«Фольклор, как средство активизации речи и обогащения словаря детей раннего возраста»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. В последние годы значительно возросло количество детей данного возраста с речевыми нарушениями, а как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Темой педагогической идеи мною выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы. Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи должна начинаться в самом раннем возрасте. Эффективная и своевременная профилактика речевых нарушений будет способствует их предотвращению в дошкольном возрасте.
Анализ опыта В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С. Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Цель : Выявить оптимальные условия развития речи детей раннего возраста средствами фольклора Задачи: Изучить литературу по вопросу речевого развития детей раннего возраста Определить уровень речевого развития детей Создать соответствующей развивающей среды, способствующей развитию речи. Познакомить детей с малыми формами фольклора. определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения; Провести профилактическую работу с детьми по активизации речи и обогащения словаря с с помощью фольклорных произведений. проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы; Разработать методические рекомендации педагогам и родителям
Новизна проекта Новизна проекта состоит в том, что в нём предлагается комплексная система профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также различ ные формы организации обучения педагогов и просвещение родителей
Участники проекта
Сроки реализации проекта Проект был реализован в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №38 в рамках оказания профилактической помощи детям раннего возраста в 2012 – 2013 учебном году
Этапы реализации проекта :
Ожидаемые результаты Значительное повышение уровня речевого развития детей раннего возраста при использовании малых форм фольклора Разработка сборника малых фольклорных жанров устного народного творчества. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по развитию речи у детей 2-3 лет. Подготовка методических рекомендаций для педагогов и пособий по проблеме. Презентация-отчет на педагогическом совете по изученной проблеме
Подготовительный этап Цель: Выявление начального уровня состояния речи детей, подготовка к основному этапу работы. Методы : Изучение анамнестических данных детей; Подбор и анализ методической и педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта. Организация взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями детей; Разработка комплексного перспективного плана совместной работы; Подбор дидактических игр на обогащение словаря и развитие мелкой моторики с использованием фольклорного материала; Подбор упражнений и игр для использования в системе занятий с педагогами-специалистами Подбор диагностического инструментария по теме для отслеживания уровня речевого развития. Составление анкет для родителей по проблеме исследования
Основной этап Цель: Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросам профилактики речевых нарушений, профилактическая работа с детьми. Методы: Работа в соответствии с тематическим планированием; Совместная деятельность воспитателя, специалистов и детей по заучиванию и использованию фольклорного материала в разных режимных моментах; Взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта.
Заключительный этап Цель: Проведение комплексного анализа результатов и определение эффективности работы проекта. Оформление результатов, обобщение опыта. Методы: Анкетирование родителей; Повторная диагностика
Уровень речевого развития Сентябрь 2012 год Май 2013 год
Выводы Результаты работы доказывают, что систематическое использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает чувство ритма, звукопроизношение Диагностическое обследование показало: дети понимают несложный рассказ по картинке, отвечают на простые вопросы, могут повторить за взрослым двустишие и даже четырехстишие, строят сложные предложения, легко общаются друг с другом. Таким образом, развитие активной речи и обогащение словаря детей раннего возраста посредством устного народного творчества, является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка раннего возраста.
Распространение опыта Опыт работы обобщен и распространен на базе ДОУ Публикация статьи «Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста» Участие в международной научно-практической конференции « Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации» Участие в работе регионального интернет - сообщества педагогов ДОУ
Перспектива в реализации проекта Обобщение опыта работы на методическом объединении
Информационные ресурсы Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор» - Иркутск - 1930 Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ... » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г. Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53 http://www.pedib.ru/ http://logopediya.com /doskoli/stimyliaziarasvitiarechu.php http://www.logoburg.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фольклор как средство формирования познавательно - речевой активности у детей раннего возраста»
Проект по самообразование...
Развитие активного словаря детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
Реализация коммуникативной компетентности в раннем дошкольном возрасте достигается путем развития звуковой культуры речи, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи. Для...
Проект "Роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста"
Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средс...
Консультация в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста"
Формы общения родителей с ребёнком и как они влияют на развитие речи самого ребёнка...
Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста
В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....
Статья на тему "Сказки и их особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста"
Сказки имеют особое значение для обогащения словаря детей раннего возраста....
Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей раннего возраста
Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей раннего возраста...