Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Шабалина Татьяна Александровна

Важно развивать развитие речи  детей,это основа основ для каждого ребёнка!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Защищена с оценкой _______________

Протокол № ____ от _______________

Курсовая работа

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

студентки  группы 12а

очно-заочного отделения

Шабалиной Татьяны

специальность 440201

«Дошкольное образование»

Руководитель

Иванова Ирина Евгеньевна

Санкт-Петербург

2018


Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Закономерности развития речи у детей раннего возраста………………..5

2. Характеристика речи детей 2-3 лет……………………………………….10

3. Виды совместной образовательной деятельности как средства развития речи малышей……………………….. ……………………………………….15

4.Особенности организации и проведения разных игр - занятий………….20

Заключение……………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………………27

Приложение…………………………………………………………………...28

                                                 

Введение

Актуальность темы курсовой работы. 

Одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь – это не только слова, произнесённые вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребёнок овладевает речью в общении со взрослым. Но даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, или «единство слова и дела», - очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; здесь требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приёмов, активизирующих речь детей. Важно только, чтобы все эти приёмы не были оторваны от конкретных жизненных интересов малышей, чтобы это не были специальные занятия по развитию речи.

Несмотря на важность выделенной проблемы, в практике работы педагогов ДОУ с малышами отмечается недостаточное внимание к созданию условий, способствующих развитию активной речи у детей:

- мало внимания уделяется индивидуальному общению с каждым ребёнком;

- взрослые не всегда включаются в речевое взаимодействие с детьми в процессе самостоятельной деятельности детей;

- отсутствует система в организации специальных игр-занятий с малышами.

        Всё это приводит к задержке в развитии активной речи у детей.

Будущая жизнь малыша зависит от благополучного и полноценного психического, физического и физиологического развития с первых же месяцев его жизни. С помощью осмысленной речи мы получаем новую информацию, делимся приобретенной, даем понять другим людям, что нам нравится, чего мы избегаем, как относимся к тем или иным явлениям в мире. Все это происходит благодаря нашей речи. Главенствующую роль в развитии ребенка играет то, насколько своевременно он сможет найти контакт с окружающим миром и людьми. Речь-это основа нормального функционирования любого человека в обществе, поэтому ключевая задача воспитателя-педагога терпеливо развивать этот навык у детей с раннего возраста. Отмечу, что раннее воспитание происходит в тесном синтезе усилий родителей малыша и педагогов. Это то время, когда начинают закладываться основы для развития памяти, мышления, внимания и понимания.

обусловлена необходимостью выделить и понять основные особенности развития активной речи ребенка. В первые годы жизни формируется взгляд на мир. Это происходит посредством получения, как собственного опыта, так и восприятия общественного. Воспитатель должен в полной мере понимать закономерности  и индивидуальные особенности развития речи ребенка в процессе образовательной деятельности.

Цель исследования: теоретическое изучение проблемы развития активной речи детей раннего возраста в процессе организации совместной организованной образовательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить закономерности развития речи у детей раннего возраста.

2. Познакомиться с характеристикой речи детей 2-3 лет.

3. Рассмотреть виды совместной организованной деятельности, направленные на развитие активной речи малышей.

4. Изучить особенности проведения разных игр-занятий для развития активной речи детей.

Словарь основных понятий

Речь –

Активная речь –

Развитие речи –

Совместная образовательная деятельность –

Дидактические игры –

Упражнения –

, осмысленная речь, раннее развитие, активный и пассивный словарь, сензитивный период развития речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, организованная образовательная деятельность, , тематические, интегрированные занятия, коммуникативная активность, мини-занятия, артикуляционная гимнастика.

  1. Закономерности развития речи у детей раннего возраста

С первых дней жизни между ребенком и взрослыми устанавливается невербальный контакт. Овладение речью — революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение.[1,6стр.]

