НОД "Знатоки зимующих птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рьянова Ольга Михайловна

  Уточнить и расширить знаний детей о зимующих птицах: их внешних признаках, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zimuyushchie_ptitsy.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 196 компенсирующего вида

Комитета по образованию администрации муниципального образования

«Город Саратов»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для детей подготовительной к школе группы

по теме: «ЗНАТОКИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ»

Подготовила:

воспитатель старше-подготовительной

4 логопедической группы «Теремок»;

высшей квалификационной категории

Рьянова Ольга Михайловна

                                                                                                                                                               

Основная общеобразовательная программа: «Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР (03-07)» Н.В. Нищевой.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема (в соответствии с лексико–тематическим планированием): «Зимующие птицы».

Тема НОД: «Знатоки зимующих птиц».

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира).

Цель: Создать условия для уточнения и расширения знаний детей о зимующих птицах: их внешних признаках, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время.

Задачи:

Образовательные: Активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы». Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных. Совершенствовать грамматический строй речи: употреблять существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; в родительном падеже единственного числа. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: закреплять навык составления сложно - подчинённых предложений с союзом «а».

Развивающие:  Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, направленную воздушную струю. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение. Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом.          

Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, зимующим птицам. Формировать  организованность, самостоятельность при решении поставленной задачи в игровых заданиях; чувство коллективизма и взаимопомощи.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Форма проведения: Игра «Что? Где? Когда?».

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, дидактические игры, использование звукозаписи и видеозаписи, пальчиковая и дыхательная гимнастика, подвижная игра.

Оборудование: письмо, волчок, конверты - снежинки, карточки с изображением птиц и частей тела птиц, маски-шапочки, «снежок», комочки ваты, ноутбук, видеослайды, телевизор, CD диск с записями музыкальных заставок игры «Что? Где? Когда?»; голосов зимующих птиц, кормушка, ёлка, корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, просо, пшено, еловые и сосновые шишки, несолёное сало, ягоды рябины и шиповника, сухой корм), галстуки-эмблемы, медали.

Предварительная работа: цикл НОД «Зимующие птицы»; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов, пословиц и поговорок; разучивание загадок о зимующих птицах, пальчиковой гимнастики; изготовление кормушек, наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке; рисование, лепка, аппликация.

Ход НОД:

 

  1. Вводная часть

На экране телевизора заставка – СЛАЙД «Зима».

Воспитатель приглашает детей и предлагает образовать полукруг. Дети входят в группу под песню «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно».

Воспитатель: Дорогие друзья!

К нам пришло письмо одно,
Очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.

Кто расхаживал по снегу?
Кто прислал письмо нам это?

На экране телевизора появляется СЛАЙД «Птичь следы».

Дети: Птицы.

Воспитатель: Значит, это чьи следы?

Дети: Птичьи следы.

Воспитатель: Верно.

На снегу, как на страничке,

Пишут вороны, голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей.

Пишет дятел и сорока.

Пишет свиристель и клёст.

А теперь такой вопрос:

Как назвать этих птиц, одним словом?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Зимующие птицы прислали нам письмо-приглашение.

«Жизнь пернатых увлекательная и интересная часть живой природы. Чем она интересна, что в ней особенного вы узнаете в клубе знатоков ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Приглашаем вас для участия в этой игре. Против вас, команды «Знатоков», будем играть мы, зимующие пернатые. Наши задания и вопросы – в конвертах-снежинках. В случае победы вы будете приняты в ряды юных орнитологов».

Воспитатель: Ребята, кто же такие орнитологи?

Дети: Так называется профессия людей, которые изучают птиц.

Воспитатель: А вы готовы стать участниками игры «Что? Где? Когда?», чтобы завоевать такое звание?

Дети: Да!

  1. Основная часть.

На экране телевизора заставка – СЛАЙД «Что? Где? Когда?». 

Воспитатель: Команда знатоков приглашается за игровой стол.

Звучит музыкальная заставка «Фанфары». Дети садятся за стол, в центре которого волчок со стрелкой, конверты-снежинки с заданиями разложены по секторам. 

Воспитатель: Наденьте галстуки – эмблемы и прочитайте приветствие.

Дети надевают галстуки с эмблемой игры и произносят приветствие.

Дети:

Мы команда «Знатоков»

Дружно будем мы играть.

Цель у нас совсем простая

Наши знанья показать.

