Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление рассказа - описания по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель занятия: Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа. Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_odezhda_obuv_golovnye_ubory.docx | 128.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №15»
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Составление рассказа - описания по лексической теме
"Одежда, обувь, головные уборы"
Составитель: Учитель-логопед Анисимова О.Н.
Троицк. 2022-2023 учебный год
Цель. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа.
Задачи:
Образовательные.
- учить правильно, называть одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятия "одежда", «обувь», «головные уборы»;
- учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;
- согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- Учить правильно подбирать слова-антонимы.
Развивающие.
- Развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха.
Воспитательные.
- воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания
Ход занятия:
Логопед:
- Приветствие
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Я хочу вас спросить, любите ли вы путешествовать, ездить в гости на самолете, машине или поезде?
Предполагаемые ответы детей: Да! Любим!
- Сюрпризный момент: «Чемодан»
Логопед: И я тоже люблю. Посмотрите, что у меня есть! (показываю дорожный чемодан). Для чего нужен нам чемодан?
Предполагаемые ответы детей: Складывать вещи.
Логопед: Я, собираясь в поездку, беру с собой чемодан.
А когда вы отправляетесь в путешествие, вы берете с собой чемодан?
Предполагаемые ответы детей: Да!
Логопед: А что обычно складывают в чемодан?
Предполагаемые ответы детей: Одежду, обувь и др.
Логопед: Мы с вами попробуем собрать чемодан, но сначала я вам предлагаю поиграть.
- Игра «Лови и отвечай»
Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.
- Где продают одежду?
- Кто работает в магазине?
- Где шьют одежду?
- Что делают в магазине?
- Кто покупает одежду?
- Какая одежда бывает?
Ответы детей.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в поездку. Вы любите путешествовать? Куда можно совершить поездку?
(выслушиваются ответы детей)
А к бабушкам и дедушкам вы любите ездить?
Хотите отправиться в путешествие к бабушке?
А что же нужно сделать в первую, очередь, чтобы подготовиться к поездке?
Предполагаемые ответы детей: (Дети отвечают на вопросы педагога и предлагают свои предложения относительно будущей деятельности)
Собрать чемодан, вещи.
- «Сравнение одежды»
Логопед: Ребята, как вы считаете, какую одежду можно положить в чемодан?
Ребята, скажите, а одежда, которую мы положим в чемодан, разная, или одинаковая?
На экране появляются попарно изображения одежды
Ребята, посмотрите внимательно на рубашку и сарафан, сравните их.
А как вы их сравните?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, посмотрите и скажите, какие детали есть у рубашки, а какие есть у сарафана? Какие детали есть у плаща, а какие у куртки, кофты и свитера, футболки и майки?
Предполагаемые ответы детей: Рубашка с рукавами и с манжетами, а сарафан без рукавов и без манжет; рубашка с воротником, а сарафан без воротника; рубашка с пуговицами, а сарафан без пуговиц; рубашка без пояса, а сарафан с поясом; рубашка с карманами, а сарафан без карманов.
Логопед: Ребята, вы так здорово рассказали мне об одежде. Я теперь много о ней знаю. Скажите, пожалуйста, а с кем вы обычно отправляетесь в поездку?
Предполагаемые ответы детей: С мамой, папой, семьёй.
Логопед: Если мы поедем с родителями, сестрами, братьями.
Нужно положить вещи маме, папе, брату, сестре.
- Игра «Чьи вещи?
У папы вещи чьи? …
У мамы вещи чьи? …
Предполагаемые ответы детей: Папины, мамины, сестры и другие варианты ответов.
Логопед: Устали вещи собирать?
Предполагаемые ответы детей: Да!
Логопед: Тогда я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в нашу любимую пальчиковую игру «Гномики-прачки».
6. Пальчиковая гимнастика “Гномики-прачки”
Жили-были в домике | Сжимают и разжимают кулачки |
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. | Загибают пальчики, начиная с большого |
Раз, два, три, четыре, пять, | Разгибают пальчики, начиная с мизинца |
Стали гномики стирать: | Трут кулачки друг о друга |
Токи – рубашки, | Загибают пальчики, начиная с большого |
Логопед: А теперь предлагаю всем встать в круг.
7. Упражнение «Скажи наоборот»
- Я назову слова, а вы скажете наоборот.
Чистая -…(грязная) Мять -…(гладить)
Новый — …(старый) Надевать -…(снимать)
Белая -…(черная), Зимняя-…(летняя)
8. Составление описательных рассказов об одежде по схеме.
Логопед: Ребята, мы с вами приехали. Ой, а вы не забыли взять с собой свою любимую одежду? Какую одежду вы взяли? Вы сможете рассказать мне о ней? А что нужно сделать, чтобы рассказать о своей одежде? На доске лежит схема, это подсказка для вас, составьте, пожалуйста, свой рассказ по схеме.
Ответы детей. (Описательные рассказы детей).
9. Подведение итогов.
Логопед: Ребята, мне очень понравились ваши рассказы, они интересные и очень понятные. А вам, чей рассказ понравился больше? Почему?
Ответы детей.
Логопед: Ребята о чём мы сегодня говорили?
Предполагаемые ответы детей: Об одежде, путешествиях и т.п.
Какие из наших игр сегодня вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Логопед: А мне понравились ваши рассказы об одежде. Предлагаю вам дома рассказать родителям, какие вещи вы будете складывать в чемодан, если соберётесь в поездку. До новой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".
Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»
Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара.
Тема занятия: Чайная посуда.В гостях у Ивана Иваныча Самовара....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «Зимой на прогулке»
Развитие речевого творчества детей...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме "Фрукты-овощи"...