для «Ежедневного рефлексивного круга» Ещё одно подготовительное действие – подбор организующих вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» должны соответствовать выбранной теме. 

 4. Размещение участников «Рефлексивного круга» Например: - рядом с другом; - рассаживаются по росту; - чередуя, девочка – мальчик и т. д.  

5. Обсуждение проблемных ситуаций. Общее время и время отдельных частей «Ежедневного рефлексивного круга» подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются. Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями займет все время.

- Приветствие. Приветствие адресовано каждому, кто находится в кругу. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Можно приветствовать всех детей одновременно.  Приветствия необходимо постоянно разнообразить, чтобы поддержать интерес детей. Виды приветствий: - приветствия с действиями (помахать открытой ладонью, улыбнуться соседу и т.д.) - стихотворные приветствия; - приветствия с передачей предмета; - приветствия с использованием фотографий детей; - приветствия с комплиментом.

- Игра. Основа игры  – это веселая и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. «Ежедневный рефлексивный круг» должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Могут быть использованы любые игры, не требующие большой подвижности: - пальчиковые; - словесные; - игры-фантазии; - игры-цепочки; - игры-шутки; - пение, слушание; - загадки, скороговорки. - элементы тренинга, психогимнастика.

- Обмен новостями. Обмен новостями - часть «Ежедневного рефлексивного круга», пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями в «Рефлексивном кругу» – высказывания всего, что переполняет душу ребенка. В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен информацией позволяет каждому получить опыт публичного выступления. В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты. Новости принимаются как факт.

-  Динамическая пауза, ритмопластика,  лого ритмика, подвижные игры.

- Обсуждение проблемных ситуаций, планов. Каждому ребенку дается возможность поучаствовать в обсуждении проблемной ситуации, обсудить планы на день, неделю, месяц.

 - Правила общения. В начале «Ежедневного рефлексивного круга» важно определить правило очередности высказываний. Так как высказаться хочется, если не всем, то многим, стоит изначально обсудить и ввести правило: «Говорим по одному», или «Внимательно слушаем, друг друга», или «Говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)». (Предлагаем вашему вниманию видео просмотр структурных компонентов «Ежедневного рефлексивного круга»)

- Что дает нам «Ежедневный рефлексивный круг?»: Раскованность, доброжелательность, общение, взаимовыручка, сплоченность, уверенность.  

Правила «Рефлексивного круга»

Для детей:

•Правило поднятой руки;

•Говорить по одному или говорит только тот, у кого в руках предмет;

•Отвечать только на заданный вопрос;

•Не повторяться;

• Если не хочешь, можешь не говорить

Для взрослых:

• нельзя оценивать высказывания детей («молодец», «умница», «плохо», «так нельзя»…);

• не давать оценку высказываниям детей (обсуждать, не переходя на личности детей);

• стараться комментировать каждое высказывание детей;

• если тема не заинтересовала детей, сразу переходить к другой;

• каждый круг заканчивать технологией «К родителям через детей»,

• каждый ребёнок на рефлексивном круге должен чувствовать свою защищённость

Этапы внедрения правил:

1.Наблюдение за детьми в группе и фиксация конфликтных ситуаций которые происходят в группе на уровне: ребенок – ребенок, ребенок – воспитатель, ребенок – родитель.

 2. Принятие решения о том, какое правило будет вводится в первую очередь.

3. Создание проблемной ситуации, в результате которой можно принять правило или использовать спонтанно возникшую ситуацию.

 Месяц

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Вопросы

Сентябрь 

Тема: «Удивительный мир детского сада»

Беседа «Наш любимый детский сад» Совершенствовать умение ориентироваться свободно в помещении детского сада, пользоваться планом группы; воспитывать внимательное и заботливое отношение к работникам и воспитанникам детского сада.

Беседа «Все о детском саде» Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада; показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада

Беседа «Наш любимый воспитатель» Знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду; показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.

Беседа «Я и друзья»

Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей; расширять знания детей о разных видах деятельности, увлечениях.

-Чем мы сегодня будем заниматься?;

 - Назовите адрес вашего детского сада?

-Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? - Что делать, если хочется подраться?

Октябрь 

Тема: «Мой Красноярский край»

Беседа «Моя малая Родина» Цели: Продолжать знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные знания детей, формировать представление детей о малой Родине – родном крае, его геральдике, символике. Воспитывать патриотические чувства

Беседа «Мой край»

 Цели: Расширение знаний детей о жизни и творчестве знаменитых людей

Беседа «Традиции и быт народа Сибири»

Цели: Продолжать знакомить с традициями народов Сибири их бытом. Познакомить с различными национальностями их праздниками

Беседа «День рождения города»

Цели: Расширять общекультурные и социальные знания детей, формировать представление детей о малой Родине –родном городе, его геральдике, символике. Воспитывать патриотические чувства.

-Как называется край, в котором мы живем?

 - Как называется столица нашего края?

 - Как называется улица, на которой ты живёшь?

 -Дети, какие деревья произрастают в лесах нашего края?

 -Какие животные обитают в нашем крае?

Ноябрь 

Тема: «Я житель земли»

Беседа «Живут на свете люди»

Цель: дать понятие о том, что на нашей планете много разных стран и народов; развивать умение ориентироваться на глобусе, находить некоторые страны; формировать чувство толерантности к людям не похожим на нас внешне, доброжелательное отношения друг к другу. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.

Беседа «Все мы жители планеты Земля»

 Цель: закрепить у детей представление о жизни людей на Земле, закрепить представление о природных ископаемых Земли (уголь, песок, глина, золото, мел и т.д.), развивать познавательный интерес.

Беседа «Земля - наш общий дом» Цель: рассказать о том, что на Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей; формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность; показать различие культур, особенности быта, обычаев; учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

Беседа «Я среди людей»

Цель: формировать у детей социокультурные компетенции: владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (сын- дочь, брат, сестра, внук, внучка, друг, подруга); умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, эффективными способами организации свободного времени.

-Чем мы сегодня будем заниматься?

 -Что такое Земля?

 - Как называется естественный спутник Земли?

 -Сколько планет в Солнечной системе?

Декабрь

Тема: «Волшебство Нового года»

Беседа «Зимушка - зима»

Цели: Учить любоваться красотой зимней природы; закреплять у детей знания о правилах поведения в природе; учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Беседа «Новый год у ворот!»

Цели: Закреплять знания детей о традициях Нового года; пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности; уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России.

Беседа «Путешествие в канун нового года»

Цели: Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января; формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году; расширять знания детей о различных способах поздравлений.

Беседа «Скоро, скоро, Новый год!»

Цели: Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем; познакомить с обычаями празднования Нового года в других странах.

-Чем мы сегодня будем заниматься?;

-Часть света, где возник обычай встречать Новый год?

- Обязательный атрибут новогоднего праздника?

 -Близкие люди, с которыми чаще всего встречают Новый год?

- В чем волшебство Нового года?

Январь

Тема: «Мальчики и девочки»

Беседы

 «Если б я был девчонкой» Цели: формирование гендер ной принадлежности посредством детской литературы (Э.Успенский "Если б я был девчонкой"); уточнить представления о характерных видах деятельности мальчиков и девочек; побуждать участвовать в беседе.

Беседы с мальчиками «Наши защитники»;

 с девочками «Девочки-скромницы и красавицы»;

Цели: 1. Учить детей выделять основные признаки различия и сходства между мальчиками и девочками, 2. Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности. 3. Активизировать речевую активность детей в подборе глаголов и прилагательных. 4. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение между девочками и мальчиками.

Беседы «Кем работают папы"; «Кем работают мамы?»;

Цели: Закрепить знания об интересах и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола; Совершенствовать знания детей о классификации профессий (мужская, женская, с помощью профессиональных принадлежностей.

-Что такое радость?

-Мир моих фантазий?

 -Что интересного произошло у нас в группе вчера?

 -Какой я глазами других?

Февраль

Тема: «Как можно помириться, если поссорился»

Беседа «Что такое доброта»

Цели: формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве; поощрять стремление совершать добрые поступки, совершенствовать коммуникативные навыки.

Беседа «Учимся прощать своих друзей»

 Цели: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов" миролюбивый", "обидчивый ".

Беседа «Есть ли у тебя друзья»

Цели: Расширять знания о дружбе;

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Беседа « Давай помиримся»

 Цели: формировать нравственные качества, умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты, находить слова для оценки поведения, учить детей отзывчивости, чуткости; учить вежливо, выражать свою просьбу и благодарить;

- Что такое дружба и зачем она нужна?;

- Почему не удаётся соблюдать правила в группе? - Что влияет на наше настроение; - Как избежать конфликтов?

- Что ты знаешь о своем друге?

Март

Тема: «Моя семья.

Мои корни»

Беседа «Я и моя семья»

Цели: Ввести понятие «семья»; формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; дать представление о родословной; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Беседа «Семья – это я»

Цели: Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье; закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей; формировать положительную самооценку, образ Я.

