Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста.
В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно. Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно. Именно поэтому, чем деятельнее ребенок исследует окружающий мир, тем быстрее он узнает законы мироздания.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше.
Во время проведения занятий у детей повышенный интерес наблюдается к экспериментальной деятельности. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми нужно уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка. На развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_-eksperementirovanie.docx | 42.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для воспитателей по теме:
«Экспериментирование как средство развития познавательной
деятельности у старших дошкольников»
- Пояснительная записка
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста.
В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно. Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно. Именно поэтому, чем деятельнее ребенок исследует окружающий мир, тем быстрее он узнает законы мироздания.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше.
Во время проведения занятий у детей повышенный интерес наблюдается к экспериментальной деятельности. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми нужно уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка. На развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
- Содержание реализации проекта
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный)
I этап – внедренческий
III этап – итоговый (обобщающий)
На первом этапе стоит задача обогащения предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Уголок экспериментирования постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: центр "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
На втором этапе:
Предварительная работа: проводятся занятия по развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска. («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвижение гипотез «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать.
Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяют закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаем к организации экспериментов.
При планировании эксперимента используются следующая последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Используются следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление лепбука «Воздух»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
На третьем этапе: подведение итогов
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, отмечается динамика развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
- Желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала более прочное, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повышается образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
- Механизм реализации проекта
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Темы игр- экспериментов | Программное содержание | Материалы и оборудование |
Сентябрь 4 неделя | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение). Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. | Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. |
Октябрь 1 неделя | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус). | Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями; чеснок в футляре, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон. |
Октябрь 2 неделя | «Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон. |
Октябрь 3 неделя | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. |
Октябрь 4 неделя | «Вода принимает форму» | Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. | Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос. |
Ноябрь 1 неделя | «Какие предметы могут плавать?» | Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы. |
Ноябрь 2 неделя | «Делаем мыльные пузыри» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой, стаканчики, вода, ложки, поднос. |
Ноябрь 3 неделя | «Подушка из пены» | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) | На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
Ноябрь 4 неделя | «Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
Декабрь 1 неделя | «Воздух работает» | Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
Декабрь 2 неделя | «Каждому камешку свой домик» | Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях | Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков. |
Декабрь 3 неделя | «Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. |
Декабрь 4 неделя | «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа. |
Январь 3 неделя | «Тающий лед» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки. |
Январь 4 неделя | «Разноцветные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. |
Февраль 1 неделя | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
Февраль 2 неделя | «Все увидим, все узнаем» | Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши. |
Февраль 3 неделя | «Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Март 1 неделя | «Водяная мельница» | Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы | Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка. |
Март 2 неделя | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске. |
Март 3 неделя | «Угадай-ка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала. |
Март 4 неделя | «Ловись, рыбка, и мала, и велика» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист. |
Апрель 1 неделя | «Солнечные зайчики» | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | Зеркала. |
Апрель 2 неделя | «Что растворяется в воде» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. | Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой. |
Апрель 3 неделя | «Что отражается в зеркале?» | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода. |
Апрель 4 неделя | «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камней от песка; мелкой крупы от крупной с помощью сита; развить самостоятельность. | Совки, различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки. |
Май 1 неделя | «Игры с песком» | Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки. |
Май 2 неделя | «Фонтанчики - радуга» | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Пластиковые бутылки с дырочками. |
Май 3 неделя | «Солнце дарит нам тепло» | Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами | Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла |
Май 4 неделя | Диагностирование детей |
- Ресурсное обеспечение проекта
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».
Основное оборудование и материалы:
- Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
- Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
- Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.
- Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
- Ожидаемые результаты:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольников
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольниковЯ хочу познакомить вас со своим опытом работы...
План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"
Цель : Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:Создать условия для исследовательской д...
Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».
Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспита...
Методические разработка на тему: «Прогулка, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»
В данной методической разработке описанны предлагаемые рекомендации по организации эксперементальной деятельности у страших дошкольников на прогулке. Разработка будет интересна молодым воспитате...
Педагогический проект на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
БДОУ «Детский сад №13 г. Тары» Тарского муниципального района Омской областиВоспитатель: Мясникова Алена Владимировна Педагогический проект на тему:«Экспериментирование ка...
План самообразования воспитателя. Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования воспитателя....
Презентация на тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста»
laquo;Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста»...