Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
методическая разработка по обучению грамоте на тему
Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций сенсомоторного, символического и языковых уровней с помощью технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_s_rechedvigatelnoy_ritmikoy_doklad.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
На первых этапах формирования навыков чтения: овладении звуко-буквенными обозначениями и послоговом чтении (по Т.Г. Егорову) использование речедвигательной ритмики помогает решить проблемы, связанные с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций сенсомоторного, символического и языковых уровней.
«На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложения, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением, буквой. Буква будет правильно и успешно усвоена, когда ребёнок дифференцирует звуки речи, т.е. когда у него имеется четкий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, на артикулярно.» [Л.1] Опираясь на зрительный и двигательный образы звука, речедвигательная ритмика, на данном этапе, служит укреплению межанализаторного взаимодействия, что повышает качество восприятия материала.
Современная методика обучения чтению предусматривает послоговое воспроизведения читаемого с самого начала. «Однако процесс чтения слога с единицей зрительного восприятия на этой ступени является буква. Ребёнок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, затем синтезирует их в единый слог, т.е. зрительное восприятие является побуквенным.» [Л.1 с.10]. Основной трудностью на этом этапе является трудность слияния звуков в слоги, так как «ребёнок должен перейти от изолированного обобщенного звучания звука к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи …»
Таким образом, для преодоления трудностей слияния звуков в слоги необходимо сформировать у детей не только умение различать и выделять звуки, но и четкие представления о звуковом составе слога, слова устной речи, т.е. необходим достаточный уровень фонематического развития» [Л.1 с.10].
Применение речедвигательной ритмики на этапах формирования первичных навыков чтения облегчает поставленные задачи.
Ниже приведена конкретная методика, которую я использовала в своей работе.
После обучения детей чёткому произношению отдельных гласных звуков с элементами речедвигательной ритмики, можно приступать к непосредственному слиянию сначала только гласных звуков. На этом этапе ребёнку предлагают картинки, имеющими в своём названии первые звуки гласные: аист, облако, иглы, утка. Ребёнок произносит название предмета на картинке, выделяет первый звук, произнося его с элементами речедвигательной ритмики. Под каждую картинку ставится нужная буква.
Далее логопед произносит различные звуковые сочетания из двух, а затем из трёх гласных звуков, а ребёнок выкладывает картинки в нужном порядке.
Например, АУ: аист, утка;
АИО: аист, иглы , облако.
Когда ребёнок начинает безошибочно справляться с этими заданиями, ему предлагается обратная задача: логопед выставляет картинки, а ребёнок вычленяя первые звуки слитно произносит их, используя элементы речедвигательной ритмики.
Добившись достаточным количеством упражнений безошибочного чтения звуковых сочетаний можно вводить согласные звуки. Ребёнку предъявляются предметные картинки, например: аист , кошка.
Ребёнок вычленяет первые звуки в словах и сливает их в слог АК, предварительно подложив под картинки соответствующие буквы. Применение элементов речедвигательной ритмики в этом месте и далее позволяет делать слияние звуков в слоги естественно и успешно, повышая эмоциональный настрой ребёнка.
Хочется отметить, что в первую очередь, ребёнку легче учиться сливать обратные слоги, так как гласный звук можно тянуть достаточно долго, чтобы успеть считать следующий за ним согласный, соотнести его с определённым звуком и подготовить артикуляционный уклад к следующей позиции.
Затем можно переходить к чтению прямых слогов и слогов со стечением согласных звуков. При достаточно зрелом формировании мышления ребёнок по аналогии будет читать слоги различных комбинаций букв. А в случае затруднения, речедвигательная ритмика будет являться одним из резервов, который поможет подключить механизмы взаимодействия зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов, каким является сложный психофизиологический процесс – чтение.
Используемая литература:
1. Р.И. Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников» М. «Просвещение», 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе
виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...
Технология речедвигательной ритмики
Что такое речедвигательная ритмика? Как влияет она на процесс развитие речи ребенка? Об этом и не только идет речь в данной публикации. В статье "Технология речед...
Технология речедвигательной ритмики
Что такое речедвигательная ритмика? Как влияет она на процесс развитие речи ребенка? Об этом и не только идет речь в данной публикации. В статье "Технология речед...
Технология речедвигательной ритмики в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией....
Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Здоровьесберег...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....