«Использование речевых игр с движениями для активизации и обогащения словаря детей логопедической группы»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя МБДОУ №14 «Светлячок»
Гостениной Ольги Николаевны
по теме:
«Использование речевых игр с движениями для активизации и обогащения словаря детей логопедической группы»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по активизации и обогащению словаря детей логопедической группы.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику словарной работы с детьми, имеющих нарушения речи.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе речевых игр с движениями.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по развитию словаря у воспитанников.
- Создать условия для активизации и обогащения словаря детей в игровой деятельности, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников с нарушениями речи.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации и обогащения словаря детей дошкольного возраста в процессе речевых игр с движениями.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по активизации и обогащению словаря детей логопедической группы.
- Разработан проект по активизации и обогащению словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
- Разработан учебно-методический комплект, направленный на коррекцию и профилактику речевых нарушений, а также на активизацию и обогащение словаря дошкольников: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей здоровья.
Для воспитанников:
- Ребенок имеет богатый словарный запас, достаточный для того, чтобы выражать свои мысли и желания.
- Ребенок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
- У ребенка развито умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением.
- У ребенка сформированы инициатива и самостоятельность в различных речевых играх с движением.
- У ребенка сформированы предпосылки грамотности.
План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
- Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам активизации и обогащения словаря детей с нарушениями речи | |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия:
- изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию детей с нарушениями речи: 1) Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В.Секачев, 2007; 2) Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика.- М.: Астрель, 2010. - изучить и осуществить выбор речевых игр с движениями с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы: 1) Гуськова А.А. 2) Скворцова И. Логопедические игры. – М: Олма Медиа Групп, 2013; 3) Омельченко Л. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М: Гном, 2015. 4) Ушакова О.С. Скажем правильно. Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. – М: Сфера, 2017. - разработать речевые двигательные игры на основании методических пособий: 1) Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012; 2) Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016; 3) Буйко В.И. Учимся красиво говорить. Речевые зарядки, чистоговорки. 3-7 лет. – М: Литур, 2016. | |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий: - картотеку «Игры с использованием народного фольклора, направленные на активизацию и обогащение словаря»; - сенсорные игры, направленные на коррекцию и профилактику речевых нарушений: «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит?», «Угадай, кто позвал?», «Волшебные картинки» и др.; - сюжетно-ролевые игры «Поездка в автобусе», «В магазине», «Телефон» и др.; - дидактические игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию словаря: «Покажи и назови картинку», «Глухой телефон», «Эхо», «Подбери слово», «Придумай предложение со словами» «Кто больше назовет слов», «Цепочка слов» и др.; - игровые обучающие ситуации «Как мы провели праздник», «Что мы видели на экскурсии», «Мой лучший друг», «Как мы заботимся о малышах» и др.; - подвижные речевые игры «Цепи кованые», «Краски», «Гуси-гуси», «Эстафета», «У медведя во бору» и др.; - развивающие игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Скажи иначе», «А если бы …» и др.; - театрализованные игры-спектакли «Как цыпленок хотел вырасти большим», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Репка» и др.; - конспекты НОД «Волшебные словечки», «Разговор по телефону» и др.; - развлечения, праздники «В гостях у Азбуки», «Вежливые слова»; - рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Развивающие игры с картинками для активизации словаря», «Роль сюжетно-ролевой игры для обогащения словарного запаса у детей» и др.; - буклеты, папки-передвижки «Коррекция речи детей с ОНР посредством игр с движениями», «Развивающие игры для детей на кухне». | |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проекта по активизации и обогащению словаря детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности: «Раз словечко, два словечко»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
- Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для детей с нарушениями речи | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Речевые игры», «Учимся говорить»; - развлечений и досугов «Скоро в школу», «Книжкин праздник» и др.; - мастер-классов «Развивающие речевые игры», «Пальчиковая гимнастика»; - собраний в клубе «Родительская школа». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с СОШ: «В гостях у школы», «Первоклассники», - с библиотекой: «Мир удивительных историй», «Книжкина неделя», «Учимся читать»; - со школой искусств: «Путешествие в мир музыки и слов», «Музыкально-литературная гостиная». |
3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные следопыты», «Играем в театр», «Юные поэты», «Здравствуй, книжка»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным речевым играм; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме; - пополнение аудиотеки и видеотеки по речевому развитию дошкольников. |
4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проекта «Раз словечко, два словечко»; - презентаций «Развитие речевой активности дошкольников посредством игровой деятельности», «Дидактические игры по обогащению словаря детей с ОНР»; - выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи и обогащения словаря у детей дошкольного возраста», «Организация речевой предметно-пространственной среды в группе»; - проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Активизация словаря детей с нарушениями речи посредством сочинения сказок», «Эффективные методы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей». |
Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Буйко В.И. Учимся красиво говорить. Речевые зарядки, чистоговорки. 3-7 лет. – М: Литур, 2016.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи Издательство: Учитель, 2014.
- Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016.
- Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
- Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.: Речевое развитие детей 2-8 лет. Методики. Учебно-игровые материалы. – М.: Каро, 2013.
- Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика.- М.: Астрель, 2010.
- Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
- Омельченко Л. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М: Гном, 2015.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В.Секачев, 2007.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
- Скворцова И. Логопедические игры. – М: Олма Медиа Групп, 2013.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- ТРИЗ-технология И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И.Н. «Сказка, отворись». http://www.trizminsk.org
- Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.
- Ушакова О.С. Скажем правильно. Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. – М: Сфера, 2017.
- Цветкова Т.: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
- Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения / Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. № 8, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи и обогащение словаря у детей логопедической группы на занятиях по развитию речи»
развитие речи...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...
План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".
Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...
Активизация обогащение словаря детей
Развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли....
Самореализация « Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через
*« Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через...
Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста
Представленный материал будет интересен для логопедов и музыкальных руководителей логопедических групп....