Воспитатель: Оценивать выполнение заданий будет учитель-логопед Ольга Ивановна.

Ольга Ивановна: Ребята, вы уже много изучали зимующих птиц – их внешний вид, повадки, голоса, чем питаются и где живут, когда выводят птенцов и как приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Думаю, что вы отлично  справитесь с заданиями, которые приготовили для вас пернатые. Удачи вам, дорогие знатоки!

Воспитатель: Напомню правила игры - каждый член команды, по очереди, крутит волчок, затем звучит вопрос. Участники команды готовят ответ, после чего звучит вот такой сигнал (дети слушают сигнал «Гонг»). Если ответ правильный, птица перелетает на кормушку, если нет, она остается на ёлке. Вас ждут увлекательные задания, игры, разминки. Игра закончится, когда все задания будут выполнены.

Воспитатель: Внимание! Первое задание - разминка. Сейчас Соня запустит волчок, стрелка которого укажет нам на конверт-снежинку.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Соня крутит волчок.

Воспитатель: Дорогие знатоки, послушайте загадку и отгадайте, кто с вами играет.

Ребёнок читает загадку:

Пернатый городской

В серой шубке перовой.

Он растрёпанный, драчливый.

Непоседливый, крикливый.

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт.

Скачет по дорожкам

К семечкам и крошкам.

Дети: Воробей.

На экране телевизора появляется СЛАЙД «Воробей».

Воспитатель: Воробей предлагает игру «Назови зимующих птиц».

Подаётся звуковой сигнал «Гонг».

Игра-разминка «Назови зимующих птиц».

Дети  передают друг другу снежинку и называют птиц.

Дети: голубь, снегирь, клест, свиристель, сорока, ворона, воробей, синица, дятел и др.

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о птицах вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:

  • Синичка – воробью сестричка.
  • У всякой пташки свои замашки.
  • Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Всякая птица по-своему поет.
  • Вороне соколом не быть.
  • Сорока без причины не стрекочет.
  • Сорока весть на хвосте принесла.
  • Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

Воспитатель: Вспомните произведения о зимующих птицах, скажите их названия.

Предполагаемые ответы детей: «Воробьишко», «Сумасшедшая птица», «Синичкин календарь», «Воробей», «Ворона», «О чём плачет синица?», «Чем дятел зимой питается», «Посмотри вокруг», «Крылатый будильник», «Чей нос лучше?», «Кому законы не писаны», «Клёст и дятел».

Воспитатель: Разминка прошла удачно, и воробей перелетает на кормушку. Переходим ко второму заданию. Вова запускай волчок.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Участник команды - Вова крутит волчок.

Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте, какая птица вступает в игру.

Ребёнок читает загадку:

Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвета,

Громко так стрекочет

Рассказать нам что – то хочет.

Дети: Сорока.

Воспитатель: Внимание на экран.

Воспитатель читает электронное обращение от сороки (СЛАЙД «Сорока»).

«Дорогие знатоки, посмотрите на эти части фотографий, на них - части тела зимующих птиц. По этим частям вам необходимо узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили».

Звучит музыкальная заставка «Чёрный ящик», воспитатель выносит на подносе картинки с изображением отдельных частей тела птиц.

Воспитатель: Подумайте и найдите правильные ответы. Время пошло.

Игра «Назови, чьё это». 

 Детям предлагаются карточки, на которых изображены части тела птиц. Дети должны определить и назвать, чьи это части тела.

Подаётся звуковой сигнал «Гонг».

В завершении игры дети отвечают на вопросы:

- Это клюв, какой птицы? (это клюв клеста, дятла).

- Это хвост, какой птицы? (это хвост сороки).

- Это голова, какой птицы? (это голова свиристеля, голубя).

- Это грудка, какой птицы? (это грудка снегиря, синицы).

Жюри: Со вторым заданием вы справились, и сорока перелетает на кормушку «Знатоков».

Воспитатель: Внимание! Следующее задание. Саша запускай волчок.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Саша крутит волчок.

Воспитатель: За это задание знатоки могут заработать два балла, так как в игру вступают две птицы. Внимание вопрос.

«Орнитологи в своей работе рассматривают и часто сравнивают птиц: их оперенье, чем питаются, где обитают, когда выводят птенцов. А вы можете найти отличия между пернатыми по этим признакам?».

Внимание на экран. (Появляется изображение снегиря и клеста).

Воспитатель: Назовите, какая птица слева на экране?

Дети: Это снегирь.

