Творческая мастерская как нетрадиционная форма развития речи дошкольников.
консультация
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская как нетрадиционная форма развития речи дошкольников.
Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.
Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:
- излагать последовательность событий в сказке;
- сочинять сказки-загадки;
- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;
- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);
- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;
- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;
- анализировать поступки героев;
- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;
- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;
- сочинять сказки по трем опорным словам;
- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного.
Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Работая с детьми в данном направлении, мною была разработана технология «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», которая состоит она из нескольких частей:
1.Теоретический материал.
2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета.
3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой».
4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.
5. Организация работы в «Книжной гостиной».
6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.
7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.
Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребенка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники приучаются слушать и понимать обращенную к ним речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Словарный тренинг как форма развития речи дошкольника"
Занятия в форме словарного тренинга решают все задачи развития речи в комплексе....
Игра – как форма развития речи дошкольников
Отчёт по теме самообразования,учителя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности...
Театрализованная деятельность, как эффективная форма развития речи дошкольников.
Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребён...
Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»
Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...
Творческий отчет из опыта работы «Развитие речи дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»
Творческий отчет из опыта работы...
Нетрадиционные формы развития речи с использованием приема "Изосказка"
В данном разделе я хочу поделиться с Вами опытом работы по теме "Нетрадиционная форма развития речи с использованием приема Изосказка"...
Игры с мячом как нетрадиционная форма развития речи детей
В наше время все больше возникает проблем с развитием речи детей. Этот материал поможет развивать речь в повседневной жизни в игровой форме....