Речедвигательная Ритмика
рабочая программа по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
Изучив уровень развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста мы разработали систему методов и приемов развития данных процессов, начиная с младшего дошкольного возраста. Так появилась программа «Речедвигательная ритмика», которая была утверждена на заседании кафедры дошкольного отделения гимназии.
Так же эта программа стала Лауреатом Всероссийского Конкурса «Дошкольное образование – 2015» в номинации «Образовательный процесс».
Настоящий курс «Речедвигательная ритмика» для детей младшего и среднего дошкольного возраста составлен на основе авторской методики Аллы Яковлевны Мухиной «Речедвигательная ритмика» с добавлением зрительных опорных символов звуков речи.
Речедвигательная ритмика (РР)– это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechedv_ritmika_programma.docx | 194.82 КБ |
rr_1_2_3_4_aoui.docx | 35.42 КБ |
zvuki_rr_tablitsa.docx | 133.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ГИМНАЗИЯ № 1579
115409 Москва, Пролетарский проспект, д.7, корп.3 Тел\Факс (499) 324-78-51 E-mail: sch1579@sinergi.ru
Сайт: http://gym1579u.mskobr.ru/
«Согласовано» Заведующий кафедрой _________________ О.Л. Виноградова
Протокол № 1 от «27» августа 2014 г. | «Согласовано» Председатель Методического совета ____________________ А.Н. Ухмылина «29» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор ____________________ М.Ф. Кудинова Приказ № 21 от «01» сентября 2014 г. |
Рабочая программа
курса «Речедвигательная ритмика»
на 2015 – 2016 учебный год
Группы: младшего и среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Настоящий курс «Речедвигательная ритмика» для детей младшего и среднего дошкольного возраста составлен на основе авторской методики А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика» по формированию правильного произношения, четкой артикуляции, воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа, эмоциональности и выразительности речи, что является важным условием для дальнейшего развития речи. Разработан в соответствии с основными положениями ФГОС ДО, требованиями примерной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы». Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:
- слабостью мышц артикуляционного аппарата;
- избирательным нарушением фонематического слуха;
- неблагоприятным речевым окружением;
- недоразвитием речевого дыхания.
Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.
Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.
Цель курса: развитие звуковой культуры речи у детей 3-5 лет через решение следующих задач:
- навыков правильного произношения всех звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз;
- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;
- развивать слуховое внимание;
- развитие мелкой и общей моторики
- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.
Работа по данному курсу ведётся в группах младшего и среднего дошкольного возраста. К концу обучения у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Актуальность введения курса «Речедвигательная ритмика», заключается в раннем развивающем воздействии на эти компоненты, что в значительной мере ускоряет ход речевого и умственного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Курс «Речедвигательная ритмика» по формированию звуковой культуры речи у дошкольников основывается на следующих принципах:
- принцип развивающего образования, подразумевающий развитие у ребенка нового отношения к себе и миру, новых способностей, интересов;
- принцип деятельности, рассматривающий ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра, как ведущий вид деятельности.
- принцип системности, рассматривающий пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- принцип интеграции образовательных областей, подразумевающих взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности.
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Общая характеристика курса
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе работы над звуковой культурой речи, как одно из средств профилактики речевых нарушений.
Основными звеньями речедвигательной ритмики является:
- развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания;
- Развитие речи и профилактика речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.
Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.
К методическим приёмам речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
Все движения речедвигательной ритмики – это относительно самостоятельные процессы, подчинённые сознательной цели (на каждом этапе – своя цель).
Занимаясь изучением возникновения и первоначального развития языка, многие учёные (А.А. Леонтьев, А.Н Леонтьев, Н.В. Крушевский) подчёркивали значимость системы языковых знаков в речевой деятельности.
Знаковая коммуникация – это коммуникация, предполагающая отражение.
Для получения положительных результатов от применения технологии речедвигательной ритмики воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждое двигательное упражнение (знак) стало не только условием и формой осуществления определённой деятельности, но и объектом деятельности. Иначе говоря, знак должен выступать как цель действия, а, следовательно, должен быть осознан.
Под моделированием технологии речедвигательной ритмики мы понимаем конструирование другого – реального или воображаемого объекта - правильной артикуляции.
Несмотря на то, что артикуляция человеческого звука допускает возможность весьма значительных колебаний, которым сопутствуют сравнительно ничтожные колебания самого звука, мы всегда произносим звук приблизительно один и тот же не только акустически, но и физиологически. Это было бы невозможно, если бы физиологическим работам не сопутствовали мускульные чувства, которые позволяют нам помнить артикуляцию звука.
Если для нас не существенные в данном случае те свойства стимула-средства, которые не влияют на принципиальное строение отдельной знаковой операции и на структуру деятельности в целом, то, очевидно, что можно представить себе и такую знаковую операцию, в которой в качестве стимула-средства, знака будет выступать не чувственно воспринимаемый объект, а именно двигательное упражнение, как средство речедвигательной ритмики.
Место курса в образовательной области «Речевое развитие»
Курс обучения является составной частью образовательной области «Речевое развитие». Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах работы.
Ценностные ориентиры содержания курса
У детей младшего и среднего дошкольного возраста обнаруживаются следующие особенности звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы. Нарушения звукопроизношения детей полиморфны, в некоторых случаях наблюдаются стойкие дефекты, у некоторых детей отмечаются дизартрические расстройства. У большинства детей были выявлены не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса. Кроме того, психолого-педагогическое обследование детей экспериментальных групп выявляет у многих характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивное поведение.
У некоторых детей наблюдается поверхностность контактов, низкий уровень эмпатии, неадекватность в общении – эйфоричность, фамильярность, назойливость; преобладает ситуативное общение. Во многих случаях коммуникативная цель высказывания чаще всего не достигается в силу речевого нарушения.
Снижение коммуникативной функции у детей значительно осложняет речевую симптоматику и интеллектуальное развитие, формирование игровой деятельности и мотивационной сферы.
Таким образом, одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребёнка является создание мотивации общения. В процессе занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Эффективность применения данной технологии зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений;
- воспитание внимания к речи.
Перед педагогами дошкольной ступени стоит сложная психолого-педагогическая задача, связанная с «основополагающим и многофункциональным значением языка и речи в социальном развитии человека, со сложностью самой его речевой деятельности, с её физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения». Распространенность нарушений речи достаточно высока и стабильна, причем частота не только не уменьшается, но и возрастает. Но при наличии раннего комплексного, специального обучения и воспитания большинство детей могут успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях и получать полноценное общение со сверстниками.
При создании оптимальных педагогических условий можно предположить, что коррекционный потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путем интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.
Для проверки эффективности речедвигательной ритмики как коррекционно-развивающей технологии в течение учебного года проводится:
- анализ речевых и моторных функций детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- Апробация приемов речедвигательной ритмики.
- Проведение открытых занятий.
- Сравнительная характеристика эффективности преодоления нарушений речи при использовании технологии речедвигательной ритмики на начало и конец курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Необходимо отметить, что эффективность профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребёнок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Следовательно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем больше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.
Как подчёркивает М.М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.
Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Возвращаясь к анатомическим отношениям, важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели мысль на то, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи.
М.М. Кольцова, профессор-физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так, Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.
Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведённые факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга.
Технология речедвигательной ритмики предусматривает трёхуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развития в онтогенезе.
В соответствии с этой теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет определённый ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций, и низшие уровни, ответственные за операции, достигшие автоматизма.
Для произвольных навыков действий ведущими уровнями в модели Н.А. Бернштейна являются уровни C, D, E. Уровень С отвечает за пространственную ориентацию действий, D – за смысловую, топологическую организацию предметных навыков, уровень Е обеспечивает регуляцию топологических схем символических действий и навыков.
Все три высших уровня логично соотносятся с тремя видами праксиса: кинестетическим (постцентральная извилина), кинетическим (премоторная зона) и «идеаторным», связанным с высшими формами программирования поведения (префронтальные отделы лобных долей).
Технология речедвигательной ритмики направлена на развитие трёх уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи.
1 уровень - этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребёнку, способствует его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями, помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.
Уровень 2 – этап автоматизации звука, речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению чёткой дикции, интонационной выразительности. Этот этап заключается в последовательной отработке звуков от более лёгких по артикуляции к более сложным звукам, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.
Уровень 3 - этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха, развитию просодических компонентов речи и закреплению правильного произношения.
Итак, целью курса «Речедвигательная ритмика» (РР) для детей младшего и среднего дошкольного возраста является практическое осмысление общих законов звуковой культуры речи, развитие неречевых процессов, освоение различных способов артикуляционных действии в соотношении с двигательными комбинациями, как статическими, так и кинестетическими, контроль и управление собственным телом и органами артикуляции.
Курс РР состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
- Организационно-рефлексивная: формирование умения выполнять инструкцию взрослого (показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения).
II. Коммуникативная: формирование норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство со звуками родного языка с помощью зрительных артикуляционных опор, двигательных компонентов, тождественных заданному звуку и т.д.
IV Ценностная: формирование положительного эмоционального отношения к занятиям по развитию речи, формирования мотивации и желания взаимодействовать с воспитателем и сверстниками, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Включение системы речедвигательных упражнений в структуру занятий по развитию речи предусматривает её применение, в зависимости от этапа, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. При проведении занятий с применением данной технологии целесообразно следовать следующим принципам.
- Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Использование технологии речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.
- Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному». Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком, звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных звуков на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком, движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.
