Рабочая программа кружка "От пальчика к язычку"
рабочая программа (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программа кружка
в младшей группе по развитию речи и мелкой моторике
«От пальчика к язычку»
Пояснительная записка.
К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Уровень развития речи ребенка зависит от уровня развития движений ребенка, а именно мелкой моторики пальчиков, тем лучше развивается речь ребенка. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание
Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Кружок «От пальчика к язычку» направлен на развитие речи и мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, который объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.
Актуальность
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей с видами нетрадиционного изображения, пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
2. Обогащать, активизировать речь детей.
3. Учить обсуждать содержание потешки, текст пальчиковой игры.
4. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
5. Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, мышление, фантазию, память.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
2. Воспитывать любовь ко всему живому.
3. Привить детям любовь к художественному слову.
Программа кружка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, октябрь - май.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15 минут.
Форма проведения занятий кружка: разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр, пальчиковые игры, коммуникативные игры, коллективное творчество, экспериментирование с различными художественными материалами;
Ожидаемые результаты:
- полностью воспроизводят кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
- манипулируют мелкими предметами;
- самостоятельно застегивают и расстегивают пуговицы, застежки, молнии;
- владеют приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;
- ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т. д. ;
-знают несколько пальчиковых игр наизусть, и сопровождают рассказ, используя пальчики;
- дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Формы подведения итогов
В течении всего периода обучения проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки работ; участие в конкурсах.
Работа в кружке «От пальчика к язычку» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Перспективное планирование
работы кружка
Список литературы
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.
4. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
5. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
6. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
7. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...
Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"
Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...
Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...
Программа кружка "Пальчик,ручка,язычок"
Программа кружка "Пальчик,ручка,язычок"...