Игра – как форма развития речи дошкольников
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Отчёт по теме самообразования,учителя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра – как форма развития речи дошкольников | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – как форма развития речи дошкольников
«Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений и понятий.
Это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, с помощью игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность – необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми
Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность также сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
На сегодняшний день ребёнок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи дошкольника.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
2.Воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом.
3. Обогащать словарный запас.
4. Формировать звуковую культуру речи.
5. Стимулировать речевое общение детей в разных видах детской деятельности.
6. Привлекать детей к речевой деятельности с использованием современных игровых технологий.
В своей работе по развитию связной речи детей стараюсь придерживаться следующих принципов:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
- принцип развития языкового чутья,
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
В своей работе использую разные игровые технологии:
1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
В работе считаю успешными следующие методы развития речи:
- Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
- Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
С помощью методических пособий и интернет - ресурсов, разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.
Особое внимание в своей работе по развитию речи детей уделяю пальчиковым играм. С помощью пальчиковой гимнастики происходит формирование основ речевой моторики.
Создала картотеку пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Использование пальчиковых игр помогает развивать координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти).
В итоги, пальчики у детей стали более ловкими, речь детей значительно улучшается.
Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, разучиваем считалки для разных игр, на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки. Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх.
Также в своей работе использую элементы ТРИЗ - технологии.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми осуществляться постепенно. Учу ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) , фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.). Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?).
Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Развитие речи дошкольников в играх». Для родителей провела семинар – практикума с участием детей «Играем и развиваем речь», где на практике они учились выполнять те или иные игры и упражнения. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях, формируется речь детей».
Анализ результативности.
В результате моей работы по данной теме у детей:
1. Повысился уровень речевой деятельности.
2. Обогатился и расширился словарный запас.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.
Таким образом, работа по развитию речи с использованием игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Словарный тренинг как форма развития речи дошкольника"
Занятия в форме словарного тренинга решают все задачи развития речи в комплексе....
Театрализованная деятельность, как эффективная форма развития речи дошкольников.
Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребён...
Проект "Дидактические игры, как форма развития речи детей раннего возраста"
В данном пректе я поставила перед собой и решила следующие задачи: изучила и проанализировала литературу по проблеме формирования речи у детей раннего возраста через дидактические игры; Способст...
Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста
Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста...
Творческая мастерская как нетрадиционная форма развития речи дошкольников.
Консультация для педагогов....
План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме....
Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и к...