Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1) Закрепить навыки преобразования символов мнемотаблицы в слова и предложения.
2) Упражнять в умении использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги.
3) Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.;
4) воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища.
Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными к загадкам, портрет Е.И. Чарушина, картина «Еж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. Орла

Конспект

образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе

по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».

                             

Подготовила: воспитатель

                                                                 Ремизонцева Ю.Н.

Орёл,2023г.

Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1) Закрепить навыки преобразования символов мнемотаблицы в слова и предложения.
2) Упражнять в умении использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги.
3) Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.;
4) воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища.
Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными к загадкам, портрет Е.И. Чарушина, картина «Еж».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Мотивационно-ориентированный этап.

Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем?
 (Повороты головы влево и вправо)
Там деревья подрастают,
 (Плавно через стороны поднимают руки вверх)
К солнцу ветки направляют.
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)
Тише, тише не шуми,
Лесных зверей хотим найти.
Воспитатель: Дети, как красиво в лесу. В лесу тихо. Воздух чистый. А что такое лес? А какие деревья растут в лесу? Лес - дом для деревьев, растений, для птиц и животных. Когда мы идем по лесу, кажется, что в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Давайте мы с вами отгадаем загадки, и узнаем, кого же мы можем увидеть в осеннем лесу.

(на доску педагог выставляет изображения животных-отгадок)
И по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)

Трав копытами косаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы… (лису).

Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (Волк)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: Молодцы! Дети , а что объединяет всех этих животных?
Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные.
Воспитатели: Видели ли вы когда-нибудь диких животных? Расскажите как и когда вы их встречали?
Дети: Я видел волка и лису в «Питоне». Мы ходили с родителями туда на выходных.
Я видел белку, когда мы с папой ездили за грибами в лес.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»
Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое, какое это животное: лиса ….
(Воспитатель бросает мяч ребенку).
Дети: Хитрая, рыжая…
(Возвращают мяч воспитателю).

Воспитатель: где живет лиса?
Воспитатель: Медведь ….
Дети: Сильный, большой, косолапый….

Воспитатель: где живет медведь?
Воспитатель: Волк ….
Дети: Серый, зубастый….

Воспитатель: где живет волк?

Воспитатель: ёж…..
Дети: Трусливый, быстрый….

Воспитатель: где живет ёж ?
                                        II. Практический этап.

Воспитатель: Я вам предлагаю послушать рассказ детского писателя Е. И. Чарушина о лесном жителе, о еже. «Ёж». (на доске - портрет писателя, мнемотаблица. Евгений Иванович Чарушин  – детский писатель. Не одно поколение с детей выросло на книгах с его замечательными иллюстрациями. Биография Чарушина наполнена огромной любовью к природе и детям, оказавшей большое влияние на его творчество.

Рассказ «Ёж»

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.

Воспитатель: Я попробую рассказать вам рассказ еще раз. Я все помню.  Кажется забыла некоторые слова, вы мне поможете?

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/11/76087_5c338e3b98b03cc48cbece34814ff8e5.jpg.jpg


(задает вопросы и показывает на доске мнемотаблица)
Вопросы по тексту:
- Где гуляли ребята?
- Кого они нашли в лесу?
- На что был похож ёжик?
- Почему ёж свернулся в шарик?
- Почему дети не могли взять ежа в руки?
- Как ребятам удалось взять ежа?
- Что дети дали ёжику?
- Почему ёж не стал сразу есть?
- Как ежу удалось вернуться в лес?
Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ по цепочке: в этом вам поможет наша мнемотаблица.
(Пересказ детей).

 III. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома

родителям. Ведь они не знают этот рассказ который называется….(Ёж)

- А кто написал этот рассказ?

- Что больше всего вам понравилось из жизни ежей?

Дети по – очереди повторяют про жизнь ежей понравившиеся сюжеты

Воспитатель. Какое главное правило должны запомнить дети и все люди?

Дети. Нельзя приносить животных из леса домой, потому что эти животные какие?(дикие)

Воспитатель: Молодцы. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе Тема: «Поможем жителям планеты АБВГДейка»

Итоговое занятие по развитию речи с использованием ИКТ. В ходе занятия педагог совершенствует умения детей в деление слов на слоги, вставлять пропущенные буквы в словах, называть слова противопол...