Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему

Савищенко Светлана Владимировна

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образования сложных слов,  образования прилагательных и  составления предложений приведены примеры карточек с картинками , с помощью которых ребенок легко усваивает материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx605.33 КБ

Предварительный просмотр:

Я хочу представить вам свой опыт работы «Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития детей».

Одна из основных задач в работе с детьми – это развитие речи. Для формирования интереса к развитию речи  я использую новейшие технологии, такие как моделирование, коллажи, мнемотаблицы, ТРИЗ.

F:\картинки\hleb.jpg

F:\картинки\RusPech1.jpg

Сейчас я хочу поделиться с вами опытом своей работы по формированию грамматического строя речи, по овладению детьми способами образования сложных слов с использованием технологии моделирования. Для этого я придумала игру «Сложи слово», которая помогла понять, что сложные слова состоят из двух простых слов.

Давайте поиграем:

Хлеб + печь                  хлебопечь

Автомобиль + кран               автокран

Мясо + топор           мясорубка и т.д.

Ещё хочу показать вам, как мы развиваем связную речь, используя технологию моделирования. При составлении предложения мы пользуемся схемой. Мы договорились с детьми, что:

     - это слова, которые отвечают на вопросы: кто? или что?

 

       - это слова, которые отвечают на вопросы: что делает предмет?          (ходит, летает, бегает)

      - это слова,  которые  отвечают на вопросы:  какой? какая? какие?

      - это куб, им  мы обозначаем маленькие слова (предлоги).

Я предлагаю детям схему предложения и прошу составить предложение:

                                 

     

Мальчик    пошёл         в            зимний               лес

Детям намного легче составлять предложения по схеме и проявлять свое творчество.

Также нам  эта технология помогает показать  образование прилагательных.

Детям достаточно сложно использовать в своей речи прилагательные, обозначающие более тонкое название цвета. Чаще в описательном рассказе звучат стандартные названия: жёлтый, зеленый, синий. А эта игра помогает

освоить оттенки основных цветов.  Детям предлагается придумать слово, отвечающее на вопросы: какой? какая? какие?

Лимон               лимонный

Шоколад                   шоколадный и т.д.

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лимон.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лимонный.png

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\мальна.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\малиновый.jpg

Ещё одна технология, которую я использую – это ТРИЗ.

Напомню, что ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. В процессе дети знакомятся с миром  и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи.

Один из методов ТРИЗа – это  синектика – это метод аналогий. Данная технология помогает осваивать задачу развития связной речи, умение составлять описательные рассказы. Аналогии бывают разные и детям очень нравится подбирать их. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

             C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\река.jpg                                                                                                                             

                                      C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лента.jpg

                                                         C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\ремень.jpg

                                          C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\змея.jpg

Аналогия по форме:

Река – лента, змея, ремень

Солнце – блины, тарелка, мяч

                      C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\желтый.jpg   

                             C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\солнце2.jpg                 

                      C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\репа.jpg

                                        C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\одув.jpg

Аналогия по цвету:

Синий – небо, река, василёк

Желтый – солнце, репка, одуванчик

Зелёный – трава, кузнечик, огурец

Аналогия по материалу:

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\нож.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\сталь.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\стол.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\дерево.jpg

Нож – сталь  

игрушка -  пластмасса

стол – дерево

стакан – стекло

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\нора.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\дом.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\улей.jpeg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\гнездо.jpg

Аналогия по функции:

Нора – дом – улей – гнездо

Магазин – ларёк, супермаркет, рынок

Карслон  – летает

Ветер – вентилятор

Трактор – лошадь

Бритва – коса

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\река2.jpg

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\лодка.jpg

            C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\камыш.jpg                   

C:\Users\антошка\Desktop\Новая папка (2)\пароход.jpg

Общая аналогия:

Река – лодка – камыш – пароход

Лев – грузовик – кисточки – расчёска

Огурец – кузнечик – сосиска – мышка – ёжик

Вывод: Так как все материалы представлены в интересной игровой форме, детям они понравились, ребята сами придумывают задания аналогичные данным, а за счет этого у них идет более высокий уровень речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"

В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Определяющим моментом в успешном решении задач по развитию речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий. Мы на практике используем робототехнические проекты, как...

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.

Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование  современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...