«Инструментарий ТРИЗ как средство развития речемыслительной деятельности у старших дошкольников с ОНР».
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мумолина Людмила Александровна

Выполняя свои обязанности, педагог должен быть внимательным, в своей работе учитывать индивидуальные психические особенности детей. Однако, не имея достаточной информации о речевых и интеллектуальных особенностях детей с речевыми нарушениями, трудно установить доверительные отношения с отдельным ребенком, учитывать его эмоциональное состояние, отделяя элементы педагогической запущенности от проявлений неврологической симптоматики, правильно организовать учебно-воспитательный процесс и создать предметно-развивающую среду.

Важно помнить, что воспитатель является полноценным участником коррекционного процесса. Владение базовыми знаниями о структуре речевого дефекта, о причинах и проявлениях общего недоразвития речи, представление о пластичности и подвижности психических процессов в детском возрасте, а также владение современными методиками и технологиями развивающего обучения позволит грамотно организовать учебно-воспитательный процесс и правильно выстроить межличностные отношения с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. А преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ поможет успешно преодолевать имеющиеся недостатки речи детей и сформировать у них базовые знания и умения для дальнейшего школьного обучения. Нарушенное звукопроизношение, которое наиболее заметно при первом же общении с ребенком, не является единственным проявлением аномального речевого развития. Нарушенными оказываются и другие речевые и неречевые функции. У большинства детей с ОНР отмечается недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как восприятие, внимание, память, мышление

У детей непреодолимая жажда знаний, поэтому очень важно вовремя найти более эффективные методы и приемы работы в данном направлении. Это инструментальный ТРИЗ. Дети получают «инструмент» для формирования своей   личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_pedagoga_po_samoobrazovaniyu.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

План работы педагога по самообразованию

        Ф.И.О._Мумолиной Людмилы Александровны_

       

       Тема: «Инструментарий ТРИЗ как средство развитие речемыслительной деятельность у старших дошкольников с ОНР».

 Аннотация:

Выполняя свои обязанности, педагог должен быть внимательным, в своей работе учитывать индивидуальные психические особенности детей. Однако, не имея достаточной информации о речевых и интеллектуальных особенностях детей с речевыми нарушениями, трудно установить доверительные отношения с отдельным ребенком, учитывать его эмоциональное состояние, отделяя элементы педагогической запущенности от проявлений неврологической симптоматики, правильно организовать учебно-воспитательный процесс и создать предметно-развивающую среду.

Важно помнить, что воспитатель является полноценным участником коррекционного процесса. Владение базовыми знаниями о структуре речевого дефекта, о причинах и проявлениях общего недоразвития речи, представление о пластичности и подвижности психических процессов в детском возрасте, а также владение современными методиками и технологиями развивающего обучения позволит грамотно организовать учебно-воспитательный процесс и правильно выстроить межличностные отношения с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. А преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ поможет успешно преодолевать имеющиеся недостатки речи детей и сформировать у них базовые знания и умения для дальнейшего школьного обучения. Нарушенное звукопроизношение, которое наиболее заметно при первом же общении с ребенком, не является единственным проявлением аномального речевого развития. Нарушенными оказываются и другие речевые и неречевые функции. У большинства детей с ОНР отмечается недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как восприятие, внимание, память, мышление

У детей непреодолимая жажда знаний, поэтому очень важно вовремя найти более эффективные методы и приемы работы в данном направлении. Это инструментальный ТРИЗ. Дети получают «инструмент» для формирования своей   личности.  

они легче адаптируются и находят свое место в обществе. Методы и приемы ТРИЗ, дают колоссальную возможность для развивающего обучения и реализации детьми своих творческих способностей.  

Цель: 

Моей целью является повышение собственного профессионального уровня как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков по теме «Инструментарий ТРИЗ как средство развитие речемыслительной деятельность у старших дошкольников с ОНР».

Задачи:

  • Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.
  • изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по теме «Инструментарий ТРИЗ как средство развитие речемыслительной деятельность у старших дошкольников с ОНР».  
  • пройти курсы повышения квалификации
  • посетить семинары и конференции по проблеме «Развитие речемыслительной деятельность у старших дошкольников с ОНР».
  • разработать комплект (электронных) мероприятий, объединенных предметной тематикой
  • Создание «Методической капилки» разработать серию, конспектов или вариантов планирования по данной теме.
  • овладеть и освоить методы работы по теме «Инструментарий ТРИЗ как средство развитие речемыслительной деятельность у старших дошкольников с ОНР».
  • внедрить технологии или методики в практику.
  • Активизировать участие родителей в процессе развития речемыслительной деятельности детей.
  • Научить детей самостоятельно использовать карты-модули для формирования комплексного подхода к использованию «инструментария» ТРИЗ.
  • Творческое сотрудничество с педагогами. 

Этап подготовительный.

 
 Повышение собственного профессионального уровня через  посещения курсов повышения квалификации.

изучение методической литературы.

«ФГОС дошкольного образования: обучение и развитие в интересах ребенка».

«Институт развития образования»10. 06.15г.

«Основные подходы к воспитанию детей с ОВЗ нарушение речи, детей инвалидов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с 01.09.2016г-27.02.2017г.

Страна загадок» А.Нестеренко Ростов-на-Дону изд. Рост. ун-та.1993г.

«Картинки без запинки» И.Н Мурашковская СПб изд. «ТРИЗ-ШАНС»1995г.

«История про…»  Т.А. Сидорчук Самара изд. Самарский университет 1994г.

«Как научить ребенка думать» Ю.Г.Тамберг СПб изд. «Михаил Сизов» 2002г.

«Как научить дошкольника правильно думать» Ю.А.Афонькина

       Москва изд. «Аркти»2015г.

«По ступенькам ТРИЗ» Е.Л Пелкина СПб 2010г.

«ТРИЗ-педагогика» А. Гин Москва издательство «ВИТА» 2016г.

 «Развиваем нестандартное мышление» А.П. Кашкаров

      Москва изд. «СОЛОН-Пресс» 2017г.

«Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» Т.А Сидорчук изд.  «АРКТИ» 22016г.

«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Т.А Сидорчук изд.  «АРКТИ» 22016г.

«Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» Т.А Сидорчук изд.  «АРКТИ» 22016г.

Регулярный просмотр интернет ресурсов.


- www.nsportal.ru

- www. maam.ru.

- www.detskysad.ru

- www.doskolnik.ru

- www.planetadetstva.net

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/rabochaia-proghramma-triz-dlia-doshkol-nikov

Этап практический.

Сентябрь.

Изучила программу под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА  ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

file:///C:/Users/Людмила/Desktop/lopatina.pdf

Используя интернет ресурсы научилась писать рабочую программу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Изучив статью «Особенности работы воспитателя логопедической группы»

Автор: Сагалова О.П. пополнила знания о совместной деятельности учитель логопеда и воспитателя речевой группы

Октябрь. 

  • Родительское собрание «Возрастные особенности детей с нарушениями речевых навыков»
  • Оформла информационный стенд для родителей «Специфика работы с детьми ОНР»
  • Посетила семинар

Создание методической копилки:

  • Изготовила картотеку описаний рукотворных систем по универсальной модели.
  • Внесение пособий:
  • Внесла для совместной деятельности с детьми дидактический материал для развития памяти, связной речи: коллажи, мнемотаблицы, модели, пинтограммы.

Ноябрь

  • Методическая литература: ознакомилась
  • «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» Т.А Сидорчук изд.  «АРКТИ» 22016г.
  • «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» Т.А Сидорчук изд.  «АРКТИ» 22016г.
  • Пополнила игровой материал такими играми: «Да-нет», (плоскостная, линейная.) «Противоположности», «Чего не хватает», «Произвольный преффикс».
  • Мультимедийный материал игры для детей.

C:\Users\Людмила\Desktop\vmirejivotnih.zip

  • Внесла для информации родителям папка передвижка на тему «Инструментарий ТРИЗ для речевого развития дошкольников»

Декабрь

  • Методическая литература: ознакомилась
  • «Как научить ребенка думать» Ю.Г.Тамберг СПб изд. «Михаил Сизов» 2002г.
  • «Как научить дошкольника правильно думать» Ю.А.Афонькина

Москва изд. «Аркти»

  • Внесла методические пособия для самостоятельной речемыслительной деятельности детей: «Системный оператор», «Системное дерево», «Морфологическая таблицы» «Временная дорожка», «Ступенчатый эвроритм». «Схемы для составления загадок». Что позволяет активизировать мыслительные процессы детей: сравнение, обобщение, сериацию, генерирование, классификация и речевые навыки.
  • Краткосрочные курсы повышения квалификации «Интеграция усилий участников образовательного процесса в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи». ООО «Центр развивающих игр и методик» 07.12.16г.

