Составление рассказа в подготовительной группе «Как помочь птицам зимой?» по серии сюжетных картин.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Составление рассказа в подготовительной группе
«Как помочь птицам зимой?»
по серии сюжетных картин.
Цель: обучать детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Задачи:
- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается;
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.
Оборудование:
серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»
(Н.Е.Ильякова Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР)
Предварительная работа:
Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», А.Яшин «Покормите птиц зимой», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Э.Шим «Как воробей тёплый угол искал».
Наблюдение за птицами на территории детского сада.
Лепка «Птицы у кормушки».
Игры: «Подбери действия», «Подбери признаки».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года?
-Зима.
-А как вы думаете можно зимой ходить по экскурсиям?
-Можно.
- А хотите, отправиться на экскурсию в парк?
-Да.
-Мы пойдем не одни, с нами пойдут мальчик Витя и девочка Маша.
-А кого можно увидеть зимой в парке?
-Птиц.
-А каких птиц, можно увидеть зимой в парке,
- Воробья, сороку, ворону…
-Как этих птиц , назвать одним словом?
-Зимующие.
-Давайте вспомним и назовём зимующих птиц. Почему их так называют? (Ответы детей)
-Я предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом»
Например : у дятла сильный клюв, значит он…сильноклювый.
У сороки белый бок, значит она.. белобокая.
У вороны длинный клюв, значит она …длинноклювая.
У воробья короткие лапки, значит он…коротколапый.
У снегиря красная грудь, значит он…красногрудый.
Объявление темы.
-Витя и Маша не просто так пошли с нами в парк, они хотели рассказать нам грустную историю, которая произошла с воробушком ,нарисованную на картинках. Рассмотрев эти картинки, мы с вами узнаем , что произошло и составим рассказ.
2.Основная часть.
Беседа по серии сюжетных картин.
(На доску выставляется серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» Далее проводится обсуждение каждой картины.)
Посмотрите внимательно на каждую картину.
Картина №1.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Кто изображен на картине?
- Во что одета девочка?
- Во что одет мальчик?
- Кого нашли ребята на снегу?
- Что случилось с птичкой?
- Почему птичка замерзла?
- Что решили сделать дети?
Картина №2.
- Что делают дети на этой картине?
- что у мальчика в руках?
- Куда ребята положили воробышка?
- Почему дети идут быстрым шагом?
- Куда они идут?
- О чем могут разговаривать дети?
Картина №3.
- Кого вы видите на этой картине?
- Где находятся ребята и птичка?
- Как одеты дети? Почему?
- А как выглядит воробей?
- Что он делает?
- А что делают дети?
- Почему воробышек отогрелся?
Картина №4.
- Кого вы видите на этой картине?
- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
- Что девочка насыпает в кормушку?
- Где сидит воробышек?
- Какое настроение у детей?
3.-Ребята, кто попробует рассказ по 1 картинке?2 картинке.( дети по очереди составляют рассказ по картинкам).
1. Наступила суровая снежная зима. Однажды Маша и Витя пошли гулять в парк. Вокруг было много снега. Вдруг дети заметили воробушка. Он замёрз и лежал на пушистом снегу. Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лёд. . Маша взяла воробушка в ладошки. Он был холодный, как лёд.
2. Дети решили помочь воробушку. Они посадили его в варежку и понесли домой. Дети шли быстрым шагом, они торопились. (Дети шли медленно, потому что боялись уронить воробушка.)
3. Дома было очень тепло и воробушек быстро согрелся. Маша и Витя насыпали в блюдце зёрнышек. Они сидели и смотрели, как воробушек клюёт. Они радовались, что спасли птичку от холода и голода. Дети заботились о воробушке несколько дней, пока не закончились сильные морозы.
4. Потом Витя смастерил кормушку. Дети снова пошли в парк. Витя повесил кормушку на ветку берёзы, а Маша насыпала в неё зёрнышек. Дети выпустили воробушка на волю, но он не боялся детей, потому что знал, что у него появились настоящие «друзья».
-Молодцы , хорошие рассказы получились, а что не хватает нашим рассказам?
-Названия.
-Правильно , давайте придумаем названия к каждому рассказу.
-«Дети и воробей», «Воробышек дома», «Сытый воробушек», «Столовая для птиц».
-Ребята, посмотрите мы составили план к нашему рассказу, о чем будем говорить сначала?
- О том , где дети встретили воробья.
- Правильно, потом?
- О том , как дети принесли воробья домой.
-Правильно, а потом?
-Как дети обогрели и накормили воробья.
- Правильно и чем закончится наш рассказ?
- Тем, как дети смастерили кормушку и отнесли ее в парк.
4.- Молодцы, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Назови действия»
- Нужно перечислить все действия, которые выполняют птицы.
-Летают, клюют, прыгают, чирикают, выводят…
5.-Витя и Маша приготовили для вас игру.
«Я начну говорить предложение, а вы договорите».
Дети заметили на снегу….
Девочка аккуратно взяла….
Ребята отнесли….
Дети насыпали в блюдце….
В комнате воробышек….
Мальчик сделал кормушку и …
Дети посадили воробышка….
Девочка насыпала в кормушку….
6. Замена картинок на схемы по рассказу.
- Пока вы смотрели видеоролик хитрый и проворный воробышек утащил все карточки и заменил на схемы. Попробуйте по ним придумать рассказ.
Рассказы детей
1) Дети заметили на снегу воробья. Девочка аккуратно взяла замерзшего воробья и положила его в рукавичку. Ребята отнесли его домой. Дети насыпали в блюдце корма и налили в блюдце воды. В комнате воробышек отогрелся. Мальчик сделал кормушку. Малыши отнесли ее в лес. Дети посадили воробышка в кормушку. Девочка насыпала в кормушку пшена и хлебных крошек. Все были довольны.
2) Однажды зимним, холодным днём мальчик и девочка пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Друзья взяли воробья и кормушку и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья.
7. Итог.
-Ребята. Вам понравилась история про воробья?
-Да.
-А можем ли мы с вами помочь птицам зимой?
-Мы можем повесить кормушки и насыпать туда корм.
-Молодцы, все правиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого просмотра фронтальной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе ФФНР Тема: «Птицы зимой. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Нашли воробья».
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-931557-1497464496.jpg)
Занятие по социально-коммуникативному развитию. Составление рассказа в старшей группе "Как помочь птицам зимой?" по серии сюжетных картин.
Для составления рассказа была выбрана серия сюжетных картин, которая соответствует возрастным возможностям детей. Содержание занятия состоит из трех взаимосвя...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-1234133-1585980148.jpg)
«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помоги птицам зимой»
Конспект ООД в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/05/picture-931261-1499268398.jpg)
Конспект ООД по обучению рассказыванию по серии картинок в старшей группе Тема: «составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин»
Программные задачи:Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:образовательные:- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- формир...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-730887-1692886135.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картин.Задачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самостояте...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-730887-1692886135.jpg)
Конспект ООД по речевому развитию в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей ТНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Цель: создать условия для формирование связной речи старших дошкольников, через составление рассказа по серии сюжетных картинно.кЗадачи:Обучающие: Закреплять умения составлять самосто...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-904365-1489503251.jpg)
Конспект по Речевой деятельности для детей 6-7 лет. Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам?»
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК....