Образовательный проект "Мы читаем картину"
проект по развитию речи на тему

Проект направлен на развитие связной речи дошкольника с ТНР. В помощь к реализации проекта предлагается: паспорт проекта, содержание диагностического задания, модель занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Мы читаем картину»

    Развитие связной речи в модели обучения рассказыванию по картине.

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: среднепродолжительный.

    Участники проекта: дети коррекционной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: речевое развитие.        

   Актуальность темы. Целенапровленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с тяжелым нарушением речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

  Связная речь детей группы с ТНР отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, восприятие по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ТНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.

Целеполагание.

  1. Цель проекта.
  • Обучение дошкольников рассказыванию по сюжетной картине на основе моделирования окружающего мира.
  1. Задачи.  

Общеобразовательные

  • Знакомство детей с такими видами изобразительного искуства, как живопись;
  • Различение  жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт;
  • Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине, обеспечение целостного восприятия картины.

         Коррекционные

  • Развитие связной речи;
  •  Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по теме;
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Совершенствовать структуру предложения, обеспечивающие логику построения текста на основе условных схем

        Воспитательные.

  • Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • Воспитание чуткого и бережного отношения к живой природе;
  • Развитие эстетических предпочтений дошкольников( способность к эмоциональной оценке, к естественной радости от общения с людми и средой)

Ожидаемые результаты

  • Дети различают жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт;
  • Составляют предложения, различные по семантико-синтаксической структуре;
  • Описывают отдельные предметы или объекты, изображенные на картине по графическим схемам, по вопросному плану, самостоятельно;
  • Сравнивают предметы или объекты по существенным признакам;
  • Составляют рассказ по картине с помощью графических схем или самостоятельно.

Предварительная работа

  • Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, пейзаж. на примере картин В. Волосова и И. Грабаря.
  • Рассматривание репродукции  картин В. Волосова «Деревенский натюрморт», И. Грабаря «Мартовский снег».
  • Беседа по содержанию;
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Натюрморт», «Пейзаж».
  • Познавательные  занятия воспитателей по темам «Осень»,«Зима», «Ранняя весна», на которых дети познакомятся с пейзажной живописью;
  • Познавательные занятия воспитателей по теме «Овощи», «Фрукты», Продукты питания», на которых дети познакомятся с понятием «натюрморт».
  • Посещение  парка с целью наблюдения природы,  происходящей в весеннем парке.
  • Использование игр и упражнений на восприятие и понимание картины: «Запоминайка», «Найди общее и различное», Выбирайка».
  • Использование игр и упражнений, формирующих структуру связного высказывания: «Подсказки», «Звуковое письмо», «Напишем письмо».

Реализация проекта.

1.Диагностика развития связной речи. Определить влияние предварительного моделирования на основе предметного содержания картины на особенности рассказывания по ней.

2. Проведение занятий по картине В. Волосова «Деревенский натюрморт»(2 занятия),  И. Грабаря «Мартовский снег».(2 занятия)

 Список литературы.

  1. И.Н. Лебедева «Развитие связной речи дошкольников» С-П; ЦДК проф. Л,Б, Баряевой, 2009.
  2. В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград:Учитель, 2011.

                                                                                                          Приложение1.

Содержание диагностического задания.

«Рассказывание на основе предметно-моделирующей деятельности».

   Цель обследования: определение влияния предварительного моделирования на основе предметного содержания картины на особенности рассказывания по ней.

   Материал: картина (натюрморт с изображением природных или бытовых предметов, например «Натюрморт « И. Хруцкого.)

   Ход обследования.

Инструкция 1.  Разложи на столе все предметы так же, как на картине.

Инструкция 2.  Составь большой и интересный рассказ по картине.

   Оценка результатов. Результаты выполнения задания оцениваются в баллах.

   Критерии оценки выполнения задания.

  1. Адекватность действий:
  • Действия адекватные – 3 балла;
  • Действия неадекватные – 0 баллов.
  1. Особенности эмоциональной сферы:
  • Заинтересованность на протяжении всего выполнения задания – 3 балла;
  • Кратковременная заинтересованность – 2 балла;
  • Безразличие при выполнении задания -   1 балл;
  • Негативное отношение к заданию – 0 баллов.
  1. Особенности речевых высказываний:
  • Задает вопросы по ходу деятельности – 3 балла;
  • Сопровождает действия речью – 2 балла;
  • Сопровождает действия речью после стимуляции – 1 балл;
  • Не сопровождает действия речью – 0 баллов.
  1. Степень самостоятельности:
  • Выполняет задания самостоятельно – 3 балла;
  • Использует минимальную помощь – 2 балла;
  • Использует минимальную(обучающую) помощь – 1 балл;
  • Помощь не использует – 0 баллов.

Количество набранных баллов определяет выделение уровней предметно-моделирующей деятельности по содержанию картины.

       Первый уровень.  Действия ребенка с атрибутами неадекватны. При этом он проявляет негативизм или безразличие, не сопровождает действия речью, не использует оказываемую помощь (0 – 2 балла).

       Второй уровень. Только при максимальном использовании помощи взрослого действия ребенка становятся адекватными, т.е. соответствующими заданию, но они выполняются недостаточно эмоционально и не направлены на получение результата. Ребенок не сопровождает свои действия речью, или его речевые высказывания не соответствуют целевым установкам деятельности. (4 – 6 баллов).

