Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи. Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Железнякова Ольга Александровна

Цель: 

- повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода  в речевом развитии старших  дошкольников.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_1.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 52

Колпинского  района Санкт-Петербурга

Семинар-практикум

для воспитателей по развитию речи.

 Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода

 в речевом развитии дошкольников».

Подготовила и провела:  Железнякова О.А.

Воспитатель старшей группы «Б»

Санкт-Петербург, Колпино

2017 г.

«ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии старших дошкольников

Цель: 

- повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода  в речевом развитии старших  дошкольников.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

  1. Программные задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
  2. Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают. Предположения вслух.
  3. Обсуждение методов развития речи детей : (один из них ребенок должен слышать правильную речь воспитателя)
  1. Программные задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (Слайд № 2)

Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования

  • Владение речью, как средством общения и культуры;

  • Обогащение активного словаря;

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • Развитие речевого творчества;

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблемный подход в осуществлении образовательной деятельности важен во всех областях, но мы сегодня конкретно остановимся на речевом развитии, так как развитие детской речи – один из важных аспектов.

            Речевой коллоквиум «Быстрый ответ»

  1. Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
  2. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи ? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  3. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  4. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  7. Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
  8. Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
  9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
  10. Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т.д.)

  1. Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают?

                 Дошкольный возраст является благоприятным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.   Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

(Слайд №3)

В речи педагогов наиболее распространены такие ошибки, как:

-торопливость и невнятность

-монотонность

-излишнее повышение или понижение голоса

-нарушение звукопроизношения

-слова-паразиты

-неправильная постановка ударения

-злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

(Слайд №4)

Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:

-односложность

-бедность

-отсутствие навыков культуры речи

-плохая дикции

(Слайд №5)

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  1. Правильность 
  2. Точность 
  3. Логичность 
  4. Чистота 
  5. Выразительность 
  6. Богатство 
  7. Уместность

(Слайд №6)

Виды деятельности для развития связной речи детей:

-образовательная деятельность

-самостоятельная деятельность детей

-взаимодействие с семьями воспитанников

-живое общение со взрослы

3. Обсуждение методов развития речи детей : (один из них ребенок должен слышать правильную речь воспитателя)

Методы речевого развития детей

  1. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

  1. Метод использование технологий  проблемного подхода в развитии речи детей (Кейс-технологии).

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Главная особенность этих  технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия.

    При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора.

   Кейс-технология (или метод анализа конкретных ситуаций) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.

   Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что она используется для описания конкретных ситуаций или случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, а затем предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, таким образом, реализуется компетентностный подход.

   Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

   Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.

   Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

   К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:

• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

   В дошкольном образовании в качестве методов кейс-технологии используют: метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование.

(Слайд №7)

(Пример кейс-иллюстрации в презентации.) Чаще всего в работе с детьми я применяю технологию «Фото-кейс» и «кейс-иллюстрации». Данные технологии актуальны, потому что дают возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

  • фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
  • текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
  • текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.

Первый этап: подготовительный.

Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией, иллюстрацией). Фиксирую их внимание. Создается определённое отношение к ситуации.

На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания, делают выводы, озвучивают решение проблемы.

Данную технологию целесообразно использовать в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.

Практическое задание для педагогов:

(Делимся условно на 2 команды, работа с «кейсами».)

  1. Команда: «Кейс иллюстрация».
  2. Команда: «Фото-кейс».

Алгоритм работы

 - Знакомство с ситуацией.

 - Выделение проблемы

 - Поиск решения проблемы

 - Принятие решения, формулировка ответа

 - Озвучивание решения проблемы, вывод.

 

Кейс-ситуация: поделить поровну 2 яблока - 2 человека. Но яблоко одно большое, другое маленькое.

  1. Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания. Так же эффективны совместные мероприятия родителей с детьми: мастерклассы, круглые столы, семейные соревнования.

 (Слайд №8) 

Ну и, конечно же, все методы, средства и способы развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Консультация для воспитателей на тему: «Реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЦельВыявить, теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи• Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе• Проа...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Консультация для воспитателей « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».

С помощью данной консультации можно уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;способствовать формированию професс...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....