Консультация для воспитателей « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».
консультация

Рандымова Лидия Ивановна

С помощью данной консультации можно уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_randymovoy_li.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Оленёнок» с.Казым»

Консультация  для воспитателей

  « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода

 в речевом развитии дошкольников».

Подготовила:

воспитатель Рандымова Л.И.

с.Казым, 2020 год

Консультация для воспитателей «ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии старших дошкольников

Цель. Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода в речевом развитии старших дошкольников.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

  1. Программные задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • Владение речью, как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблемный подход в осуществлении образовательной деятельности важен во всех областях, но мы сегодня конкретно остановимся на речевом развитии, так как развитие детской речи – один из важных аспектов.

            Речевой коллоквиум «Быстрый ответ»

  1. Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
  2. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи ? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  3. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  4. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  7. Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
  8. Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
  9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
  10. Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т.д.)

  1. Речевые проблемы воспитанников ДОУ, отчего они возникают?

Дошкольный возраст является благоприятным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.   Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В речи педагогов наиболее распространены такие ошибки, как:

- торопливость и невнятность;

- монотонность;

- излишнее повышение или понижение голоса;

- нарушение звукопроизношения;

- слова-паразиты;

- неправильная постановка ударения;

- злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 

Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:

- односложность;

- бедность;

- отсутствие навыков культуры речи;

- плохая дикция.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  1. Правильность
  2. Точность 
  3. Логичность 
  4. Чистота 
  5. Выразительность 
  6. Богатство 
  7. Уместность

Виды деятельности для развития связной речи детей:

- образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- живое общение со взрослым.

3. Обсуждение методов развития речи детей: (один из них ребенок должен слышать правильную речь воспитателя)

Методы речевого развития детей

  1. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

  1. Метод использование технологий  проблемного подхода в развитии речи детей (Кейс - технологии).

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Главная особенность этих  технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия.

    При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора).

   Кейс-технология (или метод анализа конкретных ситуаций) - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.

   Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что она используется для описания конкретных ситуаций или случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, а затем предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, таким образом, реализуется компетентностный подход.

   Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

   Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.

   Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

   К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:

• метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; фото-кейсы; кейс иллюстрации);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

   В дошкольном образовании в качестве методов кейс-технологии используют: метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование.

Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс» и «кейс-иллюстрации». Данные технологии актуальны, потому что дают возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

  • фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
  • текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
  • текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Используя данную технологию, соблюдают этапы, планируя свою работу с детьми.

Первый этап: подготовительный.

Начинают знакомить детей с ситуацией (фотографией, иллюстрацией). Фиксирую их внимание. Создается определённое отношение к ситуации.

На втором этапе  дети совместно с педагогом выделяют проблему. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

На третьем этапе  активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Четвертый этап: (анализ принятия решения) вовлекать детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом оценочно-рефлексивном этапе  воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания, делают выводы, озвучивают решение проблемы.

Данную технологию целесообразно использовать в рамках комплексно-тематического планирования как часть совместной деятельности воспитанника и воспитателя.

Практическое задание для педагогов:

(Делимся условно на 2 команды, работа с «кейсами».)

  1. Команда: «Кейс иллюстрация».
  2. Команда: «Фото-кейс».

Алгоритм работы

 - Знакомство с ситуацией.

 - Выделение проблемы

 - Поиск решения проблемы

 - Принятие решения, формулировка ответа

 - Озвучивание решения проблемы, вывод.

 

Кейс-ситуация: поделить поровну 2 яблока - 2 человека. Но яблоко одно большое, другое маленькое.

  1. Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания. Так же эффективны совместные мероприятия родителей с детьми: мастер-классы, круглые столы, семейные соревнования.

Ну и, конечно же, все методы, средства и способы развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Источник: Интернет

Ссылка: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/06/28/seminar-praktikum-dlya-vospitateley-po-razvitiyu-rechi-tema


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи. Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода  в речевом развитии старших  дошкольников.Задачи:- уточнить и закрепить знания ...

Консультация для воспитателей на тему: «Реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЦельВыявить, теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи• Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе• Проа...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

  Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...