Невербальные формы и средства общения являются врожденными. Такое общение происходит с помощью мимики. Это также могут быть зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные контакты. Ребенок воспринимает запах матери, ее прикосновения и чувствует себя в безопасности. Еще не владея речью, малыш изучает мир, воспринимая его объекты при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Но только при помощи слов, обозначающих объекты и их значимые признаки, восприятие закрепляется в виде представлений. И эти представления ложатся в основу всего дальнейшего изучения ребенком мира. [1,7стр.] Хочу Следует отметить, что здоровый и крепкий физически малыш гораздо лучше развивается психически, и даже незначительные недомогания могут серьезно повлиять на его эмоциональную сферу. За первый месяц жизни здоровый младенец учится реагировать на обращения и сосредотачивается на взрослом.    Для дальнейшего полноценного развития взрослые должны постоянно направлять свое внимание на ребенка и устанавливать с ним контакт.

Развитие детской речи до трех лет традиционно разделяют на три основных этапа:

1) доречевой этап – делится на период гуления и период лепета - от рождения до 1 года,

2) дограмматический этап первичного освоения языка – то 1 года до 2 лет;

3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка.

Для того, чтобы овладеть языком, (понимать его и общаться на нем), ребенок должен, во-первых, находиться в так называемой «языковой среде», т.е. иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова.

«Критическим» периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Предречевой период включает в себя первые месяцы жизни младенца, когда он издает крик-плач. Это свидетельство эмоциональной реакции, связанной с каким-либо дискомфортом, неудовольствием, физиологическими потребностями. На втором, третьем месяце можно по крику определить причину беспокойства ребенка. Среди причин может быть голод, холод, мокрые подгузники и пеленки и т.д.

С 10-12 недель появляется хныканье, которое также является отражением младенческого неудовольствия.

В трехмесячном возрасте при контакте со взрослыми ребенок оживляется, издает звуки. В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса.

К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

К 8 месяцам появляется повторение одинаковых слогов, например, «ба-ба», «да-да», «па-па». В речи ребенка используются звуки:  п, б, м, г, к, э, а. 

К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»). К году ребёнок начинает пользоваться 10-12 словами, которые также носят  лепетный, звукоподражательный характер.

Второй год жизни – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных поручений взрослого, включающих несколько действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми от 1 года 6 месяцев – 1 года 8 месяцев значительно опережает развитие у них активной речи. Однако при правильном воспитании и здесь наблюдаются серьезные сдвиги. Благодаря развитию подражания запас произносимых слов к 2 годам увеличивается до 200-300; в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разнообразным поводам, развивается речь как средство общения со взрослым.

Развитие понимания речи

Развитие понимания речи идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на втором году жизни усваивает и название действий. Это те, которые он проделывает сам или наблюдает неоднократно, как их выполняют взрослые, при условии, что они обозначаются словами.

Следует обращать внимание детей, особенно после 1 года 6 месяцев, на качества, состояние, назначение некоторых предметов: «Посмотри, у меня маленький мячик, а у тебя большой», «Арбуз красный и сладкий». Сами дети на втором году жизни эти признаки еще назвать не могут.

Положительной предпосылкой, способствующей формированию и усложнению понимания речи, является совершенствование ориентировочной деятельности.

Теперь ее могут вызывать соответствующие слова взрослого: «Посмотри вот то-то», «А где у нас петушок?», «Поищи, где мишка. Нет, это не мишка, это зайка. А где мишка?».

Когда условия ориентировки и дифференцирования усложняются, зта связь у детей 1 года 8 месяцев – 1 года 10 месяцев может быть непрочной, неустойчивой. Дети нередко ошибаются, если, например, новые предметы, которые раньше им показывали только поодиночке, теперь нужно отыскать среди многих других предметов и игрушек или если ребенку предлагают отыскать требуемый предмет среди других сходных с ним по внешнему виду, отличить предметы со сходно звучащими названиями.

Нужно добиваться, чтобы дети узнавали предмет в разнообразной, даже сложной обстановке. Важно, чтобы они понимали, что действия, относящиеся к одному предмету, могут быть перенесены на другие (надень кольцо на стержень, надень тапки, шапку). Необходимо учить детей, особенно после 1 года 6 месяцев – 1 года 8 месяцев, различать предметы, сходные по внешнему виду или со сходно звучащими названиями. Сами дети в этот период произнести слово фонетически точно еще не могут.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это основное свойство, характеризующее речевую деятельность. «Слово всегда относиться не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает и с психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение…»

Для детей от 1 ода до 2 лет 6 месяцев Н.Х.Швачкиным установлены три стадии развития обобщения.

