Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuki_f-f.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
Обучающие задачи:
- закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;
- упражнять в характеристике звуков Ф, ФЬ, соотнесении звуков с буквой;
- выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
- совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог;
- упражнять в подборе родственных слов.
Развивающие задачи:
- развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;
- продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
- активизировать зрительное и слуховое внимание;
- способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать),
- развивать навыки произвольности поведения.
Воспитательные задачи:
- развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
- поощрять доброжелательные взаимоотношения;
- совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе,
уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).
Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки (фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, силуэт дерева, 8 цветов на липкой ленте, карточки с предметными картинками, карандаши и кроссворды на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.,
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Логопед читает четверостишие:
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела,
букета.
II. Сообщение темы.
- Какой звук чаще других слышится в стихотворении? (Звук Ф)
- Сегодня мы погорим о звуках Ф, ФЬ.
III.Основная часть занятия.
1. Артикуляция звука. Характеристика звуков.
- У фокусника под цилиндром кто-то сидит.
(На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка « ёж»).
- Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф)
- Что при произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя
губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие).
- Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой)
- У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок?
(Дети произносят : Фь-Фь-Фь)
- Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой)
2. Речевая зарядка с упражнением мелкой моторики рук.
Фа-фо-фу-фы - кисти рук соединены, на каждый слог пальцы рук соединяются.
Фя-фе-фи-фю - пальцы рук перекрещиваются.
Пфа-пфо-пфу-пфы - пальцы рук перекрещиваются.
Сфа-сфо-сфу-сфы – упражнение "корзиночка".
3. Дифференциация звуков Ф-Фь.
- Хлопни, если услышишь звук Ф, стукни кулачками, если услышишь звук Фь.
Словарный материал: фабрика, шофёр, фикус, светофор, филин, пуфик, кофта, фен.
4. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом.
а) Измени первый звук в слове:
пара – фара плот – флот
бантик – фантик мишка – фишка
вены – фены вата – фата
норма – форма марш - фарш
Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.
б) Замени третий звук в слове:
Косточка – кофточка каштан – кафтан букет – буфет
Пудик – пуфик - каре –кафе
Лист – лифт арка – арфа
Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку.
5. Дидактическое упражнение "Чудо-дерево". Подбор родственных слов к слову ФОТО.
- Ребята, вы будите сегодня фокусниками и поможете дереву расцвести
Дети называют родственные слова и наклеивают цветок на дерево.
- Как много слов вы придумали. Посмотрите, какое чудо-дерево у нас получилось.
Словарный материал: фотограф, фотокарточка, фоторужьё, фотобумага, фотоальбом, фотовыставка, фотоаппарат, фотомодель.
6. Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
а) Дидактическая игра "Четвертый лишний".
На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер)
- Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдете лишний предмет, обведите его карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы). Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает на изображение фиалки и оно исчезает).
б) Игра "Светофор".
Поиграем в игру Светофор». Лера будет называть звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку.
7. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки.
- Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово:
Ф О С К У
(Буквы написаны на интерактивной доске).
- Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник? (ФОКУС).
На интерактивной доске появляется слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает.
Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему
данного слова. А затем дети выкладывают слово ФОКУС из разрезной азбуки.
Взаимопроверка выполнения задания.
8. Составление распространенных предложений.
- Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения.
Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог.
IV. Рефлексия.
Анализ деятельности детей.
- Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете совершать различные чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками и словами? Какие задания вам понравилось выполнять? Какие задания вызвали затруднения? Дети, чтобы наша встреча с фокусником вам запомнилась, он для каждого приготовил «Веселые кроссворды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».
Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...
Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....
ТЕСТ для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «ЗВУКИ – БУКВЫ»
Тест предназначен для педагогов и родителей детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи. Цель тестирования: закрепление знаний детей по подготовке к обучению грамоте по тем...
Сценарий квеста для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи на тему: «О правах в сказках»
Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленные в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жиз...
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию речи для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи ...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда ...