Методическая разработка «Развитие речи в детском саду»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение педагогов и родителей. Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи ребенка, прежде всего, самому педагогу и родителю необходимо знать нормы речевого развития, знать все аспекты, все компоненты развития речи. Данная деловая игра призвана в помощь методистам, заместителям заведующих по УВР в работе с молодыми педагогами, заведующим, как часть Педагогического совета, семинара, воспитателям, как часть родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka2.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие речи в детском саду»
Аннотация
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение педагогов и родителей. Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи ребенка, прежде всего, самому педагогу и родителю необходимо знать нормы речевого развития, знать все аспекты, все компоненты развития речи. Данная деловая игра призвана в помощь методистам, заместителям заведующих по УВР в работе с молодыми педагогами, заведующим, как часть Педагогического совета, семинара, воспитателям, как часть родительского собрания.
Актуальность развития речи дошкольников: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».Л.С.Выготский Овладение родным языком является одним из важных достижений ребенка в дошкольном детстве. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи на сегодня является одной из самых актуальных.
Деловая игра
«Развитие речи в детском саду»
Жила-была Госпожа Развитие речи и была у нее большая семья. Самым юным был словарь. Словарь жил своей жизнью, был он аккуратным и любознательным, любил копить в своей Копилке много-много слов. Слова складывал в определенном порядке и время от времени наводил в ней порядок. Убирал в дальний угол под названием «Толковый словарь» неупотребляемые в современности слова, и придумал для них определение «Архаизмы» и «Историзмы».На полочку под названием «историзмы» складывал слова или устойчивые словосочетания, обозначающие исчезнувшие реалии (армяк, камзол, барщина). Они не имеют синонимов, могут относиться, как к очень далеким от нас, временам (карета, целовальник, цирюльник), так и к сравнительно недавнему прошлому (ликбез, перестройка). На полочке «архаизмы» жили слова, называющие существующие реалии, но замененные по каким-либо причинам вытеснившими их синонимами (отрок, сей, выя). Противоположнуюполочку занимали устаревшие слова, называемые неологизмами, это- слова, значения слов или словосочетания, появившиеся в определенный период в каком-либо языке или использованные один раз (случайно или для большей выразительности) в тексте. Но Словарь никогда не забывал пополнять свою Копилку новыми современными словами. Он очень любил людей, особенно маленьких детей, с которыми играл в игру «Пассивный и активный словарь». Сначала любыми способами: или визуально, или на слух попадется им с каким-то новым словом, далее шел физиологический процесс: приходило понимание этого слова. Таким образом, у людей постепенно появлялось какое-то новое слово в пассивном словаре. Дальше словарь обращался к своему брату Языку, который в свою
очередь, ему только известным методом, заставлял произносить это слово первый, второй, третий и т.д. раз. Следовательно, это самое слово плавно переходило в активный словарь обладателя Языка.
Игра. Что бы это значило?
Я буду задавать вопросы, ваша задача: ответить скорее ваших соперников. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает по сладкому жетону. (Внимание, сладкие жетоны необходимо сохранять до конца деловой игры, для подведения итогов).
Итак, начали.
1. Человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. (Личность).2. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера. (Общение).
3. Метод психологического исследования, основанный на устных вопросах и ответах. (Беседа).4. Автоматизированный способ выполнения действий. (Навык).5. Приспособление, привыкание организма к новым условиям. (Адаптация).6. Целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей. (Воспитание).7. Побуждение к действию, толчок, побудительная причина. (Стимул).8. Краткие испытания, предназначенные для оценки уровня тех или иных психологических качеств. (Тест).9. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. (Мотив).Молодцы, продолжаем нашу деловую игру.
Общение
В последнее время общение предпочитает название коммуникация, ведь общение, как сказал бы грамматический строй речи – это оно, кем очень бы не хотелось ей быть. Поэтому коммуникация очень благодарна формированию словаря, за новую интерпретацию ее сущности. Ей нравится больше диалоги и полилоги, потому что ей все время хочется общаться с кем-либо, будь то человек, или природа, возможно музыка, и даже поэзия.У нее много форм и видов. Например, есть фатическое общение, т.е. информативное; вербальное и невербальное. Вербальное она предпочитает невербальному. Ведь словами, когда дружишь со Словарем, намного проще общаться. А вот невербальное в устной речи – это маши руками, кивай головой, жестикулируй, мимически выражай, позируй себе, сколько хочешь, мало кто поймет, это язык жестов. А в письменной речи располагай текст, где и как хочешь, используй разные шрифты, схемы, таблицы, графики. Считается, что диалог – это более древняя, природная форма речи, а монолог продукт культуры. Коммуникация очень важничает, так как у нее есть много видов общения, это - контактное общение, дистантное, опосредованное-непосредственное, межличностное-публичное-массовое общение, официально-неофициальное общение, свободное- стереотипное общение.Звуковая культура речи, частенько обижается на своих братьев и сестер, на то, что ее нарекают ЗКР. Но, несмотря на это, Звуковая культура речи звучит Гордо. Ведь она недаром зовется Культура речи, тут тебе не диалог, тут тебе серьезнее будет. Не сможешь выговорить хоть один звук, и получится абракадабра, конфликт понятий. Ну, как, скажите мне, назовешь слово ШИШКА, если ты не умеешь произнести звук «Ш»? Ведь у тебя получится или ФЫФКА, или СЫСКА, или ХЫХКА, вот ведь какая оказия с этими звуками. А со звуком «Р» постоянная морока: как только его не стараются обходить О-О-О!!!, то кололь скажут, то койоль, коооль, когда он всего лишь Король. Что обидно, ведь какая-то ворона, даже маленький вороненок с самого рождения дружит с этим звуком. Вы согласны со мной? Поднимите руку, те, кто хоть раз да слышал, как какой-нибудь вороненок кричал КААЛ, КЛА или КЙА.Звуковая культура речи дружит с музыкой, они вместе обожаютмузицировать, развивать силу голоса, речевое дыхание, темп и ритм, добиваются выразительности в высказывании звуковых сочетаний.
Основными задачами воспитания звуковой культуры речи
Госпожа развитие речи считает:
а) развитие артикуляционного аппарата (мышц речевого
аппарата);
б) ознакомление со строением речевого аппарата;
в) развитие речевого дыхания;
г) развитие фонематического слуха;
д) овладение правильным произношением всех звуков
родного языка;
е) усовершенствование дикции;
ѐ) развитие интонационной выразительности речи
(интонация, темп, тембр, сила голоса, мелодика, ударения и т.п.);
ж) работа над осознанием звукового состава языка. Вот!
А сейчас поиграем в игру «Что получится, то и получится».
Ведь вся наша жизнь - ИГРА!
Присутствующие делятся на 4 команды. Каждая команда за 1
минуту придумывает по 5 слов, 1-ая команда придумывает слова,
которые отвечают на вопрос Кто? Что?, 2-ая - на вопрос Какой?, 3-я
- Что делает?, 4-ая - Где?
Кто? Что? Какой? Что делает? Где?
Сундук Замороженный Мяукает В печкеЧто же получилось? - Замороженный сундук мяукает в печке и т.д.
(Вот как красиво зазвучали вами придуманные слова)Самым капризным и вредным сыном Госпожи Развитие речи является Грамматический строй речи. Прежде всего, ему нравится доводить людей до тупикового состояния. Ну, никак он не хочет, чтобы его правила смогли легко запомнить и применять правильно в своей речи. А ведь все началось с того, что он поругался с этой капризулькой, дочерью Госпожи Развитие речи Речью. Ее величество Собственно Речь хвасталась, будто она самая главная в семье. Но когда грамматический строй речи начал, в свою очередь, вредничать, тогда то и Речи пришлось туго. Ведь необходимо было удержать в памяти и даже правильно применять склонения, падежи, распределять слова по родам, согласовывать слова всеми частями речи, в разных степенях, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, строить правильную грамматическую структуру высказываний, заниматься поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определенной фонетической и графической систем. С простыми она как-то еще справлялась. А ведь еще нужно было уметь пользоваться прямой и косвенной речью, правильно поставить ударение в словах, дабы не стать посмешищем.
А сейчас мои помощники предоставят Вам потерянные понятия (по 2 понятия на каждую команду). Вам необходимо, из общего множества найти определения этим понятиям.
Правильность речи соответствие устойчивым в литературном языке законам, правилам и нормам. Нормативность соблюдение правил устной и письменной речи: лексических (значение слов, семантические оттенки слов, сочетаемость слов), грамматических (род,
число, падеж), орфоэпических (правильное произношение).
Адекватность речи это точность выражения мыслей, чувств, ясность, понятность речи, точная речь — если употребленные слова отвечают их устойчивым языковым значениям.
Логичность речи это объединения мышления, языка и речи, это степень объединения слов в предложении по законам умственной (мыслительной) деятельности. Это соответствие смысловых связей и соотношений единиц языка в речи связям и соотношениям предметов и явлений в реальной действительности.
Разнообразие (богатство) речи это выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения разными образами и средствами.
Эстетичность речи
это эстетичная привлекательность речи, удачное использование эстетичных потенций языка (тон, темп, звучность), наличие образных выражений, поговорок, уместных фразеологических поворотов, цитат; объединение вербальных и невербальных (жесты, мимика, движения, поза) средств общения.
Чистота речи это отсутствие в нем нелитературных элементов: в орфоэпии — правильное литературно-нормативное произношение, отсутствие интерферентных явлений (акцента, смешиваний); в словаре — отсутствие диалектизмов, слов-паразитов и т.п.; в интонации —отсутствие грубых, бранных, лицемерных ноток, соответствие интонации содержанию и экспрессии высказывания.
Уместность речи объединяет в себе точность, логичность, выразительность, чистоту, отвечает ситуации общения, организовывает речь согласно цели высказывания
Молодцы, Вы достойно справились со своим заданием. Итак, продолжим.
Язык гордый сын Госпожи Развитие речи требующий к себе особого отношения всегда несколько заносчив. Ведь он умеет виртуозно владеть своим телом. Легко может достать до неба(предлагаю всем слушателям выполнить эти упражнения), зубов, оказаться между ними, вибрировать, сделаться лопаточкой, острым, как жало у пчелы; может высунуться и посмотреть налево, направо, вниз, вверх, даже достать до носа, «посмотреть» обидчику вслед. Зная свои особые свойства, Язык с легкостью передает чувства и мысли через систему определенных сигналов, звуков, голоса, интонацией, тембром, с помощью письменных символов и жестов. Язык - система знаков. Язык становится языком только тогда, когда за каждым звуком, словом или предложением стоит то или иное значение, которое может придать этому знаку определенный смысл. Существуют естественные языки - имеющиеся с незапамятных времен: русский, английский, японский и др., Есть и искусственные -это символические языки науки: языки математики, логики, химии, физики и т.д.Главное предназначение языка – служить основным средством обмена информацией. Как сказала Госпожа Развитие речи: «Язык есть явление культуры».
Система языка состоит из единиц, объединенных на соответствующих уровнях:
фонемы (звуки речи) - фонемный уровень, морфемы (части слова) - морфемный уровень,
слова - лексический уровень, словосочетание и предложения – синтаксический уровень.
Фонемный, т.е. звуковой состав слов очень загадочен. Звуки обожают играть в прятки со слуховым восприятием. Маленьким детям не всегда точно удается услышать их местонахождение. Таким способом звуковой состав слова забавляется с детьми, найдите,
мол, поскорей, где же находится заданный звук, в начале, в середине или в конце слова. Его веселит, когда дети не могут понять, почему же звук, когда произносится, называется звук, а как только его напишешь, сразу становится буквой. Звуки они ведь такие щеголи, питают нежные чувства к определенным нарядам. Гласные звуки носят исключительно красный наряд и обожают веселиться и петь протяжные песни а, о, у, ы, э, я, е, ѐ, ю, и. Когда произносишь эти звуки, во рту нам ничто не мешает, звуки поются свободно.Ну, а согласные согласны шипеть, хрипеть, рычать и свистеть, но не заставишь их петь. Когда их произносишь, сразу наталкиваешься на препятствия во рту в виде неба, зубов, губы. Гласные звуки имеют безграничную власть над согласными, гласные звуки гласят, согласные с ними соглашаются. Например, гласные а, о, у, ы, э желают видеть рядом с собой согласных только в синих нарядах, ведь они такие твердые с волевым характером как синий-синий лед. А вот рядом с гласными я, е, ѐ, и, ю все согласные, становятся галантными, мягкими как свежая зеленая травка и предпочитают наряды зеленого цвета.
Гласные звуки, взявшись за руки с согласными, строят слоги, открытые или закрытые. МА- АМ. Слог - это часть слова (морфемы), слово (лексика) - это часть предложения. Вот как раз следующая дочь Госпожи Развитие речи и любит говорить целыми предложениями(синтаксис).Самая важная дочь Госпожи Развитие речи - это Связная речь.
Уж очень она серьезная и весьма сердится, когда нарушают ее ход мыслей. Любит вести деловой (и не очень) разговор между людьми, громко называя это диалогом, полилогом.
Но монолог она обожает, прежде всего. Ведь в нем вся ее сущность: какой полет фантазий, какие обороты речи, это возможность блистать знанием афоризмов, деепричастных оборотов речи, виртуозно играть интонацией, силой голоса: говоря то тихо, то ровно, то постепенно увеличивая, то резко обрывая, словно скошенная трава на землю, то вдохновенно, возвышенно, как взметнувшая ввысь свободная птица, а местами доходя до шепота, точно бы подкрадывающаяся к своей добыче рысь, то, доводя силу
голоса до оглушительного боя набата. Вот такая важная и игривая эта Связная речь. Она всегда вольна в своих высказываниях, в построении предложений, реплик. Но даже самой Связной речи приходится всегда дружить со словарем, с этим шаловливым, капризным юнцом. Речь очень гордится тем, что она существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. И еще тем, что она, являясь средством выражения мыслей, в ходе своего развития в онтогенезе, становится основным механизмом мышления человека. Так как точно знает, что высшее абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. Согласитесь, есть повод для гордости, не правда ли? И вообще Речь несет по жизни два сосуда. В одной руке в сосуде несет устную, в другой – письменную речь. Речь нога в ногу идет по жизни с фонетикой, звуковой культурой речи, лингвистикой, морфологией, лексикой, синтаксисом. Связная речь гордится еще тем, что она умеет содержательно,
понятно, выразительно и действенно умеет высказываться. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя она намного богаче внешней. Почему? Да потому что речь внутренняя она предназначена для себя, ее не нужно обнародовать: общайся себе,сколько хочешь, а внешняя – это особый случай, тут тебя все услышат, «увидят» твой внутренний мир, могут и ответить, а могут ведь и критиковать. А критику она выносила с трудом.
Перед Вами, уважаемые коллеги, лежит бестолковый словарь. Ваша задача за 7-10 минут придумать связный рассказ по этому словарю.
Команды представляют свои рассказы. Каждой команде выдаются сладкие жетоны. Таким образом, мы с Вами попутно освоили художественную литературу, где основными участниками были все дети Госпожи развитие речи. А теперь настала пора подсчитывать сладкие жетоны. Итак, по подведенным подсчетам команда «…» становится лауреатом премии Госпожи развитие речи. И получает диплом конкурса Госпожи развитие речи в номинации «Лучший знаток Раздела «Развитие речи».
Библиография
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и
методические рекомендации.-М.:Мозаика-Синтез, 2006.-56 с.
Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической
работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995.-т128 с.
Ельцова О.М. Практикум по профессиональной коммуникации
педагогов: рекомендации, игры, тренинги- Волгоград: Учитель, 2010.-
215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки «Развитие связной речи дошкольников и подготовка их к школе»
Важность и способы развития связной речи у дошкольников....
Методическая разработка "Развитие связной речи у дошкольника "
ПланВведение …………………………………………………………&hell...
Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"
Важно развивать развитие речи детей,это основа основ для каждого ребёнка!...
Методическая разработка "Развитие связной речи у дошкольника "
Методическая разработка по развитию речи в средней группе «Поможем бабушке Федоре»Тема: «Поможем бабушке Федоре".Цель: Помочь детям вспомнить название содержания...
Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через составление текстов сказочного содержания"
Речь ребенка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель его ставит в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. В данной раз...
Методическая разработка «Развитие образной речи детей в детском саду»
методическая разработка...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Развитие речевой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....