Игра – как форма развития речи дошкольников
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Отчёт по теме самообразования,учителя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – как форма развития речи дошкольников

«Игра – это огромное светлое

 окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений и понятий.

Это искра, зажигающая огонек

 пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

 

      Речь – великий дар природы, благодаря  которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

           Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, с помощью игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность – необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми

  Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.  Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность также сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

 Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

На сегодняшний день ребёнок-дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие умения  обосновать свои утверждения.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.                  

             Принимая во внимание и  учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: создание  условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи дошкольника.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

1. Развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

 2.Воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом.

3. Обогащать словарный запас.

4. Формировать звуковую культуру речи.

5. Стимулировать речевое общение детей в разных видах детской деятельности.

6. Привлекать детей к речевой деятельности с использованием современных игровых технологий.

В своей работе по развитию связной речи детей стараюсь придерживаться следующих принципов:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

- принцип развития языкового чутья,

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

      В своей работе использую разные игровые технологии:

1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

      В работе считаю успешными следующие методы развития речи:

- Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

- Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

- Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

       С помощью  методических  пособий и  интернет - ресурсов, разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.  

              Особое внимание в своей работе по развитию речи детей уделяю пальчиковым играм. С помощью пальчиковой гимнастики происходит формирование основ речевой моторики.  

Создала картотеку пальчиковых игр, которые   направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во   время НОД,  в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

       Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Использование пальчиковых игр помогает развивать координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти).

В итоги,  пальчики у детей стали  более ловкими, речь детей значительно улучшается.

 Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, разучиваем считалки для разных игр, на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки.  Знания,  полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх.

   Также в своей работе использую элементы  ТРИЗ - технологии.

       Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

        ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми осуществляться постепенно. Учу ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) , фантазировать, изобретать. (Например,  придумать новый дом  красивый и необычный.). Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом  острове, что с вами может случиться?).

                Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Развитие речи дошкольников в играх». Для родителей провела семинар – практикума с участием детей «Играем и развиваем речь», где на практике они  учились выполнять те или иные игры и упражнения. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях, формируется речь детей».

Анализ результативности.

       В результате моей работы по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности.

2. Обогатился и расширился словарный запас.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Таким образом, работа по развитию речи с использованием  игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Словарный тренинг как форма развития речи дошкольника"

Занятия в форме словарного тренинга решают все задачи развития речи в комплексе....

Театрализованная деятельность, как эффективная форма развития речи дошкольников.

Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребён...

Проект "Дидактические игры, как форма развития речи детей раннего возраста"

В данном пректе я поставила перед собой и решила следующие задачи: изучила и проанализировала  литературу по проблеме формирования речи у детей раннего возраста через дидактические игры; Способст...

Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста

Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста...

План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме....

Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и к...