Воспитатель: А справа?

Дети: Это клёст.

Воспитатель: Подумайте и найдите отличия.

Подаётся звуковой сигнал «Гонг». Дети называют отличительные особенности птиц.

Игра «Найди отличия»

  • У снегиря только грудка красная, а у клеста - всё туловище.
  • Оперенье крыльев у снегиря серого, белого и чёрного цвета, а у клеста – чёрно – белое.
  • Клюв у снегиря короткий и прямой, а у клеста крепкий клюв крестом.
  • Снегирь питается семенами растений и лиственных деревьев, а клёст – семенами хвойных деревьев.
  • Снегирь выводит своих птенцов весной, а клёст – зимой.

Жюри: Поздравляем, вы справились с заданием. На кормушке прибавилось ещё две птицы.

Воспитатель: И самое время перейти к следующему заданию. Вита запускай волчок.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Вита крутит волчок.

Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, от какой птицы задание.

Ребёнок читает загадку:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Ходит важно вокруг дома,

А зовут её?

Дети: Ворона.

На экране телевизора появляется  СЛАЙД «Ворона».

Воспитатель: А теперь игровое задание от важной персоны – вороны.

Звучит музыкальная заставка «Чёрный ящик», воспитатель выносит на подносе шапочки-маски зимующих птиц.

После объяснения правил игры подаётся звуковой сигнал «Гонг».

 

Подвижная игра «Найди свою семейку»

Дети надевают маски птиц. Звучит музыка «В мире животных» - дети «летают» по «парку». Музыка останавливается – «птица» ищет свою семейку (игра повторяется 2 раза).

Игра «Один – много»

Дети стоят «семейками».

Воспитатель: Вы какие птицы?

Дети: Снегири (сороки, синицы и т.д.).

Воспитатель: Поиграем «с волшебным снежком» в игру «Один – много».

Один снегирь, а много - снегирей.

Сорока – много сорок.

Синица – много синиц.

Воробей – много воробьёв.

Дятел – много дятлов.

Клёст – много клестов.

Поползень – много поползней.

Свиристель – много свиристелей.

Голубь – много голубей.

Сова – много сов.

Сначала дети образуют множественное число птиц изображённых на масках, а затем остальных. При этом дети перебрасывают «снежок» способом снизу двумя руками.

Воспитатель: Снежок рассыпался на несколько снежных комочков. Поиграем с ними: будем дуть на комочки, не надувая щёк.

Дыхательное упражнение «Сдуй снежок»

Дети читают четверостишье, после чего сдувают комочек ваты с ладони. Упражнение повторяется два раза.

Снег искристый, серебристый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Жюри: С заданием вороны вы тоже справились, и она тоже перелетает на кормушку.

Воспитатель: Игра продолжается. (Дети возвращаются за игровой стол). Злата крути волчок.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Злата крутит волчок.

Воспитатель: Послушайте загадку и вы узнаете, от каких птиц задание.

Ребёнок читает загадку:

Северные гости

Клюют рябины грозди.

Так нарядны и ярки

На головках – хохолки.

Дети: Это свиристели.

Воспитатель:

Принесли они с собой

Игру «Какая? и Какой?».

Подаётся звуковой сигнал «Гонг». Дети отвечают на вопросы.

 

Игра «Какая? Какой?»

Воспитатель: Ребята, мы будем образовывать сложные слова.

- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый).

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая).

- Если у сороки длинный хвост, она какая? (Длиннохвостая).

- Если у голубя сизое крыло, он какой? (Сизокрылый).

- Если у синицы жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая).

- Если у дятла длинный клюв, он какой? (Длинноклювый).

- Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая).

Жюри: И с этим заданием вы справились успешно.

Воспитатель: Артём крути волчок.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Артём крутит волчок.

Воспитатель: Послушайте загадку и угадайте, что это за птица?

Ребёнок загадывает загадку:

Спинкою зеленовата,

Грудкою желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: Синица.

На экране телевизора появляется  СЛАЙД «Синица».

Воспитатель:

Весёлая синица

Морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

Любит песни распевать.

Только птаха не поймёт,

Кто как голос подаёт?

Воспитатель: Синица предлагает поиграть в игру «Кто как голос подаёт?».

Подаётся звуковой сигнал «Гонг».

Музыкальная игра «Кто как голос подаёт?»

Дети слушают звуки зимующих птиц. Воспитатель сам называет голос первой птицы. Затем, после каждого прослушивания дети отвечают на вопрос: «Кто как голос подаёт?».

Воспитатель: Сова ухает.

Дети:

- Воробей чирикает (чирикают).

- Голубь воркует (воркуют).

- Сорока стрекочет, трещит (стрекочут, трещат).

- Ворона каркает (каркают).

- Дятел стучит (стучат).

- Синица тенькает (тенькают),

- Снегирь щебечет и свистит (щебечут и свистят).

Жюри: Поздравляем, с заданием справились. И синица перелетает на кормушку «Знатоков».

Воспитатель: Ян, крути волчок.

Подаётся звуковой сигнал «Волчок». Ян крутит волчок.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Ребёнок читает загадку:

Он по рабочему одет –

Удобно, просто, ловко,

На нём красный берет

И пёстрая спецовка.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

Дети: Дятел.

Воспитатель: Послушайте, что нам говорит дятел.

 «Мы, зимующие птицы, радуем вас красивым оперением, своим пением,  забавными повадками. Мы не улетаем в тёплые края, так как умеем приспосабливаться к морозным, снежным зимам, умеем и зимой находить корм. И всё же некоторые из нас погибают. Помогите нам пережить холодные зимы!»

Воспитатель: Как человек может помочь зимующим птицам?

Дети: Сделать кормушки, насыпать корм.

Воспитатель: Какие правила кормления птиц необходимо помнить?

  • Кормить нужно в одном и том же месте.
  • Кормить нужно в одно и тоже время.
  • Кормить регулярно, ежедневно.
  • Не оставлять мусор около кормушки.
  • Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить.

Воспитатель: А сейчас расскажем и покажем, как мы помогаем птицам?

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Кормушка».

«Кормушка»

Ребята дощечки пилили, пилили.

И дружно кормушку для птиц мастерили.

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

Немного семян, и остатки печенья,

Сушеные фрукты и хлебные крошки

И сала на ветки развесим немножко.

А чтобы на птичий обед посмотреть

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.

Пилящие движения ребром ладони.

Стучать кулаком по ладони.

Растирание подушечек пальцев

Загибать пальцы на двух руках, начиная с большого.

«Очки» поднести к глазам.

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

Звучит музыкальная заставка «Чёрный ящик», воспитатель приглашает детей подойти к столу, где организована «птичья столовая» (кормушки и контейнеры с кормом для птиц).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, как много пернатых друзей прилетело на кормушки! Давайте их угостим. Подойдите к «птичьей столовой».

Воспитатель: Обратите внимание, что на кормушках разные пернатые. Возьмите по одной кормушке и положите в неё любимое лакомство для своей птицы.

Игра «Кого, чем угостим?»

Звучит музыкальная заставка «Кого, чем угостим?». Дети насыпают в кормушки любимое птичье лакомство.

Воспитатель: Я угощу дятла сухими личинками жуков и червей, сосновой шишкой.

Дети: 

- Я угощу синицу кусочком сала.

- Я угощу снегиря ягодами рябины.

- Я угощу воробья хлебными крошками, пшеном.

- Я угощу клеста еловыми шишками.

- Я угощу синицу семенами подсолнечника.

- Я угощу голубя просом, корочкой хлеба.

- Я угощу ворону макаронами, грецким орехом.

Воспитатель: Подкармливая пернатых зимой, мы можем спасти не одну птицу. А в тёплое время года птицы помогут нам.  Какую пользу приносят птицы?

Предполагаемые ответы детей: Уничтожают вредных насекомых, являются украшением природы, благодаря своему яркому оперению, пению.

Жюри: Молодцы! Вы справились с последним нелёгким заданием. И дятел уже на кормушке «Знатоков».

Воспитатель: Эти кормушки предлагаю разместить на участке ребят младшей группы. Вы согласны?

Дети: Да.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: 

И вот закончилась игра,

В шеренгу стройся детвора!

Жюри: Уважаемые знатоки, все птицы на вашей кормушке. А это значит, что вы справились со всеми заданиями. Показали свои знания, умение заботиться о зимующих птицах, были активными и дружными. Вы достойны звания «Юные орнитологи». Поздравляем вас!

Звучит музыкальная заставка «Аплодисменты, награждение», жюри награждает детей медалями «Юный орнитолог».

Воспитатель: 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Воспитатель: И вот закончилась игра, до свидания детвора!

Звучит музыкальная заставка «Ритмичная», дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...