Беседа «Ребенок и взрослые»

Цели: Углублять представления о людях: понимать различие людей по полу и возрасту; выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий; узнавать и называть людей отдельных профессий.

Беседа «Мама – самый дорогой человек на свете» Цели: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях

-Что такое семья?

 -За что вы любите свою семью?

 -Как думаете, почему родители вам всё это делают?

 -За что вы любите свою семью?

Апрель

Тема: «Наше космическое предприятие»

Беседа «Что мы знаем о космосе и о планетах?» Цели: Расширять знания детей о космосе: познакомить детей с понятием «Солнечная система», рассказать о том как люди представляли нашу Землю в древние времена, закрепить знания детей о первых космонавтах, об учёных работающих в области изучения космоса. Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира

Беседа «Наше космическое предприятие АО Решетнёв»

Цели: Расширить знания о нашем космическом предприятии. Чем там занимаются, что изготавливают. Познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики

С. П. Королевым; познакомить с космонавтами которые покоряли космос. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев космонавтов, покоривших Космос.

Беседа "Если очень захотеть, можно в космос полететь"

Цели: Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.

Беседа «Человек поднялся в небо»

Цели: познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.

- Сколько всего планет вращаются вокруг Солнца? -На какой планете мы живем? - Место запуска ракеты? - Назовите спутник Земли? - Какая планета самая холодная?

Май

Тема: «Я россиянин»

Беседа «Я гражданин России»

Цели: Формирование у воспитанников стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих; познакомить с понятиями «гражданин», Родина, Россия; воспитание патриотизма, гражданственности.

Беседа «Памятники Победы»

Цели: Рассказать о памятниках героям ВОВ, вечном огне; на примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть», «Патриотизм».

Беседа «Наша Родина Россия» Цели: Закреплять представление о родине – России, её столице; закреплять и обобщать знания о символике нашего государства; развивать у детей умение ориентироваться по карте; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.

Беседа «Моя малая Родина».

 Цели: Продолжать знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные знания детей, формировать представление детей о малой Родине –  родном крае, его геральдике, символике.

-Как называется страна, в которой мы живём? - Как называется столица России?

 -Что интересного произошло у нас в группе вчера?

Подборка игр для эффективной социализации дошкольников

«Мост дружбы»

Цель. Развитие эмпатии у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».

Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.

«Зеркало»

Цель. Развивать способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

«Печем пирог»

Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.

Оборудование. Одеяло.

Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.

Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.

«Пошли письмо»

Цель. Развитие групповой сплоченности.

Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.

Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.

Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

«Буря»

Цель. Развивать чувство группового единства.

Ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз, щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног о пол.

Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась буря.

Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.

«Путаница»

Цель. Формирование группового единства.

Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.

Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

«Волны»

Цель. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

 «Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы: «Мы любим вас!».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»

«Потерялся ребенок»

Цель. Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.

 «Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например; «Ау, Сашенька!».

«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

«Нарисуй узор»

Цель. Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель. Развивать навыки сотрудничества.

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

«Переходы»

Цель. Игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».

Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными.

Варианты. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

«Угадай, кто это»

Цель. Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Воспитатель выбирает одного ребенка — рассказчика. Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка — «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

«Поводырь»

Цель.

Развивать чувство ответственности за другого человека.

Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование. Повязка на глаза — по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.

В комнате разложены и расставлены предметы — «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Снежная королева»

Цель. Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

«Цветик- семицветик»

Цель.  Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Оборудование. Цветик - семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

Литература.

1.Законодательные материалы Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384.

2.Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. — М.: Речь, 2004.

3.Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана — Граф, 2015.

4.Гришаева Н. П. Проблемы формирования социальных ориентаций у современных дошкольников / Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 — М.: ФНИСЦ РАН; 2020. С. 358–375.

5. Чарнецкая Л.В. Развитие коммуникабельных способностей у дошкольников: Практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.В.Чернецкая. – Ростов Н.Д.: Феникс. 2005. - 256с.: - (Школа развития).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития коммуникации у детей с помощью технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой"

На современном этапе развития общества очень ярко проявляется проблема социализации детей. Родители не в полной мере осознают свою ответственость в создании условий для  развития коммуникативных ...

Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг»

Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг»...

Родительское собрание в Старшей группе. " Технология эффективной социализации Н.П.Гришаевой"

laquo;Рефлексивный круг»  - одна из технологий, которая направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства...

"Использование технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой "Дети-волонтеры" в рамках проекта "Большие и маленькие"

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ «ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ»

Ежедневный рефлексивный круг - современная технология эффективной социализации ребенка в ДОУ.  Как же организовать рефлексивный круг так, чтобы он стал эффективным инструментом педагоги...