Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_rechi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности.
Тема «Народная культура и традиции»
«Описание дымковских игрушек»
Рогачкова Татьяна Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
Задачи:
- Образовательные:
- Закрепление знаний о внешнем виде дымковской игрушки;
- Закрепление знаний о цвете и фигурах.
- Развивающие:
- Развивать память, наблюдательность, активность в играх.
- Воспитательные:
- Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать ответы товарищей до конца, не перебивая.
- Речевые:
- Связная речь:
развивать умение вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию, диалогическую речь (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов).
- Словарь:
предметный – барыня, свистулька, игрушка, гончар;
признаки – дымковская, глиняная, разукрашенная;
глагольный – раскрашивать, рассматривать, лепить.
- Грамматика:
активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.
- Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
- Практические:
дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку»; сюрпризный момент (звучание бубенчиков, закличка воспитателя, игра «Что под платочком?»); пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»;
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ дымковских игрушек;
- Словесные: беседа; закличка; загадывание загадок.
Материалы:
Бубенчики; предметные картинки с изображением дымковских игрушек; дымковские игрушки, дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку».
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования – Милолика, Никита Ин., Илья.
Ход занятия
В группе раздаётся звон бубенчиков, воспитатель в костюме русской барыни входит в группу. В руках – поднос, на нём лежат разнообразные дымковские игрушки, накрытые платочком.
Воспитатель:
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пёстрый, радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье,
Всем на удивление!
Подходи, чесной народ –
Тут игрушечка вас ждёт!
Мальчики и девочки, подходите, скорее ко мне, парочками становитесь, выбирайте себе под платочком сюрприз и садитесь на свои места, ставьте перед собой на середину игрушку. Сейчас рассмотрим – кому и что досталось.
Дети подходит к воспитателю парой, выбирают себе игрушку, садятся попарно на места.
Воспитатель: вот это красота у вас на столах! Загляденье просто! Мальчики и девочки, а вы знаете – как называются эти игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Это дымковские игрушки. В старину не все люди могли купить игрушки для детей. А ребятам во все времена хочется играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву»! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а некоторые игрушки лепили из глины. И вот в одном селе придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской. А кто из вас знает – как называется профессия человека, который изготавливает предметы из глины?
Ответы детей.
Её делали гончары – это люди, которые занимались изготовлением предметов из глины. Потом эту игрушку ставили в очень горячую печь и пропекали, где игрушка становилась твёрдой. Ну и какая игрушка без украшений? Раскрашивали изделия из глины девушки и женщины. Сначала покрывали белой краской, а затем украшали разноцветные узорами. Какие узоры есть у наших дымковских игрушек?
Ответы детей (кружочки, завитушки, клеточки).
Воспитатель: да, всё верно! Молодцы! Ребята, а какие вы ещё знаете игрушки, которыми играли наши бабушки?
Ответы детей (куклы, лошадки, матрёшки).
Воспитатель: точно! Я вам предлагаю немного поиграть и собрать матрёшку из деталей пазлов.
Проводится игра «Собери матрёшку из частей».
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами вернёмся к нашим дымковским игрушкам. Я вам хочу рассказать – какая игрушка есть у меня, как она называется, из чего сделана и как украшена. Вы меня послушаете, а потом я хочу послушать вас – какая игрушка досталась вашей парочке.
Воспитатель словесно описывает игрушку, затем предлагает сделать то же самое детям (рассказывают 2-3 пары детей). План – описание:
- Что это за игрушка (это дымковская игрушка лошадка, барыня, козлик и т.д.);
- Сделана игрушка из глины;
- Украшена она клеточками и кружочками (линиями, листочками, точками и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Проводится пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»
Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти),
Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),
За работу принялись. ("закатываем рукава")
Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)
Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали. (ручки «танцуют»)
Воспитатель: Ну теперь мы отдохнули. Давайте вспомним – о чём же мы с вами рассказывали?
Ответы детей. Про свои игрушки рассказывают ещё 2-3 пары. Затем воспитатель предлагает детям игру «Найди такую же игрушку». Дети играют. В конце занятия все вместе вспоминают про дымковскую игрушку – из чего сделана, как называется профессия человека, который делает предметы из глины, как и чем украшают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема «Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с кукл
Задачи:1. Образовательные:...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) в подготовительной группе. Составление рассказа. "Мой друг"
НОД по развитию речи по теме "Мой друг". Тема недели: "День народного единтсва". Мнемотаблица прилагается....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: "Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского – страну Лимпо - Ландию".
Обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.
Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...