План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Ильницкая Анна Владимировна

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.

Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соответственно возрасту и развития словаря, т.е. количественного и качественного накопления слов, освоения их социального опыта, закрепление значений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2013-2014 уч. год педагога Ильницкой А.В.

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.

Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соответственно возрасту и развития словаря, т.е. количественного и качественного накопления слов, освоения их социального опыта, закрепление значений.

Задачи: разработать перспективный план работы с детьми и родителями, изучить психолого-педагогическую литературу по теме и опыт работы других педагогов, изготовить пособия для словарной работы и системы работы по ним.

Месяц

Методическая литература

Оснащение педагогического процесса

Практическая работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Методическая помощь

Сентябрь

  1. О.С. Ушакова, Е.М. Струнова «Развитие речи детей 3-4 лет»;
  2. Н.Н. Беляковская, Н.Ш. Макарова «Речевое развитие детей»;
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений»;
  4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада»;
  5. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада». -- М., 1999.
  6. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить». - М., 1998
  7. Логинова В.И. «Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста» Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984
  8. Бородич А.М, «Методика развития речи детей»;
  9. Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»;
  10. Гвоздев, А.Н. «Вопросы изучения детской речи»;
  11. Пиаже, Ж. «Речь и мышление ребенка»;
  12. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада»(О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина);
  13.  Чуковский К.И Обучение грамоте в детском саду Чуковский, К.И. «От двух до пяти…»;
  14. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». / Под ред. В.В. Гербовой;
  15. Носенко Н.П. «Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах).

Учебно-наглядные пособия:

  • Картины
  • Игрушки
  • Плакаты
  • Худ.литература (проза, стихи; загадки, поговорки, пословицы, потешки…);
  • Кукольный театр;
  • Альбомы с фотографиями детей «Я», «Моя семья»;
  • Картинки с изображением человека (части тела, органы чувств, их назначение);
  • Наборы картинок и фотографий улицы города, профессии, животные и их детеныши (домашние и дикие), птицы, рыбы, растения, времена года;
  • Наборы предметов из различных материалов (бумага, дерево, резина, пластмасса);
  • Картинки со сходными по назначению предметами (стул-табурет, шуба-пальто);
  • Игры-вкладыши с предметами одежды, обуви, посуды, мебели, игрушек для уточнения названия их частей, деталей.

Чтение программной художественной литературы

Консультация по подбору методической литературы

Октябрь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Осень». Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, городе; отгадывание загадок про овощи, фрукты, грибы, ягоды; рассматривание картин с сельскохозяйственной техникой, домашними и дикими животными и птицами.

Ноябрь

Изготовление игры «Имя признака» по ТРИЗ технологии.

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Моя семья». Рассматривание картин по теме «Человек. Части тела». Уточнение и закрепление в словаре названий предметов личной гигиены, наблюдение за использованием этих предметов в режимных процессах в ДОУ.

Беседа о семье, членах семьи и выполняемых ими функциях на НОД по ознакомлению с окружающим.

Чтение художественной литературы по программе

Консультация для родителей «Как рассказывать сказки детям».

Консультация методиста по изготовлению  пособий по ТРИЗ.

Декабрь

Изготовление «Волшебной дорожки»

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зима».Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей. Рассматривание картин с лесными зверями и птицами зимой. Рассматривание воды и льда при экспериментировании с ними. Отмечать красоту зимней природы на прогулках. Показ презентации в группе «Там, где всегда зима» (Арктика, Антарктида).

Чтение художественной литературы по программе

Круглый стол для родителей «Активизация и обогащение словаря детей 4 года жизни».

Привлечение родителей к оформлению презентации «Там, где всегда зима».

Январь

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Зимние забавы». Подвижные игры на улице с использованием санок, ледянок, лыж. Катание с горки, игра в снежки, лепка снеговика. Уточнение и закрепление в словаре слов, обозначающих свойства и качества снега и льда.

Чтение художественной литературы по программе

Февраль

Подобрать картинки по теме «Профессии».

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Профессии».Презентация  «Все профессии важны». Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение на прогулках за работой дворника. Беседы о работе воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя. Заучивание стихов, чтение художественной литературы по программе. Рассматривание картин и беседы о работе парикмахера, шофера, водителя автобуса, пожарного, строителя. Сюжетно-ролевые игры на эту тематику.

Привлечь родителей к оформлению презентации «Все профессии важны».

Помощь в подготовке к проведению открытого НОД.

Март

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Весна». Наблюдения за сезонными изменениями в природе, одежде людей, на участке ДОУ. Рассматривание картин с домашними и дикими животными; беседа об особенностях поведения лесных зверей и птиц весной.

Наблюдение за комнатными растениями (фикус, герань).

Чтение художественной литературы по программе.

Апрель

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Мой дом, мой город». Рассматривание картин и предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, мебель, одежда, спальные принадлежности. Рассматривание открыток, фотографий Сарова, беседы о родном городе. Называние с детьми объектов инфраструктуры (магазин, поликлиника, больница).

Совместное составление детьми и родителями мини-рассказа «Дом, в котором мы живем».

Май

Словарная работа с детьми в рамках лексической темы «Безопасность». Развлечение по ППД. Уточнение и закрепление в словаре слов, связанных с элементарными правилами ППД, правилами поведения в автобусе, правилами поведения в природе. Наблюдения за изменениями в одежде людей по сезону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

"Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

В данной статье Вы узнаете: рекомендации по развитию и  обогащению словаря детей 3-го года жизни...

Методическая разработка "Авторские загадки как средство обогащения словаря детей 5-го года жизни"

   Дети 5-ого года жизни проявляют ярко выраженную реакцию на тексты загадок, интерес к словам, стремление неоднократно воспроизводить их....

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....