Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактических игр по теме «Кладовая леса»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Петрова Наталья Степановна

Цели:

-    формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр;

-    учить образовывать родственные слова и слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением, согласовывать прилагательные с существительными;

-    продолжать учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ из личного опыта;

-    развивать диалогическую речь, память, внимание;

-    обогащать словарный запас детей.

Оборудование: иллюстрации  и картины с изображением леса, дидактический материал на тему «Грибы» и «Лесные ягоды», грамзапись «Звуки леса». 

Методы и приемы:

Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – загадывание загадки, рассказывание детьми; непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – дидактические и словесные.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться в гости, а куда вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Дом открыт со всех сторон,

В доме тысячи колонн.

Над колоннами – шатры,

Под колоннами – ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и шатрах. (Лес.)

Воспитатель: Правильно, лес. А чтобы в лесу оказаться, давайте мы все встанем в круг возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

В круг большой все соберемся, 

Дружно за руки возьмемся. 

Глаза закроем, скажем: «Раз, два, три!»  

В кладовую леса нас отнеси! 

Воспитатель: Открывайте глазки. Вот мы с вами и лесу. Садитесь все на пенечки (стульчики) и посмотрите, что я вам покажу. (Воспитатель показывает иллюстрации  и картины на тему «Лес», предлагает рассмотреть их и задает детям вопросы.)

– Почему лес называют домом? (Потому-что  лес является домом для животных и растений. Там живут животные, птицы, насекомые, деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды и грибы.)

– Как вы понимаете в этом стихотворении слова «колонны,  шатры и ковры»? («Колонны» – это деревья, «шатры» – зеленые ветки и листья, а «ковры» – травы и цветы.) 

– Кто из вас был в лесу? Какие чудеса вы там видели? (Воспитатель предлагает детям рассказать, что они видели в лесу интересного и удивительного.    

Почему лес называют кладовой? Что хранится в кладовой леса? (Ответы детей: грибы, ягоды, лечебные травы, чистый воздух, тишина, пение птиц и еще много прекрасного, что радует человека) Воспитатель показывает иллюстрации  и картины на тему «Лес», предлагает рассмотреть их.    

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай и назови». (Воспитатель загадывает детям загадки.)

Вырос он в березняке,

Носит шляпку на ноге.

Сверху лист к нему прилип,

Вы узнали? Это…(гриб).

Воспитатель: Дети, а какие грибы вы знаете? (Лисички, маслята, боровик, подберезовики, опята, сыроежки, грузди и т.д.) Все грибы можно есть? Почему одни грибы называют съедобные, а другие несъедобные? Как грибы можно заготовит на зиму? (Ответы детей,)

Воспитатель: А вот послушайте еще одну загадку:

Я капелька лета на тоненькой ножке. 

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица (Земляника.)

Воспитатель: Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, клюква, черника, голубика, костяника, ежевика и т.д.) Ягоды все можно есть?  Как можно назвать одним словом те ягоды, которые растут в саду? (Садовые.) Как можно заготовить ягоды на зиму?

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в еще одну интересную игру, а называется она «Ягодное варенье».  

Варенье из клюквы – (клюквенное.)

Варенье из ежевики – (ежевичное).

Варенье из малины – (малиновое).

Варенье из земляники – (земляничное).

Варенье из черники – (черничное).

Варенье из голубики – (голубичное).

Воспитатель: А сейчас давайте мы все встанем и проведем разминку «По лесной дорожке». (Дети согласно словам стихотворения выполняют движения.)

По лесной дорожке 

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке 

Мы попрыгаем как зайки. 

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем  

Воспитатель: Но вот мы с вами немножко размялись, садитесь на пенечки (стульчики).  А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»:

Гриб – грибочек; лес –…, пень – …, река – …, луг – …, куст – …, зверь – …, дерево – …, цветок – …, трава – …, лист – …, ягода – … «Чей?»

Воспитатель: А теперь скажи все это со словами «лесной». (Воспитатель бросает ребенку мяч, а тот  называет: гриб лесной; ягода – …, зверь – …, птица – …, орехи – …, озеро – …, поляна –…, дорога –…, пень –…, луг – …, звери – ….

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте ляжем на полянку лесную (ковер) и послушаем «Звуки леса». (Воспитатель включает грамзапись на 1–2 минуты и затем предлагает детям рассказать о том, что они слышали, о чем думали, что представляли) 

Воспитатель: Дети нам пора в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки и давайте скажем волшебные слова: 

В круг большой все соберемся,

Дружно за руки возьмемся.

Глаза закроем, скажем: «Раз, два, три!»

В детский сад нас унеси.

Воспитатель: Вот мы в детском саду. Вам понравилось путешествие по кладовой леса. (Ответы детей)  В конце занятия воспитатель подводит итог.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_dokument_microsoft_word_2.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

с использованием дидактических игр по теме «Кладовая леса»

Цели:

  • формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр;
  • учить образовывать родственные слова и слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением, согласовывать прилагательные с существительными;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ из личного опыта;
  • развивать диалогическую речь, память, внимание;
  • обогащать словарный запас детей.