1. Наглядное обобщение, т.е. группировка предметов по наиболее ярким внешним признакам, чаще всего цветовым. На этой стадии на вопрос «Покажи, где утюг?» ребенок указывает на все красные предметы, так как  утюг, который ему демонстрировали в первый раз, был красный.

2. Вторая ступень обобщения (слова-имена) характеризуется тем, что ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление о данном предмете. На этой стадии дети относят название только к тому предмету, с  которым активно действуют. Разученное название не переносится на другой предмет, если он изменен по цвету и размеру.

3. В конце второго, начале третьего года жизни дети овладевают способностью узнавать знакомые предметы, объекты (лошадку, птичку, шапку и др.) в натуральном виде, игрушках, на рисунках независимо от величины, цвета, формы.

Так возникает истинное обобщение.

Пока способность обобщения находится на уровне второй стадии, ребенок часто обозначает предмет другим названием на основе вычленения случайных, несущественных признаков (цвета, деталей формы, материала и т. п.) и игнорирует признаки, характерные для данной категории предметов. Например, называет «киса» все мягкое, пушистое.

Процесс обобщения в раннем возрасте во многом зависит от способа познания. В раннем возрасте познание ребенка идет в основном от предмета к слову. У детей 3-7 лет наблюдается обратный процесс: речевое познание идет в основном от слова к предмету.

Способность обобщения у детей второго года жизни выражается в том, что слово ассоциируется не с единичным, всегда одним и тем же предметом, а начинает обозначать все предметы данной категории, несмотря на различия по цвету, форме, величине. Дети узнают предметы, если они даны в виде модели, игрушки или картинки.

Благоприятными предпосылками для развития у детей (особенно в возрасте от 1 года 10 месяцев) функции обобщения является формирующееся в процессе общения со взрослым понимание речи, а главное – умение обозначить предмет словом и проделать с ним разнообразные действия.

Нельзя ограничиваться показом  только одних предметов. Ведь умение узнавать предмет на рисунке – тоже одна из сторон способности обобщения, формирующаяся в этом возрасте.

Полноценного и разностороннего развития речи на втором и третьем году жизни  можно добиться только комплексным использованием натуральных предметов и картинок.

После 1 года 6 месяцев дети начинают понимать разговор взрослого о прошедших событиях, связанных с их личным опытом, например: «Сегодня на прогулке кормили птичек. Оля дала птичкам хлеба».

Речь взрослого для ребенка второго года жизни становится основым регулятором поведения.

Развитие активной речи

Помимо произнесения осмысленных слов в разнообразных ситуациях, у детей в самостоятельной деятельности наблюдается как бы «игра в слова». К концу второго, а особенно на третьем году жизни, эта игра превращается в словотворчество.

Активно увеличивается количество слов, которые дети используют при взаимодействии с взрослым. Число произносимых ребенком слов к 1 году 6 месяцам составляет примерно 30, а к концу второго года жизни увеличивается до 300-400 слов. Появляется все больше слов, обозначающих не только предметы и действия, но и доступные пониманию детей качества и отношения между предметами, например наречия (там, здесь, где, тут, туда и др.), отдельные прилагательные (большой, маленький, плохой, хороший), слова звукоподражания ( му-му, би-би) заменяются правильными (корова, машина).

Слова детей второго года жизни несовершенны в фонетическом отношении. Вплоть до четвертого года жизни отмечаются пропуски звуков (машина - «атина), уподобление их друг другу, замена одного звука другим (беги – «беди»), при овладении новым согласным звуком наблюдается его смягчение в связи с излишней напряженностью мышц. Эти особенности считаются физиологическими, допустимыми, поскольку в основе их лежит несовершенство речевого аппарата и слуха.

