Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образования сложных слов, образования прилагательных и составления предложений приведены примеры карточек с картинками , с помощью которых ребенок легко усваивает материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 605.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Я хочу представить вам свой опыт работы «Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития детей».
Одна из основных задач в работе с детьми – это развитие речи. Для формирования интереса к развитию речи я использую новейшие технологии, такие как моделирование, коллажи, мнемотаблицы, ТРИЗ.
Сейчас я хочу поделиться с вами опытом своей работы по формированию грамматического строя речи, по овладению детьми способами образования сложных слов с использованием технологии моделирования. Для этого я придумала игру «Сложи слово», которая помогла понять, что сложные слова состоят из двух простых слов.
Давайте поиграем:
Хлеб + печь хлебопечь
Автомобиль + кран автокран
Мясо + топор мясорубка и т.д.
Ещё хочу показать вам, как мы развиваем связную речь, используя технологию моделирования. При составлении предложения мы пользуемся схемой. Мы договорились с детьми, что:
- это слова, которые отвечают на вопросы: кто? или что?
- это слова, которые отвечают на вопросы: что делает предмет? (ходит, летает, бегает)
- это слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какие?
- это куб, им мы обозначаем маленькие слова (предлоги).
Я предлагаю детям схему предложения и прошу составить предложение:
Мальчик пошёл в зимний лес
Детям намного легче составлять предложения по схеме и проявлять свое творчество.
Также нам эта технология помогает показать образование прилагательных.
Детям достаточно сложно использовать в своей речи прилагательные, обозначающие более тонкое название цвета. Чаще в описательном рассказе звучат стандартные названия: жёлтый, зеленый, синий. А эта игра помогает
освоить оттенки основных цветов. Детям предлагается придумать слово, отвечающее на вопросы: какой? какая? какие?
Лимон лимонный
Шоколад шоколадный и т.д.
Ещё одна технология, которую я использую – это ТРИЗ.
Напомню, что ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. В процессе дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи.
Один из методов ТРИЗа – это синектика – это метод аналогий. Данная технология помогает осваивать задачу развития связной речи, умение составлять описательные рассказы. Аналогии бывают разные и детям очень нравится подбирать их. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.
|
|
|
|
Аналогия по форме:
Река – лента, змея, ремень
Солнце – блины, тарелка, мяч
|
|
|
|
Аналогия по цвету:
Синий – небо, река, василёк
Желтый – солнце, репка, одуванчик
Зелёный – трава, кузнечик, огурец
Аналогия по материалу:
Нож – сталь
игрушка - пластмасса
стол – дерево
стакан – стекло
Аналогия по функции:
Нора – дом – улей – гнездо
Магазин – ларёк, супермаркет, рынок
Карслон – летает
Ветер – вентилятор
Трактор – лошадь
Бритва – коса
|
Общая аналогия:
Река – лодка – камыш – пароход
Лев – грузовик – кисточки – расчёска
Огурец – кузнечик – сосиска – мышка – ёжик
Вывод: Так как все материалы представлены в интересной игровой форме, детям они понравились, ребята сами придумывают задания аналогичные данным, а за счет этого у них идет более высокий уровень речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...
План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"
В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...
Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)
Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Определяющим моментом в успешном решении задач по развитию речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий. Мы на практике используем робототехнические проекты, как...
Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....
Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...