Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление рассказа - описания по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Цель занятия: Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа. Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР

«Составление рассказа - описания по лексической теме

"Одежда, обувь, головные уборы"1347529650229_bulletin.jpg

Составитель: Учитель-логопед Анисимова О.Н.

Троицк. 2022-2023 учебный год

Цель. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа.

Задачи:

   Образовательные.

  • учить правильно, называть одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятия "одежда", «обувь», «головные уборы»;
  • учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;
  •  согласовывать прилагательные с существительными в роде  и числе;
  • Учить правильно подбирать слова-антонимы.

Развивающие.

  • Развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
  • Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха.

Воспитательные.

  • воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания

Ход занятия:

            Логопед:

  1. Приветствие

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Я хочу вас спросить, любите ли вы путешествовать, ездить в гости на самолете, машине или поезде?

Предполагаемые ответы детей: Да! Любим!

  1. Сюрпризный момент: «Чемодан»

Логопед: И я тоже люблю. Посмотрите, что у меня есть! (показываю дорожный чемодан). Для чего нужен нам чемодан?

Предполагаемые ответы детей: Складывать вещи.

Логопед: Я, собираясь в поездку, беру с собой чемодан.

А когда вы отправляетесь в путешествие, вы берете с собой чемодан?

Предполагаемые ответы детей: Да!

Логопед: А что обычно складывают в чемодан?

Предполагаемые ответы детей: Одежду, обувь и др.

Логопед: Мы с вами попробуем собрать чемодан, но сначала я вам предлагаю поиграть.

  1. Игра «Лови и отвечай»

Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

- Где продают одежду?

- Кто работает в магазине?

- Где шьют одежду?

- Что делают в магазине?

- Кто покупает одежду?

- Какая одежда бывает?

Ответы детей.

Логопед:  Сегодня мы с вами отправимся в поездку. Вы любите путешествовать? Куда можно совершить поездку? 

(выслушиваются ответы детей)

А к бабушкам и дедушкам вы любите ездить?

Хотите отправиться в путешествие к бабушке?

А что же нужно сделать в первую, очередь, чтобы подготовиться к поездке?

Предполагаемые ответы детей: (Дети отвечают на вопросы педагога и предлагают свои предложения относительно будущей деятельности)

Собрать чемодан, вещи.

  1. «Сравнение одежды»

Логопед: Ребята, как вы считаете, какую одежду можно положить в чемодан?

Ребята, скажите, а одежда, которую мы положим в чемодан, разная, или одинаковая?

На экране появляются попарно изображения одежды

Ребята, посмотрите внимательно на рубашку и сарафан, сравните их.

А как вы их сравните?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, посмотрите и скажите, какие детали есть у рубашки, а какие есть у сарафана? Какие детали есть у плаща, а какие у куртки, кофты и свитера, футболки и майки?

Предполагаемые ответы детей: Рубашка с рукавами и с манжетами, а сарафан без рукавов и без манжет; рубашка с воротником, а сарафан без воротника; рубашка с пуговицами, а сарафан без пуговиц; рубашка без пояса, а сарафан с поясом; рубашка с карманами, а сарафан без карманов.

Логопед: Ребята, вы так здорово рассказали мне об одежде. Я теперь много о ней знаю. Скажите, пожалуйста, а с кем вы обычно отправляетесь в поездку?

Предполагаемые ответы детей: С мамой, папой, семьёй.

Логопед: Если мы поедем с родителями, сестрами, братьями.

Нужно положить вещи маме, папе, брату, сестре.

  1. Игра «Чьи вещи?

У папы вещи чьи? …

У мамы  вещи чьи? …

Предполагаемые ответы детей:  Папины, мамины, сестры и другие варианты ответов.

Логопед: Устали вещи собирать?

Предполагаемые ответы детей:  Да!

Логопед: Тогда я предлагаю немного отдохнуть и поиграть  в нашу любимую пальчиковую игру «Гномики-прачки».
    6. Пальчиковая гимнастика “Гномики-прачки”

Жили-были в домике
Маленькие гномики:

Сжимают и разжимают кулачки

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга

Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с большого

Логопед:  А теперь предлагаю всем встать в круг.

7. Упражнение «Скажи наоборот»

- Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Чистая -…(грязная)              Мять -…(гладить)

Новый — …(старый)              Надевать -…(снимать)

Белая -…(черная), Зимняя-…(летняя)

8. Составление описательных рассказов об одежде по схеме.

Логопед:  Ребята, мы с вами приехали. Ой, а вы не забыли взять с собой свою любимую одежду? Какую одежду вы взяли? Вы сможете рассказать мне о ней? А что нужно сделать, чтобы рассказать о своей одежде? На доске лежит схема, это подсказка для вас, составьте, пожалуйста, свой рассказ по схеме.

detsad-415214-1454212696.jpg

Ответы детей. (Описательные рассказы детей).

9. Подведение итогов.

Логопед:  Ребята, мне очень понравились ваши рассказы, они интересные и очень понятные. А вам, чей рассказ понравился больше? Почему?

Ответы детей.

Логопед: Ребята о чём мы сегодня говорили?

Предполагаемые ответы детей:  Об одежде, путешествиях и т.п.

Какие из наших игр сегодня вам понравились больше всего?

Ответы детей.

Логопед: А мне понравились ваши рассказы об одежде. Предлагаю вам дома рассказать родителям, какие вещи вы будете складывать в чемодан, если соберётесь в поездку. До новой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"...