Самореализация « Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoreolizatsiya_aktivizatsiya_slovarya_detey_3-4_let_2.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Милюшкина Наталья Александровна - Воспитатель группы № 6 « Золотая рыбка » МАДОУ д /с №202
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников М. Академия, 2000-400с. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М.,2004. 3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» – М., 1991г. 4. Жуковская Р.И. «Игра и ее педагогическое значение» – М., 1975г. 5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя» –М.,1981г. 6. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» –М., 1982г. 7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. 2001г. 8. Ушакова О.С. Методика развития речи дошкольников.2008г. 9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» – М.,1988г. 10. http : // www . volgasadik . ru / Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Литература
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств) и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Бедность словаря мешает полноценному общению, а , следовательно, и общему развитию ребенка. Актуальность
Чем богаче словарный запас, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря: закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих . Актуальность
« Речь – это творческая интеллектуальная деятельность, это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык ». Е.С.Слепович
- Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр. - Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. - Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста. - Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. Цель :
Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник и т.д.), особенности поверхности (гладкая, пушистая и т.д.), некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов). - Обращать внимание на сходные по значению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет), учить находить между ними сходство и различие. - Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, овощи, фрукты, мебель, птицы и т.д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных и т.д.). Задачи :
Предполагаемый результат : Расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со сверстниками и взрослыми. .
Игры, способствующие количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения: «Лото», «Чудесный мешочек», «Отгадай и назови», «Назови части по картинкам», «Что забыл нарисовать художник» и т.д. Рассматривание предметных картинок для обогощения словарного запаса: «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Транспорт», «Мебель», «Животные и их детеныши», «Профессии». Игры, способствующие усвоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов: «Догадайся», «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Магазин», «Что лишнее» и т.д. Формы работы
. Игры, способствующие формированию у детей глагольного словаря: «Покажи и объясни», «Кто что умеет делать», «Узнай животное по действиям» и т.д. . Игры по обогащению словаря словами признаками (прилагательными): «Какая? Какой? Какие?», «Угощаем соком», «Подумай и договори», «Веселый карандаш» и т.д. . Игры по ознакомлению детей с антонимами и синонимами: «Скажи наоборот», «Подбери картинку неприятель», «Закончи предложение словом – неприятелем» и т.д. . Игры по обогащению словаря детей родственными словами: «Придумаем слова родственники», «Найди лишнее слово», «Один и много» и т.д. . Учить детей понимать значение сложных слов в играх. . Учить детей понимать значение многозначных слов. . Инсценировка знакомых сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».
. Самостоятельные игры с игрушками. . Пальчиковые игры : (стимулирование речевого развития, повышение работоспособности коры головного мозга). . Использование наглядно – дидактических пособий: (формирование фразовой речи). . Использование малых форм фольклора. . Рассказывание знакомых сказок, разучивание стихотворений. . Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в д /с для формирования речи: Консультация «Речь детей 3-4 лет», «Учим ребенка общаться». . Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. .
Данные мониторинга, полученного в начале учебного года, показали средний уровень словарного запаса детей 3-4 лет.
Проводя дидактические игры во время занятий, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, дети расширяли свои знания и представления об окружающем мире, что привело к повышению уровня развития словаря, о чем свидетельствуют данные, полученные в ходе мониторинга, проведенного в мае 2016г. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей. Так, все дети правильно называли предъявляемые им предметы, точнее и увереннее называли части предметов. Стали больше использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.
Поиграем в сказку
Доктор На уколы ! На уколы ! Собирайся, ребятня ! Вы не бойтесь ! Я не больно – Ведь хороший доктор я. Поднимите-ка рубашки, Я послушаю живот. Ой-ой-ой ! Урчит там что-то, Срочно выпейте компот.
Учимся играя
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу
Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...
Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...
Педагогический проект: Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов
Педагогический проект "Формирование и самореализация творческих способностей детей в области «музыка» посредством проведения фестиваля талантов" разработан с целью развития творческого потенциала ребё...
"Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"
Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...
"Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"
Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
Самореализация детей раннего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности.
Театральная деятельность представлена в раннем возрасте кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на 2 группы: режиссерские игры и игры драматизации.Кукольный театр – искусство син...