Дополнительная образовательная программа "Читаем сказки" для детей 2-3 лет.
рабочая программа по художественной литературе (младшая группа)

Авдеева Елена Анатольевна

В данной программе по месяцам учебного года расписаны планируемые цели и задачи по чтению художественной литературы в первой младшей группе, а также ожидаемые результаты от данной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_chitaem_skazki_1_ml._-bez.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Читаем сказки»

для детей 2-3 лет

МКДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида

городского округа г. Нововоронеж»

Разработала – воспитатель Авдеева Е.А.

Пояснительная записка

Овладение родным языком,  является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С.

А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Роль сказок в воспитании  чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы  сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

 В   современных  условиях  жизни  у детей наблюдается снижение читательского интереса.  Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста  снижено. 

Актуальность

К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о  сказках.

Для решения данной проблемы я выбрала  работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о сказках.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
  • Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

2. Развивающее:

  • Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.
  • Пробуждать интерес к сказкам.

Принципы работы.

1. Доступность:

- учёт возрастных особенностей детей.

- адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Наглядность:

- учёт особенности мышления

- частое повторение усвоенных правил и норм.

4. Динамичность:

- интеграция в разных видах деятельности.

5. Дифференциация:

- учёт возрастных особенностей детей

-создание благоприятной среды для каждого ребёнка.

Ожидаемый результат: 

  • Получение дополнительных знаний о сказках.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Организация выставки рисунков.   «В гостях у сказки» (с привлечением родителей)

Участники: дети, воспитатели, родители.

Основное содержание проекта.

I этап – работа с родителями (первая неделя)

Обсуждение с родителями целей, задач проекта.

Распространение памяток для родителей.

Составление плана действий по реализации проекта.

II этап – выполнение, контроль и регулирование (1-2 неделя)

Выполнение.

Контроль.

Беседы с детьми.

III этап – заключительный: презентация и закрытие проекта (2 неделя)

Выставка работ: «Герои любимых сказок»

Ожидаемые результаты проекта.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

- Повышение интереса детей к слушанию сказок.

- Постоянное чтение сказок детям дома.

- Развитие речи у детей.

Этапы работы

Срок

 Работа с детьми

 Работа педагога

Работа с родителями

Сен-

тябрь

Чтение сказок "Колобок", "Репка",

Прослушивание в записи «Теремок", "Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций в книгах.

Разработка проекта.

Разработка НОД.

Подбор атрибутов для игр-драматизаций, игр-имитаций. Подготовка печатной информации (иллюстрации сказок, плакаты, книги).

Подбор ауди, видео материалов.

Консультация "Значение сказок в жизни ребенка".

Ширма "Как читать ребенку дома".

Октябрь

Образовательная деятельность: чтение детям произведений поэтов и писателей России: Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"?»

Цель: способствовать развитию речи ребёнка;

- продолжать учить слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки;

- расширять представления о животных;

- развивать творчество, ориентацию, воображение.

 Непосредственно-образовательная деятельность: «А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»» (развитие речи)

Цель:- стимулировать проявления речевой активности.

  Непосредственно-образовательная деятельность: «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...»  (социальный мир).Цель: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность, приобщая малышей к художественному творчеству. 

  Непосредственно-образовательная деятельность: ««Теремок», обр. М. Булатова слушаем сказку.  (Художественная литература)                        Цель: Формировать умения ребёнка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Знакомство со сказкой :«Маша и медведь», обр. М. Булатова (аудио запись).                                    Цель: Формировать умения ребёнка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

 Беседы:

"Моя любимая сказка".

Цель:  начинать формировать умение рассказывать знакомую сказку;

- стимулировать проявления речевой активности;

"Правила общения с книгой".

Цель: закреплять навыки правильного обращения с книгой.

"О трудолюбии, взаимопомощи по сказкам "Теремок", "Репка"

Цель:  воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Самостоятельная деятельность.

Пальчиковый театр "Курочка Ряба".                 Цель: приобщать малышей к художественному творчеству, развивать речь. 

Внести  раскраски по сказкам.

Цель: развивать навыки раскрашивания, расширять знания по теме.

 Оформление  книжного уголка (библиотека).

Использование дидактических игр по данной теме: «Угадай сказку» «Составь сказку».

Совместные работы родителей с детьми- изготовление книжек-малышек по мотивам сказок.

Помощь в организации книжного уголка (подбор книг, раскрасок по сказкам).

 

Ноябрь

Развлечение «В гостях у сказки» (Игра-драматизация сказки «Курочка Ряба»).

Выставка детских  рисунков  «По страницам сказок».

Персональная выставка рисунков.

Фотовыставка «Играем в сказку».

Декабрь

Чтение сказок "Колобок", "Репка",

Прослушивание в записи «Теремок", "Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций в книгах. Проведение занятие по лепке на тему: «Яйцо».

Разработка проекта.

Разработка НОД.

Подбор атрибутов для игр-драматизаций, игр-имитаций. Подготовка печатной информации (иллюстрации сказок, плакаты, книги).

Подбор ауди, видео материалов.

Консультация "Значение сказок в жизни ребенка".

Ширма "Как читать ребенку дома".

Январь

Образовательная деятельность: чтение детям произведений поэтов и писателей России: Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"?»

Цель: способствовать развитию речи ребёнка;

- продолжать учить слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки;

- расширять представления о животных;

- развивать творчество, ориентацию, воображение.

Непосредственно-образовательная деятельность: «А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»» (развитие речи)

Цель:- стимулировать проявления речевой активности.

Непосредственно-образовательная деятельность: «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...»  (социальный мир).Цель: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность, приобщая малышей к художественному творчеству.

Непосредственно-образовательная деятельность: ««Теремок», обр. М. Булатова слушаем сказку.  (Художественная литература)                        Цель: Формировать умения ребёнка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Знакомство со сказкой:«Маша и медведь», обр. М. Булатова (аудио запись).                                    Цель: Формировать умения ребёнка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Беседы:

"Моя любимая сказка".

Цель:  начинать формировать умение рассказывать знакомую сказку;

- стимулировать проявления речевой активности;

"Правила общения с книгой".

Цель: закреплять навыки правильного обращения с книгой.

"О трудолюбии, взаимопомощи по сказкам "Теремок", "Репка"

Цель:  воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Самостоятельная деятельность.

Пальчиковый театр "Курочка Ряба".                 Цель: приобщать малышей к художественному творчеству, развивать речь.

Внести  раскраски по сказкам.

Оформление  книжного уголка (библиотека).

Использование дидактических игр по данной теме: «Угадай сказку» «Составь сказку

Изготовление театральных атрибутов (шапочки, детали костюмов).

Совместные работы родителей с детьми- изготовление книжек-малышек по мотивам сказок.

Помощь в организации книжного уголка (подбор книг, раскрасок по сказкам).

 

Февраль

Развлечение «В гостях у сказки» (Игра-драматизация сказки «Курочка Ряба»).

Выставка детских  рисунков  «По страницам сказок».

Персональная выставка рисунков.

Фотовыставка «Играем в сказку».

Март

Чтение сказок "Три медведя", "Маша и медведь" обр. М.Булатова,

Прослушивание в записи «Маша и медведь", "Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций в книгах

 Подготовка печатной информации (иллюстрации сказок, плакаты, книги).

Подбор ауди, видео материалов.

Проведение беседы "Значение сказок в жизни ребенка".

Ширма "Как читать ребенку дома".

Апрель

Образовательная деятельность: чтение детям произведений поэтов и писателей России: Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"?»

Цель: способствовать развитию речи ребёнка;

- продолжать учить слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки;

- расширять представления о животных;

- развивать творчество, ориентацию, воображение.

Непосредственно-образовательная деятельность: «А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»» (развитие речи)

Цель:- стимулировать проявления речевой активности.

Непосредственно-образовательная деятельность: «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...»  (социальный мир).Цель: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность, приобщая малышей к художественному творчеству.

Непосредственно-образовательная деятельность: ««Теремок», обр. М. Булатова слушаем сказку.  (Художественная литература)                        Цель: Формировать умения ребёнка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Знакомство со сказкой :«Маша и медведь», обр. М. Булатова (аудио запись).                                    Цель: Формировать умения ребёнка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Беседы:

"Моя любимая сказка".

Цель:  начинать формировать умение рассказывать знакомую сказку;

- стимулировать проявления речевой активности;

"Правила общения с книгой".

Цель: закреплять навыки правильного обращения с книгой.

"О трудолюбии, взаимопомощи по сказкам "Теремок", "Репка"

Цель:  воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Самостоятельная деятельность.

Пальчиковый театр "Курочка Ряба".                 Цель: приобщать малышей к художественному творчеству, развивать речь.

Внести  раскраски по сказкам.

Оформление  книжнойзоны (библиотека).

Использование дидактических игр по данной теме: «Угадай сказку», «Составь сказку».

Совместные работы родителей с детьми- изготовление книжек-малышек по мотивам сказок.

Помощь в организации книжного уголка (подбор книг, раскрасок по сказкам).

 

Май

Развлечение «В гостях у сказки» (Игра-драматизация сказки «Маша и медведь».

Выставка детских  рисунков  «По страницам сказок».

Персональная выставка рисунков.

Фотовыставка «Играем в сказку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)

Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет "Театр- творчество- дети"

Сегодня в области дошкольной педагогики наметились новые тенденции, связанные с реализацией требований к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду. В связи с этим, основополагающим при...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

Дополнительная  образовательная программа  для детей дошкольного возраста муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...