Содержание курса «Речедвигательной ритмики»
2-я младшая группа
| месяц | тема |
1, 2 | сентябрь | Знакомство с технологией речедвигательной ритмики А.Я. Мухиной. Сказка о веселом язычке, звук [А], звук [У], звукосочетания [АУ], [УА] |
3, 4 | октябрь | Звук [О]. Произнесение звука длительно и кратко. Звуки [А]-[О]-[У]. Произнесение гласных звуков громко-тихо, длительно-кратко. слитное произнесение. Звук [И] Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. |
5, 6 | Звуки [А], [О], [У], [И] Закрепление правильного произношения гласных звуков. Звук [М]. Закрепление артикуляции звука [М] в прямых и обратных слогах. | |
7, 8 | ноябрь | Звук [Н]. Закрепление артикуляции звука [Н] . Звуки [М]-[Н]. Дифференциация данных звуков. |
9, 10 | Звук [П] Закрепление артикуляции звука [П]. Звук [Т] Закрепление артикуляции звука [Т]. | |
11,12 | декабрь | Звук [К] Закрепление артикуляции звука [К]. Звуки [П], [Т], [К] Дифференциация данных звуков. |
13, 14 | Звук [Б] Закрепление артикуляции звука [Б]. Дифференциация [П]-[Б]. | |
15, 16 | январь | Звук [Д] Закрепление артикуляции звука [Д]. Дифференциация [Т]-[Д]. |
17, 18 | Звук [Г] Закрепление артикуляции звука [Г]. Дифференциация [К]-[Г]. | |
19, 20 | февраль | Звук [Ы] Закрепление артикуляции звука [Ы]. Звуки [Ы] [И]. Дифференциация данных звуков. |
21, 22 | Звук [Х]. Закрепление артикуляции звука [Х]. Звуки [К], [Г], [Х]. Дифференциация данных звуков. | |
23, 24 | март | Звук [Ф] Закрепление артикуляции звука [Ф]. Звук [В]. Закрепление артикуляции звука [В]. |
25, 26 | Дифференциация [Ф]-[В]. Звук [Э]. Закрепление артикуляции звука [Э] в слогах и словах. | |
27, 28 | апрель | Дифференциация звуков [Э]-[О]. |
29, 30 | Закрепление и дифференциация артикуляции звуков [А, О, У, Ы, И, Э] | |
31, 32 | май | Повторение. Произнесение звукового ряда из 2-4 гласных со сменой ударения. Произнесение слогов и слов с пройденными звуками. |
Планируемые результаты к концу первого года обучения
- Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гл. зв. в начале слова.
- Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого и повторять движения.
- Уметь различать громкость и длительность произносимого звука.
- Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам.
- Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги.
- Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках.
- Уметь строить предложные конструкции.
Средняя группа
месяц | тема | |
1, 2 | Сентябрь | Характеристика гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э], уточнение артикуляции гласных звуков. |
3, 4 | Октябрь | Характеристика согласных звуков [М], [Н], [П], [Б], [Т], [Д], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. |
5, 6 | Характеристика согласных звуков [Г], [К], [В], [Ф], [Х], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. | |
7, 8 | Ноябрь | Звук [С]. Закрепление артикуляции звука [С]. |
9, 10 | Звук [З] Закрепление артикуляции звука [З]. | |
11, 12 | Декабрь | Звук [Ц] Закрепление артикуляции звука [Ц]. Звуки [С], [З], [Ц] Дифференциация данных звуков. |
13, 14 | Звук [Ш] Закрепление артикуляции звука [Ш]. Дифференциация звуков [Ш]-[С]. | |
15, 16 | Январь | Звук [Ж] Закрепление артикуляции звука [Ж]. Дифференциация звуков [Ж]-[З]. |
17, 18 | Звук [Щ'] Закрепление артикуляции звука [Щ']. Дифференциация звуков [Щ']-[С']. | |
19, 20 | Февраль | Звук [Ч'] Закрепление артикуляции звука [Ч']. Дифференциация звуков [Ч']-[Щ']. |
21, 22 | Звук [Л']. Закрепление артикуляции звука [Л']. | |
23, 24 | Март | Звук [Й'] .Закрепление артикуляции звука [Й']. Дифференциация звуков [Л']-[Й']. |
25, 26 | Звукосочетания [Й'А], [Й'У]. | |
27, 28 | Апрель | Звукосочетания [Й'Э], [Й'О]. |
29, 30 | Закрепление произношения слогов прямых и обратных, со стечением согласных звуков. Дифференциация слогов с твёрдыми и мягкими согласными. | |
31, 32 | Май | Повторение. Произнесение слогов и слов с пройденными звуками. Выделение заданного звука в словах. |
Планируемые результаты к концу второго года обучения
- Уметь произносить гласные и согласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласный звук в начале и конце слова.
- Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого и повторять движения.
- Уметь различать громкость и длительность произносимого звука.
- Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам.
- Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги.
- Уметь произносить прямые и обратные слоги, со стечением согласных и различать их.
- Уметь произносить слоговые ряды с одинаковыми и разными гласными, со сменой ударения.
- Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках.
- Уметь образовывать существительные с помощью добавления значимых суффиксов.
- Уметь строить предложные конструкции.
- Уметь строить простые предложения, по типу «Объект+предикат».
Тематическое планирование курса «Речедвигательная ритмика»
1 год – 2-я младшая группа
Мес. | неделя | тема | Вид деятельности воспитанников | Планируемые результаты | Использование ДМ, ДИ |
сентябрь | 1 | Адаптационный период | |||
2 | Адаптационный период | ||||
3 | Знакомство со звуками окружающего мира. Сказка о веселом язычке, звук [А]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гл. зв. в начале слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать громкость и длительность произносимого звука. | - Символ звука [А] - Поймай звук | |
4 | Звук [У] | - Символ звука [У] - Звуковая дорожка. - Доскажи словечко. | |||
октябрь | 1 | Звук [О]. Звуки [А]-[О]-[У]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гл. зв. в начале слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать громкость и длительность произносимого звука. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. | - Символ звука [О] - Поймай звук - Найди картинку. |
2 | Звук [И] Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. | - Символ звука [И] - Звуковая дорожка. - Доскажи словечко. | |||
3 | Звуки [А], [О], [У], [И] Закрепление правильного произношения гласных звуков. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение рядов гласных на одном выдохе. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно звук [М, М'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. | - Символы гласных звуков. - Звуковая дорожка. - Доскажи словечко. | |
4 | Звук [М]. Закрепление артикуляции звука [М], [М']. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки | |||
ноябрь | 1 | Звук [Н]. Закрепление артикуляции звука [Н-Н']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение рядов гласных на одном выдохе. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Н, Н'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [М]-[Н]. Уметь строить предложение, употребляя предлог «НА». | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - На чём? - Чистоговорки |
2 | Дифференциация звуков [М]-[Н]. | - Звуковые и слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Подарки. - Чистоговорки | |||
3 | Звук [П] Закрепление артикуляции звука [П-П']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [П, П'], [Т, Т'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. -Слоговые тройки. | |
4 | Звук [Т] Закрепление артикуляции звука [Т-Т']. | ||||
декабрь | 1 | Звук [К] Закрепление артикуляции звука [К-К']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [К, К'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [П]-[Т]-[К]. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. |
2 | Дифференциация звуков[П], [Т], [К]. | ||||
3 | Звук [Б] Закрепление артикуляции звука [Б-Б']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Б, Б'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [П]-[Б]. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. | |
4 | Дифференциация звуков [П]-[Б]. |
январь | 1 | Каникулы | |||
2 | Каникулы | ||||
3 | Звук [Д] Закрепление артикуляции звука [Д-Д']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Д, Д'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [Т]-[Д]. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. | |
4 | Дифференциация звуков [Т]-[Д]. | ||||
февраль | 1 | Звук [Г] Закрепление артикуляции звука [Г-Г']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Г, Г'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [К]-[Г]. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. |
2 | Дифференциация звуков [К]-[Г]. | ||||
3 | Звук [Ы] Закрепление артикуляции звука [Ы]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Ы] в слогах и словах. Уметь изменять существительные по числам, путём добавления окончания Ы-И. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [Ы]-[И]. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. - Поймай звук. -Один-много. | |
4 | Дифференциация звуков[Ы] [И]. | ||||
март | 1 | Звук [Х]. Закрепление артикуляции звука [Х-Х']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Х, Х'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь различать звуки [К]-[Г]-[Х]. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. |
2 | Звуки [К], [Г], [Х]. Дифференциация данных звуков. | ||||
3 | Звук [Ф] Закрепление артикуляции звука [Ф-Ф']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Ф, Ф'], [В, В'] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь строить предложения, употребляя предлог «В». | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. | |
4 | Звук [В]. Закрепление артикуляции звука [В-В']. | ||||
апрель | 1 | Дифференциация звуков [Ф]-[В]. | Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь различать звуки [Ф]-[В]. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоги в сопровождении движений, выделять интонационно звук [Э] в слогах и словах. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. - Поймай звук. |
2 | Звук [Э]. Закрепление артикуляции звука [Э] в слогах и словах. | ||||
3 | Дифференциация звуков [Э]-[О]. | Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь различать звуки [А, О, У, Ы, И, Э] в сочетании с согласными звуками. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоги в сопровождении движений. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. - Поймай звук. | |
4 | Закрепление и дифференциация артикуляции звуков [А, О, У, Ы, И, Э] в сочетании с согласными звуками. | ||||
май | 1 2 3 4 | Повторение. Произнесение звукового и слоговых рядов со сменой ударения. Произнесение слогов и слов с пройденными звуками. | Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Звуковые переклички. Пальчиковая гимнастика. | Уметь различать звуки [А, О, У, Ы, И, Э] в сочетании с согласными звуками [М, Н, П, Б, Т, Д, К, Г, Х, Ф, В]. Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоги. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. Уметь произносить слоги в сопровождении движений. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. - Поймай звук. |
Тематическое планирование курса «Речедвигательная ритмика»
2 год – средняя группа
Мес. | неделя | тема | Вид деятельности воспитанников | Планируемые результаты | Использование ДМ, ДИ | |||||||||
сентябрь | 1 | Адаптационный период | ||||||||||||
2 | Адаптационный период | |||||||||||||
3 | Характеристика гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э], уточнение артикуляции гласных звуков. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать громкость и длительность произносимого звука. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [М-М'], [Н-Н'] и различать их. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символы гласных звуков. - Радисты - Светофор | ||||||||||
4 | Характеристика согласных звуков [М], [Н], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. | - Символы согласных звуков [М-М'], [Н-Н']. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Светофор - Найди картинку. - Чистоговорки. | ||||||||||||
октябрь | 1 | Характеристика согласных звуков [П], [Б], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [П-П'], [Б-Б'], [Т-Т'], [Д-Д']. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [П-П'], [Б-Б'], [Т-Т'], [Д-Д']. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символы согласных звуков [П-П'], [Б-Б']. - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. -Светофор | |||||||||
2 | Характеристика согласных звуков [Т], [Д], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. | - Символы согласных звуков [Т-Т'], [Д-Д']. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
3 | Характеристика согласных звуков [Г], [К], [Х], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [Г-Г'], [К-К'], [Х-Х'], [Ф-Ф'], [В-В']. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Г-Г'], [К-К'], [Х-Х'], [Ф-Ф'], [В-В']. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символы согласных звуков [Г-Г'], [К-К'], [Х-Х'] - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||
4 | Характеристика согласных звуков [В], [Ф], уточнение артикуляции звуков, звукосочетания согласных и гласных звуков. | - Символы согласных звуков [Ф-Ф'], [В-В'] - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Светофор | ||||||||||||
ноябрь | 1 | Звук [С]. Закрепление артикуляции звука [С]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [С-С'], [З-З']. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить прямые, обратные слоги и со стечением согласных. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. Уметь строить предложения, употребляя предлоги «С, ЗА» | - Символы согласных звуков [С-С']. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | |||||||||
2 | Звук [З] Закрепление артикуляции звука [З]. | - Символы согласных звуков [З-З']. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
3 | Звук [Ц] Закрепление артикуляции звука [Ц]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [З-З'], [С-С'], [Ц]. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [З-З'], [С-С'], [Ц]. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. Уметь образовывать существительные с помощью суффикса -ИЦ. | - Символ согласного звука [Ц]. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||
4 | Дифференциация звуков [С], [З], [Ц]. | - Символы согласных звуков [З-З'], [С-С'], [Ц] - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
декабрь | 1 | Звук [Ш] Закрепление артикуляции звука [Ш]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [Ш], [С]. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Ш], [С]. Уметь произносить прямые, обратные слоги и со стечением согласных. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символ согласного звука [Ш]. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Добавь слог. - Чистоговорки. | |||||||||
2 | Дифференциация звуков [Ш]-[С]. | - Символы согласных звуков [Ш], [С]. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
3 | Звук [Ж] Закрепление артикуляции звука [Ж]. | Артикуляционная гимнастика.. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [Ж], [З]. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Ж], [З]. Уметь произносить прямые, обратные слоги и со стечением согласных. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символ согласного звука [Ж]. - Светофор. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||
4 | Дифференциация звуков [Ж]-[З]. | - Символы согласных звуков [Ж], [З]. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
январь | 1 | Каникулы | ||||||||||||
2 | Каникулы | |||||||||||||
3 | Звук [Щ'] Закрепление артикуляции звука [Щ']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [Щ'], [С']. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Щ'], [С']. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символ согласного звука [Щ']. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||
