Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_f-f.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей  подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи

Тема:  Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Обучающие задачи: 

  • закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;
  • упражнять в  характеристике звуков Ф, ФЬ,  соотнесении  звуков с буквой;
  • выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
  • совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог;
  • упражнять в подборе родственных слов.                                                           

Развивающие задачи:

  • развивать навык  звукобуквенного анализа и синтеза;
  • продолжать развивать  фонематический слух и слуховое восприятие;
  • активизировать  зрительное и слуховое внимание;
  • способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать),
  • развивать навыки произвольности поведения.

Воспитательные задачи:

  • развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
  • поощрять доброжелательные взаимоотношения;
  • совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе,

 уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).

Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки (фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, силуэт дерева, 8 цветов на липкой ленте, карточки с предметными картинками, карандаши и кроссворды  на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.,

             Ход занятия:

I.Организационный  момент.

Логопед читает четверостишие:

                  Фокусник во фрак одет,

                  Факел превратил в букет.

На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела,

букета.  

II. Сообщение темы.

 - Какой звук чаще других  слышится в стихотворении? (Звук Ф)

 - Сегодня мы погорим о звуках Ф, ФЬ.

III.Основная часть занятия.

1. Артикуляция звука. Характеристика звуков.

- У фокусника под цилиндром кто-то сидит.

(На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка « ёж»).

- Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф)

- Что при  произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя  

   губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие).

- Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой)

- У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок?  

   (Дети произносят : Фь-Фь-Фь)

 -  Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой)

2. Речевая зарядка с упражнением мелкой моторики рук.

   Фа-фо-фу-фы    -  кисти рук соединены, на каждый слог пальцы рук соединяются.

   Фя-фе-фи-фю    -  пальцы рук перекрещиваются.

   Пфа-пфо-пфу-пфы - пальцы рук перекрещиваются.

   Сфа-сфо-сфу-сфы – упражнение "корзиночка".

3. Дифференциация звуков Ф-Фь.

 -  Хлопни, если услышишь звук Ф, стукни кулачками, если услышишь звук Фь.

Словарный материал: фабрика, шофёр, фикус, светофор, филин, пуфик, кофта, фен.

4. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом.

а)    Измени первый звук в слове:

             пара – фара                               плот – флот

             бантик – фантик                       мишка – фишка

             вены – фены                             вата – фата

             норма – форма                         марш - фарш

Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.

б)    Замени третий звук в слове:

              Косточка – кофточка             каштан – кафтан                 букет – буфет

              Пудик – пуфик -                     каре –кафе

              Лист – лифт                            арка – арфа                  

Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку.

5.  Дидактическое упражнение "Чудо-дерево". Подбор родственных слов к слову ФОТО.

- Ребята, вы будите сегодня фокусниками и поможете дереву расцвести

  Дети называют родственные слова и наклеивают цветок на дерево.

 - Как много слов вы придумали. Посмотрите, какое чудо-дерево у нас получилось.

Словарный материал: фотограф, фотокарточка, фоторужьё, фотобумага, фотоальбом, фотовыставка, фотоаппарат, фотомодель.

6.  Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.

   а)    Дидактическая игра "Четвертый лишний".

На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер)

 -  Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдете лишний предмет, обведите его  карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы).  Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает  на изображение   фиалки и оно исчезает).                      

б)     Игра "Светофор".

    Поиграем в игру Светофор». Лера будет называть  звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку.

7. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки.

 - Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово:

                                                 Ф О С К У

(Буквы написаны на интерактивной доске).

   - Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник?  (ФОКУС).

   На интерактивной доске появляется  слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает.

   Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему

   данного слова. А затем дети выкладывают  слово ФОКУС из разрезной азбуки. 

   Взаимопроверка выполнения  задания.

8. Составление распространенных предложений.

  - Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения.

Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог.

 

IV. Рефлексия.

 Анализ деятельности детей.

 - Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете  совершать различные  чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками  и словами? Какие задания вам понравилось выполнять? Какие задания вызвали затруднения? Дети, чтобы наша встреча с фокусником вам запомнилась, он для каждого приготовил «Веселые кроссворды».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

ТЕСТ для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «ЗВУКИ – БУКВЫ»

Тест предназначен для педагогов и родителей детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи. Цель тестирования: закрепление знаний детей по  подготовке к обучению грамоте по тем...

Сценарий квеста для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи на тему: «О правах в сказках»

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленные в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жиз...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников.  Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда ...