Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Уважаемые педагоги и родители!
Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.
В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, игр и упражнений – развитие речемыслительной деятельности детей. А так же подготовка детей к полноценной учебной деятельности в школе. Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний; фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключения. События сюжетных картинок, действующие лица приближены к бытовому окружению детей. Серия заданий, упражнений и игр с детьми позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_dumaem_govorim.docx | 277.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем, думаем, говорим
Содержание
1. Предисловие…………………………………………………………… 3
2. Развивающие задания по формированию речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Упражнения на развитие внимания, графомоторных навыков. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений ....................................................................................... 4
3. Загадки с картинками-отгадками……...……………………………….. 42
4. Игры на развитие речемыслительных процессов..…………………… 55
Уважаемые педагоги и родители!
Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.
В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, игр и упражнений – развитие речемыслительной деятельности детей. А так же подготовка детей к полноценной учебной деятельности в школе. Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний; фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключения. События сюжетных картинок, действующие лица приближены к бытовому окружению детей. Серия заданий, упражнений и игр с детьми позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.
Упражнения для развития мимики, жестов, движений снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают эмоциональность детей, способствуют развитию саморегуляции. Владение выразительными жестами, движениями, мимикой предполагает понимание оттенков и нюансов выражении лица, жестов и движений тела другого человека, поэтому помогает в общении с другими людьми.
Упражнения на развитие внимания и графомоторных навыков помогут детям быть внимательными при выполнении заданий, улучшат координацию тонкой моторики рук.
В сборник так же вошли загадки с картинками- отгадками. Загадки еще с древности применяли для оценки сообразительности, наблюдательности, их можно назвать логическими задачами, а их разгадывание – отличной умственной гимнастикой. В то же время загадки – это образец точности речевого формирования мысли. Сначала дети учатся отгадывать загадки с опорой на картинки, затем - на слух, а затем сами станут творцами загадок - будут придумывать и загадывать их Вам.
Желаю Вам успехов!
«ДОСТАНЬ МЯЧ!»
- Задание:
Рассмотри картинку и расскажи, что на ней нарисовано. (1-2 минуты)
- Расскажи мальчику, как достать мяч.
Если ребенок затрудняется, предложить:
- Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу (полке).
В случае затруднения создать практическую ситуацию (достать мяч со шкафа), а потом рассказать о своих действиях.
И снова предложить:
- Расскажи мальчику, как достать мяч.
- Упражнение на развитие внимания и графомоторных навыков.
Составь из счетных палочек стол, стул, полку, кровать.
- Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений.
- Покажи, как обрадовался мальчик, как он запрыгал от радости.
«ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»
- Задание:
Рассмотри картинку и расскажи, что на ней изображено.
- Расскажи девочке, как полить цветок.
Помочь вопросом:
- Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок?
Если ребенок затрудняется ,предложить понаблюдать за реальными действиями другого ребенка, взрослого, и рассказать о наблюдаемых действиях.
И снова предложить:
- А теперь расскажи девочке, как полить цветок.
- Упражнение на развитие внимания и графомоторных навыков.
Полей цветы – дорисуй по точкам.
- Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений.
Покажи, как ожил цветок, когда его полили (улыбнуться, потянуться к свету).
«ДОСТАНЬ КЛЮЧИК»
- Задание:
Рассмотри картинку (1-2 минуты). Мальчик хочет завести игрушку, но не знает, как достать ключик..
- Расскажи мальчику, как достать ключик.
В случае затруднения, задать вопросы:
- Что хочет достать мальчик?
- Что ему надо взять, чтобы достать ключик?
- Почему ему надо достать стул?
- А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать чтобы достать ключик.
- Упражнение на развитие внимания и графомоторных навыков.
Дорисуй выражение лица по образцу.
- Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений.
- Изобрази, как мальчик заводил машинку ключиком и весело с ней играл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Пратичесий материал для воспитателей...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...
"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД по заучиванию стихотворений....
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...
Сборник упражнений по использованию конструктора Робо Вундеркинд в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Использование конструктора Робо Вундеркинд в образовательной деятельности...
Сборник "МНЕМОТЕХНИКА В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Сборник мнемотаблиц, направленный на формирование интереса к певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....