Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рогачкова Татьяна Николаевна

НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvitie_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции»

«Описание дымковских игрушек»

Рогачкова Татьяна Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закрепление знаний о внешнем виде дымковской игрушки;
  • Закрепление знаний о цвете и фигурах.
  1. Развивающие:
  • Развивать память, наблюдательность, активность в играх.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать ответы товарищей до конца, не перебивая.
  1. Речевые:
  • Связная речь:

развивать умение вслушиваться в обращенную речь и выполнять словесную инструкцию, диалогическую речь (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов).

  • Словарь:

предметный – барыня, свистулька, игрушка, гончар;

признаки – дымковская, глиняная, разукрашенная;

глагольный – раскрашивать, рассматривать, лепить.

  • Грамматика:

активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.

  • Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

Методы и приёмы:

  • Практические:

дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку»; сюрпризный момент (звучание бубенчиков, закличка воспитателя, игра «Что под платочком?»); пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»;

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ дымковских игрушек;
  • Словесные: беседа; закличка; загадывание загадок.

Материалы:

Бубенчики; предметные картинки с изображением дымковских игрушек; дымковские игрушки, дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди такую же игрушку».

Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования – Милолика, Никита Ин., Илья.

Ход занятия

В группе раздаётся звон бубенчиков, воспитатель в костюме русской барыни входит в группу. В руках – поднос, на нём лежат разнообразные дымковские игрушки, накрытые платочком.

Воспитатель:

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пёстрый, радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье,

Всем на удивление!

Подходи, чесной народ –

Тут игрушечка вас ждёт!

Мальчики и девочки, подходите, скорее ко мне, парочками становитесь, выбирайте себе под платочком сюрприз и садитесь на свои места, ставьте перед собой на середину игрушку. Сейчас рассмотрим – кому и что досталось.

Дети подходит к воспитателю парой, выбирают себе игрушку, садятся попарно на места.

Воспитатель: вот это красота у вас на столах! Загляденье просто! Мальчики и девочки, а вы знаете – как называются эти игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Это дымковские игрушки. В старину не все люди могли купить игрушки для детей. А ребятам во все времена хочется играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву»! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а некоторые игрушки лепили из глины. И вот в одном селе придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской. А кто из вас знает – как называется профессия человека, который изготавливает предметы из глины?

Ответы детей.

Её делали гончары – это люди, которые занимались изготовлением предметов из глины. Потом эту игрушку ставили в очень горячую печь и пропекали, где игрушка становилась твёрдой. Ну и какая игрушка без украшений? Раскрашивали изделия из глины девушки и женщины. Сначала покрывали белой краской, а затем украшали разноцветные узорами. Какие узоры есть у наших дымковских игрушек?

Ответы детей (кружочки, завитушки, клеточки).

Воспитатель: да, всё верно! Молодцы! Ребята, а какие вы ещё знаете игрушки, которыми играли наши бабушки?

Ответы детей (куклы, лошадки, матрёшки).

Воспитатель: точно! Я вам предлагаю немного поиграть и собрать матрёшку из деталей пазлов.

Проводится игра «Собери матрёшку из частей».

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами вернёмся к нашим дымковским игрушкам. Я вам хочу рассказать – какая игрушка есть у меня, как она называется, из чего сделана и как украшена. Вы меня послушаете, а потом я хочу послушать вас – какая игрушка досталась вашей парочке.

Воспитатель словесно описывает игрушку, затем предлагает сделать то же самое детям (рассказывают 2-3 пары детей). План – описание:

  • Что это за игрушка (это дымковская игрушка лошадка, барыня, козлик и т.д.);
  • Сделана игрушка из глины;
  • Украшена она клеточками и кружочками (линиями, листочками, точками и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам немного поиграть.

Проводится пальчиковая игра «Утром пальчики проснулись»

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

За работу принялись. ("закатываем рукава")

Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали. (ручки «танцуют»)

Воспитатель: Ну теперь мы отдохнули. Давайте вспомним – о чём же мы с вами рассказывали?

Ответы детей. Про свои игрушки рассказывают ещё 2-3 пары. Затем воспитатель предлагает детям игру «Найди такую же игрушку». Дети играют. В конце занятия все вместе вспоминают про дымковскую игрушку – из чего сделана, как называется профессия человека, который делает предметы из глины, как и чем украшают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Что мы знаем о цветах» Используемые образовательные технологии:Информационно-коммуникативные технологии...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.

Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...