       Третий уровень. Действия ребенка адекватны. Имеет место кратковременная заинтересованность, деятельность ребенка сопровождается речью после стимуляции взрослым, он использует помощь ( 7 – 8 баллов).

       Четвертый уровень.  Действия ребенка адекватные, отмечается заинтересованность на протяжении выполнения всего задания, действия сопровождаются речью, задания выполняются с минимальной помощью или самостоятельно. (10 – 11 баллов).

       Пятый уровень. Адекватные действия ребенка сопровождаются вопросами содержательного характера, заинтересованностью в  выполнении задания.  Действия выполняются с максимальной самостоятельностью (12 баллов)

                                                                                               Приложение2.

Конспект занятия по картине В. Волосова «Деревенский натюрморт».

  1. Сегодня мы будем рассматривать уже знакомую нам картину.
  • Предлагаю вспомнить, что нарисовано на картине?
  • О чем художник захотел нам рассказать?
  • Какие цветы он поставил в вазу?
  • Как называется картина, на которой изображены предметы?
  1. Я предлагаю вам составить на столе красивый натюрморт. Для этого вам надо выбрать из этой посуды такую, которая похожа  на  посуду на натюрморте.

(Дети подходят к столу и выбирают посуду. называя ее)

  1.  А сейчас  

               Из васильков мы составим букеты.

               Подберем цветок за цветком.

               И душистое, светлое лето

               Позовем к себе радостно в дом.

  • Подойдите к столу, возьмите по цветку и поставьте его в вазу.
  • Что мы сделали вместе?
  • Если букет из васильков, то он какой?
  • А если бы сделали из ромашек?
  • А одуванчиковый букет из чего составляют?
  • Куда мы поставили васильковый букет?
  1. Наша картина очень похожа на картину художника В.Волосова. Но все же она чем то отличается? Как вы думаете, чем?

Картину художника можно смотреть только глазами, а нашу картину можно потрогать, посмотреть, понюхать.

На нашей картине кувшин и горшочек пустые, а на картине художника они какие?

Художник, наверное собрал эти ягоды в лесу или в саду. Но мы  не можем собрать настоящих ягод сейчас. И мы их сделали из бумаги вечером. Давайте высыпим наши ягоды в кувшин и горшочек.

  • Как можно назвать то, что получилось на столе?
  1. Физкультминутка.
  2. Предлагаю поиграть в игру, в которой натюрморт показывают  руками.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс вбольшом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

  1. Ребята, в натюрморте каждый предмет рассказывает о себе, но не словами, а изображением.

Послушайте и назовите тот предмет, который рассказывает о себе.

Я считаю, что я самый красивый на картине.У меня есть стебель, листочки, пушистый цветок синего цвета. Я очень вкусно пахну.

  • Догадались, кто это рассказывал о себе?
  • А теперь, кто хочет рассказать о васильке?

         Еще один предмет хочет рассказать о себе.

Я считаю, что я самая нужная вещь на этой картине. Я темно-коричневого цвета, я довольно тяжелая, на ощупь я гладкая.

  • Догадались, кто это рассказывал о себе?
  • Кто хочет рассказать о вазе?

И еще послушайте один рассказ.

А я считаю, что я самая полезная на этой картине. Я красного цвета, круглой формы, сочная, на вкус я сладкая.

Кто расскажет о землянике?

  1. Итог.

Сегодня мы познакомились с прекрасной картиной, которая называется НАТЮРМОРТ. Мы с удовольствием вспомнили о лете и как будто бы побывали на лесной поляне,  собрали душистую ЗЕМЛЯНИКУ и нарвали такие скромные полевые цветы, которые называются ВАСИЛЬКИ.

А на следующем занятии мы будем сами составлять живые натюрморты, а вечером их зарисовывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Рассматривание картин о зиме"

Конспект занятия по рассматриванию картин "Зима" И.Шишкин, "Февральская лазурь" И.Грабарь, "Русская зима" К.Юон в подготовительной к школе группе...

Конспект организованно - образовательной деятельности «Осенняя картина»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое  развитие....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Рассматривание картины "медведица с медвежатами"

                      Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Кисельнинская средняя школа» (дошкольные группы) Д.Кисельня...

Конспект образовательной деятельности «Волшебная картина для любимых мам» (старший дошкольный возраст)

Конспект образовательной деятельности«Волшебная картинадля любимых мам»(старший дошкольный возраст)Подготовила воспитательРекало Марина Дмитриевнаст.Новоминская  Цель :Воспитыват...

Дополнительная образовательная программа "Читаем сказки" для детей 2-3 лет.

В данной программе по месяцам учебного года расписаны планируемые цели и задачи по чтению художественной литературы в первой младшей группе, а также ожидаемые результаты от данной деятельности....

ОО «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности Рассматривание картины «Спасаем мяч» по развитию речи в первой младшей группе. (от 2-3 лет)

ОО «Речевое развитие»Конспект непрерывной образовательной деятельностиРассматривание картины «Спасаем мяч»по развитию речи в первой младшей группе. (от 2-3 лет)...

Дополнительная образовательная программа "Читай-ка"

Программа по обучению детей чтению...