Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Орлова Ирина Анатольевна

Уважаемые педагоги и родители!

Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.

В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, игр и упражнений – развитие речемыслительной  деятельности детей. А так же подготовка детей к полноценной учебной деятельности в школе. Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний; фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключения. События сюжетных картинок, действующие лица приближены к бытовому окружению детей. Серия заданий, упражнений и игр с детьми позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_dumaem_govorim.docx277.21 КБ

Предварительный просмотр:

Играем, думаем, говорим


Содержание

1. Предисловие……………………………………………………………                3

2. Развивающие задания по формированию речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Упражнения на развитие внимания, графомоторных навыков. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений .......................................................................................                4

3. Загадки с картинками-отгадками……...………………………………..                 42

4. Игры на развитие речемыслительных процессов..……………………          55


Уважаемые педагоги и родители!

Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.

В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, игр и упражнений – развитие речемыслительной  деятельности детей. А так же подготовка детей к полноценной учебной деятельности в школе. Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний; фиксация выполненного действия, рассуждения, умозаключения. События сюжетных картинок, действующие лица приближены к бытовому окружению детей. Серия заданий, упражнений и игр с детьми позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Упражнения для развития мимики, жестов, движений снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают эмоциональность детей, способствуют развитию саморегуляции. Владение выразительными жестами, движениями, мимикой предполагает понимание оттенков и нюансов выражении лица, жестов и движений тела другого человека, поэтому помогает в общении с другими людьми.

Упражнения на развитие внимания и графомоторных навыков помогут детям быть внимательными при выполнении заданий, улучшат координацию тонкой моторики рук.

В сборник так же вошли загадки с картинками- отгадками. Загадки еще с древности применяли для оценки сообразительности, наблюдательности, их можно назвать логическими задачами, а их разгадывание – отличной умственной гимнастикой. В то же время загадки – это образец точности речевого формирования мысли. Сначала дети учатся отгадывать загадки с опорой на картинки, затем - на слух, а затем сами станут творцами загадок - будут придумывать и загадывать их Вам.  

     Желаю Вам успехов!        

«ДОСТАНЬ МЯЧ!»

  • Задание:

Рассмотри картинку и расскажи, что на ней нарисовано. (1-2 минуты)

  • Расскажи мальчику, как достать мяч.

Если ребенок затрудняется, предложить:

  • Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высоком шкафу (полке).

В случае затруднения создать практическую ситуацию (достать мяч со шкафа), а потом рассказать о своих действиях.

        И снова предложить:

  • Расскажи мальчику, как достать мяч.

  • Упражнение на развитие внимания и  графомоторных навыков.

Составь из счетных палочек стол, стул, полку, кровать.

img027

  • Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений.
  • Покажи, как обрадовался мальчик, как он запрыгал от радости.

«ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

  • Задание:

Рассмотри картинку и расскажи, что на ней изображено.

  • Расскажи девочке, как полить цветок.

Помочь вопросом:

  • Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок?

Если ребенок затрудняется ,предложить понаблюдать за реальными действиями другого ребенка, взрослого, и рассказать о наблюдаемых действиях.

        И снова предложить:

  • А теперь расскажи девочке, как полить цветок.

  • Упражнение на развитие внимания и  графомоторных навыков.

Полей цветы – дорисуй по точкам.

                                       img039

  • Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений.

Покажи, как ожил цветок, когда его полили (улыбнуться, потянуться к свету).

«ДОСТАНЬ КЛЮЧИК»

  • Задание:

Рассмотри картинку (1-2 минуты). Мальчик хочет завести игрушку, но не знает, как достать ключик..

  • Расскажи мальчику, как достать ключик.

В случае затруднения, задать вопросы:

  • Что хочет достать мальчик?
  • Что ему надо взять, чтобы достать ключик?
  • Почему ему надо достать стул?
  • А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать чтобы достать ключик.
  • Упражнение на развитие внимания и  графомоторных навыков.

Дорисуй выражение лица по образцу.

                     img034                   img034                       img034

  • Упражнение для развития выразительности мимики, жестов, движений.
  • Изобрази, как мальчик заводил машинку ключиком и весело с ней играл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД  по заучиванию стихотворений....

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...

Сборник "МНЕМОТЕХНИКА В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Сборник мнемотаблиц, направленный на формирование интереса к певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....