Оборудование: иллюстрации  и картины с изображением леса, дидактический материал на тему «Грибы» и «Лесные ягоды», грамзапись «Звуки леса».  

Методы и приемы:

Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – загадывание загадки, рассказывание детьми; непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – дидактические и словесные.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться в гости, а куда вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Дом открыт со всех сторон,

В доме тысячи колонн.

Над колоннами – шатры,

Под колоннами – ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и шатрах. (Лес.)

Воспитатель: Правильно, лес. А чтобы в лесу оказаться, давайте мы все встанем в круг возьмемся за руки и скажем волшебные слова:

В круг большой все соберемся,  

Дружно за руки возьмемся.  

Глаза закроем, скажем: «Раз, два, три!»  

В кладовую леса нас отнеси!  

Воспитатель: Открывайте глазки. Вот мы с вами и лесу. Садитесь все на пенечки (стульчики) и посмотрите, что я вам покажу. (Воспитатель показывает иллюстрации  и картины на тему «Лес», предлагает рассмотреть их и задает детям вопросы.)

– Почему лес называют домом? (Потому-что  лес является домом для животных и растений. Там живут животные, птицы, насекомые, деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды и грибы.)

– Как вы понимаете в этом стихотворении слова «колонны,  шатры и ковры»? («Колонны» – это деревья, «шатры» – зеленые ветки и листья, а «ковры» – травы и цветы.)  

– Кто из вас был в лесу? Какие чудеса вы там видели? (Воспитатель предлагает детям рассказать, что они видели в лесу интересного и удивительного.    

Почему лес называют кладовой? Что хранится в кладовой леса? (Ответы детей: грибы, ягоды, лечебные травы, чистый воздух, тишина, пение птиц и еще много прекрасного, что радует человека) Воспитатель показывает иллюстрации  и картины на тему «Лес», предлагает рассмотреть их.    

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай и назови». (Воспитатель загадывает детям загадки.)

Вырос он в березняке,

Носит шляпку на ноге.

Сверху лист к нему прилип,

Вы узнали? Это…(гриб).

Воспитатель: Дети, а какие грибы вы знаете? (Лисички, маслята, боровик, подберезовики, опята, сыроежки, грузди и т.д.) Все грибы можно есть? Почему одни грибы называют съедобные, а другие несъедобные? Как грибы можно заготовит на зиму? (Ответы детей,)

Воспитатель: А вот послушайте еще одну загадку:

Я капелька лета на тоненькой ножке.  

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица (Земляника.)

Воспитатель: Какие лесные ягоды вы знаете? (Малина, клюква, черника, голубика, костяника, ежевика и т.д.) Ягоды все можно есть?  Как можно назвать одним словом те ягоды, которые растут в саду? (Садовые.) Как можно заготовить ягоды на зиму?

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в еще одну интересную игру, а называется она «Ягодное варенье».  

Варенье из клюквы – (клюквенное.)

Варенье из ежевики – (ежевичное).

Варенье из малины – (малиновое).

Варенье из земляники – (земляничное).

Варенье из черники – (черничное).

Варенье из голубики – (голубичное).

Воспитатель: А сейчас давайте мы все встанем и проведем разминку «По лесной дорожке». (Дети согласно словам стихотворения выполняют движения.)

По лесной дорожке  

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке  

Мы попрыгаем как зайки.  

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем  

Воспитатель: Но вот мы с вами немножко размялись, садитесь на пенечки (стульчики).  А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»:

Гриб – грибочек; лес –…, пень – …, река – …, луг – …, куст – …, зверь – …, дерево – …, цветок – …, трава – …, лист – …, ягода – … «Чей?»

Воспитатель: А теперь скажи все это со словами «лесной». (Воспитатель бросает ребенку мяч, а тот  называет: гриб лесной; ягода – …, зверь – …, птица – …, орехи – …, озеро – …, поляна –…, дорога –…, пень –…, луг – …, звери – ….

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте ляжем на полянку лесную (ковер) и послушаем «Звуки леса». (Воспитатель включает грамзапись на 1–2 минуты и затем предлагает детям рассказать о том, что они слышали, о чем думали, что представляли)  

Воспитатель: Дети нам пора в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки и давайте скажем волшебные слова:  

В круг большой все соберемся,

Дружно за руки возьмемся.

Глаза закроем, скажем: «Раз, два, три!»

В детский сад нас унеси.

Воспитатель: Вот мы в детском саду. Вам понравилось путешествие по кладовой леса. (Ответы детей)  В конце занятия воспитатель подводит итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.

"Зимушка - Зима""Лекарственные травы""Во саду ли, в огороде... витамин С""Витамины и здоровый организм"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе Тема: «Поможем жителям планеты АБВГДейка»

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ. В ходе занятия педагог совершенствует умения детей в деление слов на слоги, вставлять пропущенные буквы в словах, называть слова противопол...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования по теме "Лунтик в гостях у Бабы Капы"

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования по теме "лунтик в гостях у Бабы Капы"...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий На тему «Путешествие в Страну сказок» для детей подготовительной группы

Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»,«Развитие речи»,«Социально-коммуникативное р...