Январь

  • Выставка для родителей методической литературы по теме «мыслительная деятельность детей» вызвать желание использовать полученные знания в совместной деятельности с детьми.
  • Составила и внесла картотеку творческих зданий как средство обучения детей работе с противоречиями.
  • Подробно ознакомилась с опытом работы с картами – модулями «Модель универсального описания объекта» методиста по экспериментальной работе ДОУ № 277 г. Самара Евгении Владимировны Андреевой. У детей и воспитателей формируется комплексный подход к использованию «инструментария» ТРИЗ. Позволяет развить умение переносить способы мышления на другие объекты материального мира. Активизируются такие операции мышления как сравнение, обобщение, классификация, сериация, генерирование

Февраль

  • Закончила курсы повышения квалификации «Основные подходы к воспитанию детей с ОВЗ нарушение речи, детей инвалидов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с 01.09.2016г-27.02.2017г. «Институт развития образования»
  • Пополнился игровой материал в группе такими играми: «Да-нет», (плоскостная, линейная.) «Противоположности», «Чего не хватает», «Произвольный преффикс».

  • Провела семинар для сотрудников ««ТРИЗ для педагогов», показ презентации по данной теме.

Март

  • Провела консультацию для сотрудников «Формирование у детей дошкольного возраста диалектического способа мышления».
  • Подготовила и провела семинар для воспитателей «Методы и приемы, направленные на развитие у детей творческого воображения»
  • Методическая литература: ознакомилась
  • «По ступенькам ТРИЗ» Е.Л Пелкина СПб 2010г.
  • «ТРИЗ-педагогика» А. Гин Москва издательство «ВИТА» 2016г.
  • Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Апрель

  • Изготовила картотеку тризовских игр по формированию системного мышления, лексики детей.
  • Изготовила подборка конспектов занятий на развитие мыслительных операций.
  • Проведение открытого занятия для родителей и воспитателей.

Май

Результативность

  • Активно и эффективно работают освоенные методы и приемы по развитию речемыслительной деятельности детей. Вырос познавательный интерес.
  • Создан банк методических разработок для самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей: «Системный оператор», «Системное дерево», «Морфологическая таблица», «Временная дорожка», «Ступенчатый эвроритм». «Схемы для составления загадок». Что позволяет активизировать мыслительные процессы детей: сравнение, обобщение, сериацию, генерирование, классификация.
  • Создана картотека тризовских игр по формированию системного мышления, лексики детей.
  • Создана картотека описаний рукотворных систем по универсальной модели.

  • Создан дидактический материал для развития памяти, связной речи: коллажи, мнемотаблицы, модели, пинтограммы.
  • Пополнился игровой материал такими играми: «Да-нет», (плоскостная, линейная.) «Противоположности», «Чего не хватает», «Произвольный преффикс».
  • Оформлены мои первые книги «Детское творчество».
  • Созданы презентации по лексическим логопедическим темам.
  • Детьми приобретен опыт работы с картами-модулями - что позволяет развить умение переносить способы мышления на другие объекты материального мира.
  • Составлены презентации для консультаций воспитателям и родителям: «ТРИЗ для педагогов», «Формирование у детей дошкольного возраста диалектического способа мышления».
  • Проведены мероприятия: семинар для воспитателей «Методы и приемы, направленные на развитие у детей творческого воображения».
  • Проявились позитивные изменения в речи детей (по результатам мониторинга логопеда, педагогическим наблюдениям).
  • Вырос интерес родителей к жизни ребенка в детском саду, возродилось семейное чтение книг (по результатам анкетирования).
  • Родители пользуются методической литературой из мини- библиотеки, созданной в группе

Планы на будущее.

  • Более углубленно продолжать самообразование по теме «Инструментарий ТРИЗ как средство развитие речемыслительной деятельность у старших дошкольников с ОНР».
  • Продолжать работу по внедрению новых методов и приемов ТРИЗ в соответствии с лексическими темами Рабочий программы.
  • Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования.
  • Публикация статей на сайте на личной странице.
  • Общение с коллегами в ДОО, районе, городе и в Интернете по обмену опыта.
  • Изучение информационно-компьютерных технологий, современных психологических методик инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД  по заучиванию стихотворений....

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса "Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"...

Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...