Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Тема занятия: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiyachaynaya_posuda.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: Чайная посуда.
В гостях у Ивана Иваныча Самовара.
Цели занятия:
I. Коррекционно-образовательные:
-актуализация и активизация словаря по теме «Чайная посуда»;
-совершенствование грамматического строя речи:
-образование относительных прилагательных;
-согласование прилагательных и числительных с существительными
в роде, числе;
-употребление предлога «на»;
-совершенствование связной речи путем развития диалогической речи,
-составление загадки-описания;
II. Коррекционно-развивающие:
- развитие мышления;
- развитие целостного восприятия;
- развитие произвольного внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;
- предупреждение нарушений чтения и письма;
III. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание активности, инициативности, самостоятельности,
бережного отношения к предметам, сделанным людьми;
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- столик
- скатерть
- салфетки
- чайная посуда для сервировки: самовар, заварочный чайник,
блюдца, чашки, чайные ложки, конфетница
- чайная посуда для игры «Из чего? Какая, какой, какое, какие?»:
хрустальная конфетница, металлическая сахарница,
фарфоровая чашка, керамический заварочный чайник,
мельхиоровая ложка, деревянная кружка, фаянсовый молочник;
- микрофон
- магнитная доска
- аудиозапись
- книга Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»
Раздаточный материал:
- плоскостные изображения блюдец (разрезные)
- плоскостные изображения чайной посуды и «отбитые» части:
чашка без ручки, ручка;
заварочный чайник без носика, носик;
блюдце без донышка, донышко;
чайная ложка без черпачка, черпачок;
кружка без стенки, стенка;
сахарница без крышки, крышка;
- пластиковые одноразовые стаканчики с водой
- трубочки д/коктейля
- салфетки
Ход занятия:
I. Оргмомент
- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из знакомого вам стихотворения (читаю отрывки из стихотворения Даниила Хармса
«Иван Иваныч Самовар»:
Иван Иваныч Самовар,
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар,
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъяренный кипяток
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.
- Кто автор этого стихотворения? (Д. Хармс)
- Как называется это стихотворение? («Иван Иваныч Самовар»)
- О чем это стихотворение? (О том, как И.И. Самовар угощал всех чаем)
- Ребята, а какая посуда нужна для чаепития?
( Самовар, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница, конфетица,
розетки д/варенья или мёда, тортовница, сухарница, молочник,
заварочный чайник и др.)
- Итак, как иначе называется эта посуда? (Чайная посуда)
- Зачем люди собираются на чаепитие? (Для приятного общения
в семейном или дружеском кругу)
- Сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся в гости
к Ивану Иванычу Самовару.
(Дети под музыку проходят и занимают свои места).
II. Основная часть.
- Ребята, Ивану Иванычу нужна наша помощь! Он ждет гостей
на чаепитие, а у него разбилась посуда. Давайте поможем её склеить!
- Игра «Склей разбитые блюдца».
- Перед каждым из вас лежат осколки. Из них нужно собрать
блюдца.
( Дети собирают плоскостные разрезные круги – «блюдца»)
- Ребята, что вы сделали для Ивана Иваныча?
- Игра «Что без чего?»
(У каждого ребенка на столе плоскостное изображение предмета
чайной посуды с «отколотыми» частями:
- заварочный чайник без носика,
- сахарница без крышки,
- блюдце без донышка,
- чайная ложка без черпачка,
- чашка без ручки,
- кружка без «стенки»,
а на магнитной доске – «отколотые» части посуды).
- Ребята, у посуды откололись части. Нужно их приклеить.
Посмотрите, без какой части посуда у каждого из вас, найдите недостающую часть и скажите, что к чему вы приклеите.
Образец ответа: - У меня чайник без носика.
Я приклею носик к чайнику.
- Молодцы, вы отлично справились с работой!
- Кому вы помогли склеить посуду?
- Игра «Из чего? Какой, какая, какое, какие?»
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столику
(Дети подходят к столику, на котором стоят предметы
чайной посуды, изготовленные из различных материалов;
все предметы накрыты салфеткой).
- Ребята, вы уже знаете, что предметы чайной посуды
могут быть изготовлены из различных материалов. Напомните,
из каких?
( Из фарфора, стекла, фаянса, керамики, дерева, стали, серебра,
золота, мельхиора, пластмассы и др.)
(Снимаю салфетку)
- Подскажите Ивану Иванычу, из каких материалов изготовлена
его посуда. Выберите любой предмет, скажите:
- как он называется?
- из чего сделан?
- какой он?
(Слова - предметы, слова – признаки)
Логопед: - У меня конфетница из хрусталя.
Это хрустальная конфетница.
Дети: - У меня сахарница из металла.
Это металлическая сахарница.
- У меня чашка из фарфора.
Это фарфоровая чашка.
- У меня заварочный чайник из керамики.
Это керамический заварочный чайник.
- У меня чайная ложка из мельхиора.
Это мельхиоровая чайная ложка.
- У меня молочник из фаянса.
Это фаянсовый молочник.
- У меня кружка из дерева.
Это деревянная кружка.
- Логоритмическое упражнение «Посуда»
Хлопни, топни, покружись!
И в посуду превратись!
Вот большой стеклянный чайник-
Очень важный, как начальник!
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукнешь - разобьются!
Вот серебряные ложки -
Голова на тонкой ножке!
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес!
Хлопни, хлопни, покружись!
И в ребяток превратись!
- Игра «Один – два – пять». (с микрофоном)
- Ребята, а теперь давайте поможем Ивану Иванычу посчитать посуду.
Образец ответа:
Логопед: - 1 чайная ложка
1 чайная ложка – 2 чайные ложки – 5 чайных ложек
(большая тортовница ,хрупкая чашка, расписной самовар, плетеная сухарница, круглое блюдце )
- (Дети садятся за столы).
- Артикуляционные упражнения:
- «Чашечка»
- «Остудим горячий чай»
- «Вкусное варенье»
- «Самоварчики»
- Дыхательное упражнение «Кипит вода»
- А теперь давайте изобразим, как закипает и бурлит вода в
самоваре или в чайнике.
- Опустите трубочку д/коктейля в стаканчик и держите её
правой рукой. Подуйте в трубочку, не раздувая щёк, так, как
бурлит вода.
- Игра «Накрываем стол к чаепитию».
(Составление описательных загадок о предметах чайной посуды)
- Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить разбившуюся посуду, вспомнили, из каких материалов её делают, посчитали посуду.
- А теперь давайте поможем Ивану Иванычу накрыть стол к чаепитию.
-Что сначала нужно постелить на стол? (Скатерть)
(Логопед накрывает стол скатертью и кладет салфетки)
- Чего не хватает на нашем столе? (Чайной посуды)
- Прежде чем поставить на стол чайную посуду, я предлагаю вам придумать описательные загадки о предметах чайной посуды.
(Снимаю салфетку, под которой на отдельном столике находятся предметы чайной, кухонной и столовой посуды).
- Напоминаю вам, что загадку вы должны придумать по следующему плану:
- На что похож предмет?
- Из каких частей состоит?
- Как выглядит?
- Из какого материала изготовлен?
- Для чего нужен?
* (Один ребенок загадывает загадку, а другие дети отгадывают.
Ребенок, загадавший загадку, выбирает на столике предмет-отгадку и ставит на стол, накрытый скатертью.)
* Загадки загадываются в следующем порядке:
- самовар
- заварочный чайник
- блюдца
- чашки
- чайные ложки
- конфетница
- Ребята, Ивану Иванычу очень понравилось, как вы сервировали
стол к чаепитию!
III. Заключительная часть.
- У кого в гостях мы побывали?
- Чем мы помогли Ивану Иванычу?
(склеили посуду; напомнили Ивану Иванычу, из каких материалов её изготавливают; посчитали посуду; загадали друг другу загадки; накрыли стол к чаепитию)
- Иван Иванович очень благодарен вам, ребята, и приглашает вас на дружеское чаепитие с вкусным угощением!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»
Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Обогащать речь д...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "В гостях у Мудрой Совы"
Цель Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Актуализация словаря по теме «Школа».Познавательные задачи1.Закрепить знания детей о звуковом и слоговом строении слова, у...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление рассказа - описания по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"
Цель занятия: Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа. Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных гру...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет "Моя Родина - Россия"
Занятие направлено на формирование представлений о России как многонациональном государстве....