Речедвигательная ритмика. Конкурс "Педагог года города Ялуторовска - 2019".
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Речедвигательная ритмика в системе коррекционной работы.
Речедвигательная ритмика – специфический метод формирования и
коррекции произносительной стороны устной речи, включающий
систему физиологически обусловленных двигательных упражнений, в
выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, мимическая
мускулатура, органы артикуляции.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанную с ним слитность речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя
нормальный тембр;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в
слогах и слогосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разными интонационными средствами.
В системе упражнений, обеспечивающих нормализацию
произносительной стороны речи, используются разнообразные движения,
как без музыкального сопровождения, так и с ним:
движения корпуса тела - наклоны вперёд, в стороны, повороты на 90,
180, 360 градусов;
движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад;
движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и
опускание плеч, вращательные движения кистей;
сгибание и разгибание ног в коленях, прыжки, разнообразные движения
стоп.
Характер движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и
резких.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к
правильному естественному подражанию.
Музыкальное сопровождение является стимулятором развития слухового
восприятия.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения
произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками).
Материалом упражнений служат отдельные звуки, слоги, слова,
словосочетания, а также скороговорки, считалки, тексты, стихотворения.
Гласные звуки.
А – и.п. руки вперёд ладошками вверх. Произнося звук «а» с напряжением разводим руки в стороны.
О – и.п. руки впереди, внизу, округло соединены. Произнося звук «о» руки
через стороны разводим (без мышечного напряжения) и округло соединяем над головой.
У – и.п. руки перед грудью. Произнося звук «у» с напряжением вытягиваем
руки вперёд.
Э - и.п. руки перед грудью ладошками вверх. Произнося звук «э» разводим
руки в стороны и опускаем на плечи. При этом локти слегка прижимаем к бокам ( без мышечного напряжения).
Ы – руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и
повёрнуты к себе. При произнесении «ы» воспроизвести полукруглые
движения кулаками от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.
И – и.п. руки перед грудью. Произнося звук «и» с незначительным
мышечным напряжением вытягиваем руки вверх, при этом вытягиваем
указательный палец и приподнимаемся на носки.
Согласные звуки.
Взрывные согласные звуки:
«П», «Т», «К», «Б», «Д», «Г»,
П - и.п. руки перед грудью сжаты в кулаки. Произнося
«па-па-па» попеременно опускаем то правый, то левый кулаки,
одновременно разжимая пальцы и топая соответствующей ногой (с
значительным мышечным напряжением).
Т - и.п. руки перед грудью сжаты в кулаки. Произнося
« та-та-та» попеременно опускаем то правый, то левый кулаки.
К – и.п. руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, локти подняты на
уровне плеч. Произнося звук «к» локти отводим далеко назад.
Б - и.п. руки перед грудью, согнуты в локтях. Локти смотрят вниз, ладошки
вверх. Произнося звуки «ба-ба-ба» встряхиваем кистями рук, чуть
наклоняясь вперёд.
Д - и.п. руки перед грудью согнуты в локтях, локти смотрят вниз, ладошки
вниз. Произнося «да-да-да» делаем согласительные движения руками и
головой (с мышечным напряжением).
Г - и .п. руки перед грудью согнуты в локтях, кисти рук на уровне груди.
Произнося « га-га-га» соединяем большой палец и указательный, либо все пальцы приближаем к большому пальцу.
Звуки «М», «Н», «Л», «Р».
М - и.п. руки перед грудью, локти согнуты и разведены в разные стороны
ладошками от себя. Произнося звук «м» вытягиваем руки вперёд.
Н - и.п. руки перед грудью, локти согнуты и разведены в разные стороны
ладошками к себе. Произнося «на» делаем естественные движения
(раздаём всё от себя).
Л – и.п. руки на уровне шеи, локтями вниз. Произнося звуки «ла-ла-ла»
делаем с напряжением вращательные движения кистями рук (фонарики без
напряжения «ля-ля-ля»).
Р – И.П. руки перед грудью, локти развести в разные стороны кисти сжаты в
кулаки. Вращать один кулак вокруг второго (мотор), , начинаем медленно.
Фрикативные звонкие и глухие согласные звуки «С», «З», «Ш», «Ж», «В»,
«Ф», «Х».
С - и.п. руки перед грудью, ладонями от себя, локти вниз – отталкиваем воздух от себя («насос»).
З – руки зажаты в кулаки на уровне груди, локти смотрят вниз – делаем дрожащие движения, замёрз.
Ш - и.п. руки перед грудью, ладонями от себя. Произнося звук «ш» делаем
волнообразные движения руками.
Ж – и.п. как на звук «з», движения как на звук «ш».
В – руки вытянуты в разные стороны – делаем покачивание туловища и рук (самолёт).
Ф - и .п. руки перед грудью, руки в стороны, ладоши от себя – вытягивают
руки вперёд, опускаем подбородок к груди
(со значительным мышечным напряжением).
Х - «чебурашки». Ладошки развёрнуты, руки разводятся в стороны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевое дыхание - основа правильной речи" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
laquo;Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»...
ДЭНАС-терапия в логопедии ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Динамическая электронейростимуляция, или сокращенно ДЭНАС-терапия – это новый метод воздействия на рефлексогенные зоны, как открытые, так и скрытые, на кожную проекцию, акупунктурные точки...
Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....
Семинар - практикум на тему: «Речевое дыхание — основа правильной речи» ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
laquo;Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»...
Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, ...
Статья "ДЭНАС-терапия в логопедии" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Чтобы сократить сроки коррекции многие логопеды пользуются методом (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме ...