Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. Рассказывание по картине «Птичья столовая».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рогачкова Татьяна Николаевна

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Кто как готовится к зиме». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvitie_rechi_ptichya_stolovaya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»

(развитие речи) в средней группе.

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Кто как готовится к зиме». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о зимующих птицах.

Цель: закрепление знаний о зимующих птицах.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять знания о перелётных и зимующих птицах;
  • Учить различать птиц по внешнему виду.
  1. Развивающие:
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, умение ухаживать за ними зимой.
  1. Речевые:
  • Связная речь: продолжать учить детей следить за своей речью – контролировать умение составлять предложения по плану-схеме, отвечать на вопросы полным ответом.
  • Словарь:

предметный – столовая, синица, снегирь, корм, пропитание.

качественный – зимующие, перелётные, воробьиные, голубиные, птичья.

глагольный – зимовать, добывать, отступают (морозы), мастерить.

  • Грамматика: продолжать учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.
  • Звуковая культура речи: продолжать вырабатывать у детей интонационную выразительность речи – ставить ударение в словах на нужном месте.

Методы и приёмы:

  • Практические: прослушивание пения птиц, физминутка «Воробьи и кот».
  • Наглядные: рассматривание картины «Птичья столовая»; рассматривание дидактических картинок «Птицы»
  • Словесные: беседа; ответы на вопросы; дидактические игры «Сосчитай птиц правильно», «Чей, чья, чьё?»

Материалы: аудиозапись пения птиц; картина «Птичья столовая»; картинки с изображением птиц.

Индивидуальная работа: контролировать правильное произношение всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков).

Предварительная работа: подготовка кормушек и корма для птиц.

Ход занятия

В группе раздаётся пение птиц, воспитатель обращает на это внимание детей.

Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышите – как поют птички? Сегодня немного потеплело, и они радуются, что морозы чуть-чуть отступили, ослабли. А почему птицы не очень любят морозов?

Ответы детей (потому, что им холодно).

Воспитатель: да, вы правы. Зимой птичкам холодно, в сильные морозы они стараются найти себе местечко потеплее – под крышей дома, в ветвях деревьев. А когда морозы чуть-чуть отступают, птицы начинают звонко петь. Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем ещё раз – как поют пернатые жители леса.

Воспитатель включает ещё раз аудиозапись пения птиц, дети рассаживаются на места и слушают пение.

Воспитатель: ребята, а давайте с вами вспомним – как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

Ответы детей (перелётные).

Воспитатель: верно. А какие птицы называются перелётными?

Ответы детей (ласточки, грачи, свиристели, стрижи и т.д.).

Воспитатель: молодцы, много птиц перелётных вспомнили. А как же одним словом назвать птичек, которые остаются здесь на зимовку?

Ответы детей (зимующие).

Воспитатель: правильно. Они остаются у нас на зиму и поэтому называются зимующими. А каких зимующих птиц вы знаете? Называйте мне птичку, а я вам буду показывать картинку этой птицы и вешать её на мольберт.

Дети называют воробья, голубя, дятла и т.д. Воспитатель показывает картинку с изображением этой птицы и вешает на мольберт.

Воспитатель: молодцы, ребята, много птиц перелётных вспомнили. Мальчики и девочки, давайте с вами вспомним – чем же питаются зимующие птицы, ведь зимой нет ни жучков, ни червячков, ни травки.

Ответы детей (ягодами, которые остались на ветвях кустарников и деревьев).

Воспитатель: верно! А ещё как они добывают себе пищу?

Ответы детей (люди развешивают на улицах кормушки и насыпают туда семечки, хлебные крошки, зерно).

Воспитатель: да, правильно. У мня как раз такая картинка даже есть, посмотрите на неё.

Воспитатель вешает на мольберт сюжетную картинку «Птичья столовая».

Воспитатель: посмотрите, ребята, как много птиц прилетело к этой кормушке!

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли

Воробей, снегирь – сосед

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во - вторник, посмотри

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду

А в четверг со всех краев

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу, в воскресенье

Было общее веселье».

Вот как много птиц прилетело в нашу столовую! Ребята, давайте рассмотрим и познакомимся с этими птицами поближе. Я вам сейчас расскажу про одну птичку, которая прилетела к кормушке, а вы так же расскажете про остальных.

Далее воспитатель рассказывает про одну птицу по плану:

  • Что это за птица;
  • Какого цвета у неё перья;
  • Длинный или короткий клюв;
  • Какого цвета лапы;
  • Что эта птица делает на картине.

Воспитатель называет 2-3 детей, которые рассказывают про остальных 2-3 птиц на картинке по плану.

Воспитатель: молодцы, всё правильно рассказали, ребята. А теперь я предлагаю вам игру, которая называется «Сосчитай птиц правильно». У есть картинки с изображением птиц и ещё одна кормушка, вы должны посчитать птиц – должно быть по пять птиц каждого вида. Согласны?

Ответы детей (да, согласны).

Далее проводится игра «Сосчитай птиц правильно». Воспитатель показывает на картинке птиц – каждого вида по пять, а дети должны посчитать (один воробей – два воробья – три воробья – четыре воробья – пять воробьёв и т.д.).

Воспитатель: ух, какие счетоводы! Всё правильно посчитали. А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру «Воробьи и кот».

Физминутка

Проводится подвижная игра «Воробьи и кот».

Воспитатель: ай да воробьи! Ни один коту не попался! Молодцы! Ну давайте ещё посмотрим – кто же прилетел к нашей кормушке.

Воспитатель называет 2-3 детей по очереди, напоминает план рассказа про птиц, выслушивает ответы детей.

Воспитатель: хорошо, всё верно. Теперь я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Чей хвост». Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете.

  • У воробья чьи ноги? (воробьиные);
  • У вороны хвост чей? (вороний);
  • У голубя клюв чей? (голубиный);
  • У снегиря перья чьи? (снегириные).

Воспитатель: молодцы, всё правильно сказали! Ну давайте посмотрим ещё на нашу картинку – что же на ней ещё нарисовано?

Ответы детей (на картине нарисовано, как птицы прилетели к кормушке; на картине изображена зима и т.д.).

Воспитатель: красивая картинка, весёлая – сразу видно, что птицам хорошо у кормушки. Мальчики и девочки, давайте вспомним – как называются птицы, которые не улетают в тёплые страны?

Ответы детей (зимующие).

Воспитатель: верно. Назовите мне зимующих птиц.

Ответы детей (воробей, снегирь, синица, голубь, дятел).

Воспитатель: молодцы! Я предлагаю вам сегодня во время нашей прогулки покормить птиц семенами и крошками. Согласны?

Ответы детей (конечно, согласны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи» в средней группе

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»«Развитие речи» в средней группе...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» ( развитие речи) в средней группе на тему: «Путешествие по сказкам»

Конспект НОД  по образовательной области   «Речевое развитие» ( развитие речи) в средней группе   на тему:  «Путешествие по сказкам»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.

Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...