4 | Дифференциация звуков [Щ']-[С']. | - Символы согласных звуков [Щ'], [С']. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
февраль | 1 | Звук [Ч'] Закрепление артикуляции звука [Ч']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [Ч'], [Щ'], [Т']. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Ч'], [Щ'], [Т']. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. Уметь образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ЧИК. | - Символ согласного звука [Ч']. - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | |||||||||
2 | Дифференциация звуков [Ч']-[Щ'], [Ч']-[Т'] | - Символы согласных звуков [Ч'], [Щ'], [Т'] - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | ||||||||||||
3 | Звук [Л']. Закрепление артикуляции звука [Л']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Л'], [Й']. Уметь произносить прямые, обратные слоги и со стечением согласных. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Символы согласных звуков [Л'], [Й'] - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Светофор | ||||||||||
4 | Звук [Й'] .Закрепление артикуляции звука [Й']. | |||||||||||||
март | 1 | Дифференциация звуков [Л']-[Й']. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Составление простых предложений, типа субъект+предикат с местоимением Я. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать звуки [Л'], [Й']. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звуками [Л'], [Й'], односложные слова со звуком [Й'], со звукосочетанием [Й'А]. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. Уметь строить простое предложение с опорой на картинку, типа « Я – что делаю». | - Символы согласных звуков [Л'], [Й'] - Светофор - Найди картинку. - Слоговые дорожки. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. | |||||||||
2 | Звукосочетание [Й'А]. | - Сочетание символов [Й']+[А] - Найди картинку. - Чистоговорки. - Мнемокарты действий. | ||||||||||||
3 | Звукосочетание [Й'У]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звукосочетаниями [Й'У], [Й'Э]. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. | - Сочетание символов [Й']+[У], [Й']+[Э] - Найди картинку. - Чистоговорки. | ||||||||||
4 | Звукосочетание [Й'Э]. | |||||||||||||
апрель | 1 | Звукосочетание [Й'О]. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Составление простых предложений, типа субъект+предикат (признак) | Уметь произносить гласные звуки в сопровождении движений, выделять интонационно гласные и согласные звуки в начале и в конце слова. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить прямые и обратные слоги со звукосочетаниями [Й'У], [Й'Э], [Й'О], [Й'А] Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь произносить слоговые ряды со сменой ударения. Уметь строить простое предложение с опорой на картинку, типа « Я, она – какая». | - Сочетание символов [Й']+[О], [Й']+[Э] [Й']+[У], [Й']+[А]. - Добавь слог. - Чистоговорки. - Мнемокарты признаков. | |||||||||
2 | Закрепление произношения звукосочетаний [Й'А], [Й'У], [Й'Э], [Й'О]. | |||||||||||||
3 | Закрепление произношения прямых и обратных слогов. Дифференциация слогов с твёрдыми и мягкими согласными. | Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание в сочетании с движениями. Произнесение звукосочетаний, звукокомплексов, односложных слов в сочетании с движениями. Пальчиковая гимнастика. Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Составление простых нераспространенных предложений. | Уметь произносить прямые, обратные слоги и со стечением согласных в сопровождении движений. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь соотносить движения и звуки, символы и слоги. Уметь произносить слоговые тройки со сменой ударения, с разной интонацией. Уметь строить простое предложение с опорой на картинку, типа «субъект + предикат». | - Сочетание символов гласных и согласных звуков - Добавь слог. - Чистоговорки. - Мнемокарты признаков и действий. - Светофор. | ||||||||||
4 | Закрепление произношения слогов со стечением согласных звуков. Дифференциация слогов с твёрдыми и мягкими согласными. | |||||||||||||
май | 1 2 3 4 | Повторение. Произнесение слогов и слов с пройденными звуками. Выделение заданного звука в словах. | Произнесение слогов, слов, фраз в сочетании с движениями, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками. Добавление слога к слову. Пальчиковая гимнастика. Составление простых нераспространенных предложений. Произношение слоговых троек со сменой ударения, с разной интонацией. | Уметь соотносить символы со звуками и произносить слоговые ряды соответственно. Уметь различать звуки на слух и определять последовательность произношения звуков в слогах и звукокомплексах. Уметь ритмично повторять одинаковые слоги в чистоговорках. Уметь ритмично повторять слоговые тройки с одинаковыми гласными, со сменой гласных с различной интонацией и со сменой ударения. Уметь произносить слоги, слова, фразы в сопровождении движений. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь различать гласные звуки по артикуляции, по символам. | - Звуковые и слоговые дорожки с символами гласных звуков. - Доскажи словечко. - Чистоговорки. - Слоговые тройки. - Светофор. |
Материально-техническое обеспечение курса
- «Речедвигательная ритмика» / под редакцией А.Я. Мухиной – М..:АСТ: Астрель,2010 г.
- «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»/ под редакцией Н.В. Нищеевой – С.-П., Детство-пресс, 2008 г.
- Демонстрационные материалы: символы звуков, мнемокарты.
- Раздаточный индивидуальный материал: сигнальные карточки «Светофор» (красный, синий, зелёный).
- Магнитная доска.
Предварительный просмотр:
Знакомство со звуками окружающего мира. Сказка о веселом язычке.
Уточнение артикуляции и произношения звука [а].
1 | Артикуляционная гимнастика | Однажды утром Язычок проснулся и потянулся (вытянуть язык, широко открыв рот). Посмотрел на часы, часы тикали: "тик-так" (упражнение "Часики"). Язычок открыл окошко (произнести длительно звук [А_], широко раскрыв рот); дул Ветер (произнести длительно звук [У__]). Язычок стал дразнить ветер (произносить многократно звукосочетание [У__А__…]). Рассердился Ветер и подул очень сильно (произнести громко и длительно звук [У__]); створки окна захлопали и застучали (произнести многократно слоги АМ-АМ-АМ…). Закрыл Язычок окошко и отправился чистить зубы (упражнение "Чистим зубы"), прополоскал рот (поочерёдно надувать левую и правую щёки), облизал пасту с верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»- сверху вниз!). Пошёл Язычок на кухню, чтобы пожарить блины; замесил тесто (упражнение «Наказать непослушный язык»), взбил его миксером (упражнение «Болтушка»); пожарил блинчики (положить широкий язык на нижнюю губу). Позавтракал Язычок и отправился по своим делам. И мы займёмся своими делами. | |
2 | Знакомство со звуками окружающего мира. | Одна любознательная, внимательная и умная девочка Машенька гуляла по лесу и угадывала по звукам, что или кто это звучит:
| |
3 | Знакомство со звуком [а] | Звукоподражание: колыбельная: А-А, А-А, А-А (Завернём Алёнку в тёплую пелёнку Колыбельную споём, чай на кухню пить пойдём.)
| |
4 | Выделение звука в словах |
(Звук [а] произносится протяжно). | |
5 | Считалка под мяч «Дружим мы со звуком А» | Дружим мы со звуком А, Повторяем: «А-А-А. Апельсин, ананас. Абрикос волнуют нас». | Что везёт автомашина? Всё что есть на буку А. Вот арбузы, апельсины, Ананасы и айва. |
6 | Игра «поймай звук?» Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [А]. | (воспитатель закрывает рот картинкой и произносит слова: аа-пельсин, вилк-аа, сумк-аа, слон, дым, рыб-аа, кот, каа-шаа, ваа-заа, сын, дом, коз-аа. | |
7 | Физминутка | Аист, аист длинноногий покажи домой дорогу Топай правою ногой, топай левою ногой, Снова правою ногой, снова левою ногой, После правою ногой, после левою ногой, Вот тогда придёшь домой. |
Уточнение артикуляции и произношения звука [У].
1 | Артикуляционная гимнастика | Однажды утром Язычок проснулся и потянулся (вытянуть язык, широко открыв рот). Пошёл на пруд, рыбка хвостиком машет: (упражнение "Часики"). Язычок удивился- (произнести длительно звук [У__], губы трубочкой); Лягушка стала дразнить Язычок (произносить многократно звукосочетание [У__А__…]). Язычок обиделся и надул щёки. Цапля шагает и шлёпает по воде: (упражнение «Наказать непослушный язык»), черепашка вылезла и греется на солнышке (положить широкий язык на нижнюю губу). Поздоровался со всеми Язычок и отправился по своим делам. И мы займёмся своими делами. |
2 | Знакомство со звуками окружающего мира. | Одна любознательная, внимательная и умная девочка Машенька шла по городу и угадывала по звукам, что или кто это звучит:
|
3 | «Доскажи словечко» |
|
4 | Знакомство со звуком [у] | Звукоподражание: волк, ветер: У-У, У-У, У-У
|
5 | Выделение звука в словах |
у-уточка, у-удочка, У-умка, у-ужик, у-ужинать, у-умница» и т. д.
|
6 | Считалка под мяч: «Мы со звуком У играем» | Мы со звуком У играем: «У-У-У, мы повторяем, — Ухо, усик, умница, Утка, угол, улица». |
7 | РР звукокомплексов | Произносить с движениями РР: АУ, УА, АУА, УАУ, ААУА. |
8 | Физминутка | Опустел скворечник, Улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят летят Видно, тоже в Африку Улететь хотят. |
Уточнение артикуляции и произношения звука [О]. Звуки [А, У, О].
1 | Мимическая гимнастика | Однажды Ослик пошёл к реке. Вдруг он увидел своё отражение и ооочень испугался (показать испуг) – [ООО], потом он удивился [ООО], потом обрадовался [ООО], потому что пОнял, что это Он – Ослик. Но как же грустно быть одному, и Он опечалился [ООО]. |
2 | «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук [А] | [А]: аам, лук, дом, раак, Ааня, кот, Тааня, Каатя, сок, лаак, маак. |
3 | Знакомство со звуком [О] | Звукоподражание: Как плачет Оля: О-О-О-О Символ гласного звук- губы овалом.
|
4 | Выделение звука в словах |
|
5 | Считалка под мяч: «Мы со звуком О играем» | Мы со звуком О играем: «О-О-О, мы повторяем, — Ох-Ох, Ох- Ох – мы посеяли горОх, -Ой-Ой, Ой-Ой – как нам весело с тобОй. -Оп-Оп, Оп-Оп – Красный свет – машина – стОп!». |
6 | «Песенка гласных звуков» | Произносить с опорой на символы: АУ, УО, ОА, УОУ, АОУА. |
7 | «Угадай-ка!» |
|
8 | Физминутка «Медведь и заяц» | У медведя дом большОЙ - Ой! ой! ой! (на окончание ОЙ делаем движение РР) А у зайки небольшОЙ - Ой! ой! ой! (+ встаём на носочки) Мишка наш пошел домОЙ - Ой! ой! ой! Да и заинька домОЙ - Ой! ой! ой! |
Звук [И]. Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах.
1 | Мимическая гимнастика | -Изобразить Осень радостную и щедрую, добрую и красивую. -Изобразить Позднюю Осень- грустную, печальную. -Показать какое у вас настроение в яркий, солнечный день и в дождливый, хмурый осенний день. -Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и открыть рот. -Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Повороты головы вверх, вниз, вправо-влево. -Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. - Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитирование жевания. - Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). | |
2 | «Что пропало?» | Картинки: Ослик, Утка, Аня, Удочка, Автобус. -У Ани есть игрушки.(произнести, выделяя первый звук)
| |
3 | «Прятки» | Вспомнили РР и символы звуков: [А, О, У] В серединке слова спрятались звуки. Давайте угадаем, какие звуки играют с нами в прятки: шААр, зУУб, стООл, стУУл, дООм, жУУк, рААк, лУУч. | |
4 | Знакомство со звуком [И] | Звукоподражание: Как кричит лошадка: И-И-И-И.
| |
5 | Выделение звука в словах |
| |
6 | Считалка под мяч: «Мы со звуком И играем» | Мы со звуком И играем: «И-И-И, мы повторяем, Ииии-ндюк из города ииии-дет, Иииии-грушку новую везет. Иииии-грушка не простая – Ииии-ндюшка расписная.» | |
7 | РР звукокомплексов | Произносить с движениями РР: ИА, АИ, АИА, ОИ, ИУ, ОИУ - Как кричат в лесу? РР-(Ау!), Как плачет малыш? РР-(Уа!) Как кричит ослик? РР - (И-а!) , Как распевается певица? РР - (А-у-и.) . | |
8 | Физминутка «Осенью» | Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. | Встали на носочки, сделали крышу над головой. Прыжки, руки на поясе. Присесть. Встать, наклон вперёд. Шагаем на месте, высоко поднимая ноги. |
Предварительный просмотр:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звук | Исходное положение | Движения | Схема движения |
А | Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. | При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. | |
О | Руки впереди внизу округло соединены. |
При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. | |
У |
Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Выпускаются указательные пальцы вперёд. |
При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается. |
|
Э | Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. |
При произнесении [Э__] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. |
|
И |
Руки согнуты в локтях, кисти на уровне уголков губ собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. |
При произнесении [И__] руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки. |
|
Ы |
Руки согнуты в локтях, локти в стороны, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе. | При произнесении [Ы] воспроизвести движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. |
В процессе автоматизации гласных звуков
выполняются следующие упражнения:
- Произнесение гласных:
- длительно по времени и громко по звучанию;
- кратко по времени и громко по звучанию;
- длительно по времени и тихо по звучанию;
- кратко по времени и тихо по звучанию (но не шёпотом);
- произнесение цепочки гласных звуков на одном речевом выдохе;
- произнесение звукового ряда со сменой логического ударения.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звук | Исходное положение | Движения | Схема движения |
М |
Руки тыльной стороной приложить к щекам и потянуть звук.
| со звуки [М-М'] | |
Н |
| звуки [Н-Н'] | |
П |
| звуки [П-П'] |
Т |
| звуки [Т-Т'] |
К |
| звуки [К-К']
|
Б |
| звуки[Б-Б']
|
Д |
| звуки [Д-Д'] |
Г |
| звуки [Г-Г']
|
Х |
| звуки [Х-Х']
|
Ф |
| звуки [Ф-Ф']
|
В |
| звуки [В-В']
|
С |
| звуки [С-С']
|
З |
| звуки [З-З']
|
Ц |
| Знакомство со звуком [Ц]
|
Ш |
| звук [Ш]
|
Ж |
| звук [Ж]
|
Щ |
| звук [Щ']
|
Ч |
| звук [Ч']
|
ЛЬ |
| Знакомство со звуком [Л']
|
Й |
| звук [Й']
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речедвигательная ритмика
Речедвигательные упражнения, направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков речи...
использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе
виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...
Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций ...
Консультация для педагогов ДОУ "РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"
Консультация для педагогов ДОУ"РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"...
Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...
Речедвигательная ритмика с использованием степов. конкурс "Педагог года города Ялуторовска - 2019"
Игры на степах...
Речедвигательная ритмика. Конкурс "Педагог года города Ялуторовска - 2019".
Комплекс упражнений...