Точных нормативов правильного произношения в раннем возрасте пока нет. Однако исследования показывают, что первыми в онтогенезе появляются губно-губные звуки п. б, м. Это связано с безусловным сосательным рефлексом, который способствует развитию губных мышц. Звуки п.б.м произносятся детьми без труда и правильно в 90% случаев.

Из группы передних задних небно-язычных звуков легко произносятся т, д, к, г. Большинство детей правильно произносят губно-зубной звук в, переднее небно- язычное н и мягкое ль.

При благоприятных условиях воспитания у детей к двум годам наблюдается правильное произнесение звуков з, с, ц, ф, х (30 – 50% случаев) и единичные, не закрепленные в последующем факты произнесения шипящих. Однако большинство детей овладевают произношением  свистящих и шипящих звуков на более поздних этапах развития.

К двум годам ребенок начинает произносить любые слова, но часто пропускает отдельные звуки, сокращает слоговую структуру слова.

Несовершенное произношение слов в раннем возрасте определяется факторами внутреннего порядка (особенности развития, состояние здоровья) и внешнего (условия жизни, воспитания). К числу особенностей развития относится несовершенство слуха и речедвигательного аппарата.

Вначале слова у ребенка имеют смысл предложения. Возглас «мама» в одних случаях обозначает «возьми на руки», в других – «дай игрушку». Слова-предложения состоят из существительных или названий действий («бай-бай» - спать, «пруа» - гулять, бах» - упала идр.). Этап безраздельного господства слова-предложения продолжается приблизительно от 1года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев. Постепенно в речи детей появляются двухсловные предложения, и к 1году 10 месяцам они дополняются трех- и четырехсловными. В конце второго года жизни появляются восклицательные и вопросительные предложения. Причем вопрос, как правило, выражается интонацией: «Ия кусяя?» (Ира кушала?), «Мама купия кафетю?» (Мама купила конфету?). вопросительные слова встречаются редко («это что?», « де паток?», «баба куда падет?»).

В конце второго года жизни ребенок начинает правильно употреблять единственное и множественное число существительных, в его речи появляются именительный, родительный и винительный падежи, а также суффиксы уменьшительности. Глаголы встречаются в настоящем, прошедшем времени, повелительном наклонении и инфинитиве.

Таким образом, первые два года жизни ребёнка являются базой для усвоения речи на последующих возрастных этапах.

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали». [2]

                        Д. Болдуин.

«Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебяВоспитывай себя».

Английская пословица.

2. SOCRATIFY.NET – Режим доступа: https://socratify.net/quotes/omar-khaiiam/248632

Эти высказывания закономерны и для развития речи малыша. Его речь будет похожа на то, о чем  говорят взрослые, поэтому следует максимально внимательно относится к тому, что и как произносить в присутствии ребенка. Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [3,65стр.]

К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.[4,22стр.]

Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3–4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Раннее развитие  – это  неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, это позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее;

3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 2011. 400 с.

4 Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М., 2013. 258 стр.

специально созданная среда, в которой малыш может познавать, изучать, разглядывать пространство вокруг себя, предметы, игрушки, вещи; и это также постоянное присутствие матери рядом с ребенком.

Развитие связной речи  происходит поэтапно. Здесь можно выделить три обширных этапа (Таблица 1).

Таблица 1- Этапы развития речи у детей младшего возраста

Этапы

Характеристика

Первый этап - подготовительный

Характеризуется развитием отделов речевого аппарата: центрального отдела-головной мозг и периферического - органы слуха и органы, которые учувствуют в воспроизведении звукового ряда (дыхание, голос, артикуляция).

Второй этап

На втором этапе происходит понимание, осмысление речи, когда малыш учится произносить свои первые осознанные слова. Развитие активного словаря приводит к тому, что ребенок начинает использовать словосочетания и фразы.

Третий этап

Последний этап характеризуется  расширением лексического запаса, который теперь умеет использовать грамотно оформленную монологическую речь, четко и выразительно проговаривает ее.

Раннее развитие - это сензитивный период, который характеризуется наиболее благоприятными условиями для формирования у человека определенных психических свойств и видов поведения.[5,18стр.]

Сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет. Сензитивный с латыни – это «чувствительный». Зная о том, какой период предстоит малышу, можно подготовиться и извлечь максимум пользы.     Воспитание – это, прежде всего предусмотрительность. Сензитивные периоды проявляются у всех, но биологический возраст не всегда соответствует психологическому, поэтому эти периоды будут до некоторой степени индивидуальными. Необходимо ориентироваться на самого ребенка и его развитие. И здесь нужно принимать во внимание, что желание взрослого, чтобы ребенок был самым умным и самым развитым может нанести психологическую травму. Не нужно бежать «впереди паровоза», не нужно гнаться за результатом, пусть все будет происходить естественно и в свое время.

Рассмотрим закономерные периоды развития речи у малыша. (Таблица 2).

                          Таблица 2 – Ранние периоды развития речи

с рождения

крики;

с 2 до 5-7 месяцев.

гуление-протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы). На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет;

начало с 4-7,5 месяцев.

Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу);

с 11-12 месяцев.

Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай)

от 1 года

Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики).

5.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения. М., 2014. 126 стр.

На первом подготовительном этапе ребенок начинает изучение языка с помощью освоения звуковой формы языкового знака.

Для детей в раннем возрасте характерна автономная речь, когда слова и слоги воспроизводятся, подражая взрослым, но при этом могут искажаться. Автономная речь многозначна и зависит от каждой новой ситуации. Для того чтобы период использования ребенком автономной речи не переходил критической границы, когда это может стать тормозом умственного развития, взрослые, занимаясь с ребенком, должны четко и понятно формулировать свои мысли сообразно каждой конкретной ситуации. Речь взрослого должна быть разнообразной. [6,51]

Чтобы ребенок начал разговаривать, необходимо выполнять следующие правила:

  1. Разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности: приготовление еды, прогулка, переодевание, говорить о том, что вы делаете.
  2. Проговаривать звуки и слова спокойно и внятно.
  3. В речи использовать понятные короткие конструкции.
  4. После того как заканчивается одна мысль необходимо делать паузу, чтобы ребенок мог осмыслить и ответить на вопрос, если это требуется.
  5. Не переходить на детский язык, не «сюсюкать».
  6. Любые занятия с ребенком должны проходить в форме игры. Ребенок легче усваивает информацию, донесенную в игровой форме.
  7. Для развития речи необходимо регулярно читать ребенку стихи и сказки.

2. Характеристика речи детей 2-3 лет

Третий год жизни характеризуется началом речевого общения детей друг с другом. Именно в этот период они проявляют речевую активность, сопровождая ею разные виды деятельности. Дети по собственной инициативе и по всяким поводам начинают использовать речь, как средство установления взаимодействия с окружающими.

Характеристика словаря.

На третьем году жизни у детей значительно возрастает словарь общеупотребительных слов и обогащается возникшее в конце второго года жизни словотворчество. Меняя интонацию, как бы играя со словами, ребенок произносит их в различных сочетаниях или рифмует: «Натка-лопатка, Светка-конфетка». Однако дети еще недостаточно осмысливают значения многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами. Отсюда такие выражения, как «мы с рядышком сядем», «а у меня красненький лентик» (бантик). Мать зовет ребенка домой: «Пойдем, уже поздно, солнышко село». А он в ответ: «А где его стульчик?».

К трем годам словарь ребенка достигает 1200-1500 слов, среди которых встречаются почти все части речи (редки только причастия, деепричастия, числительные).

У детей третьего года жизни совершенствуется подражание: они воспроизводят за взрослым не только любые сложные слова, но и целые предложения, иногда по смыслу для них совершенно непонятные. Дети легко запоминают и воспроизводят текст несложных стихотворений и песенок. Существенной стороной подражания является копирование интонации взрослых.

Особенности произношения слов.

 На третьем году жизни у ребенка формируется умение на слух относительно тонко дифференцировать звуки в словах. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдаются у детей лишь в случаях, когда речь идет о малознакомых или сильно измененных по виду предметах.

Дети этого возраста способны отличать правильное произношение слов друг другом от неправильного, хотя сами при произношении отдельных звуков используют звуки-заменители, не слыша при этом своей ошибки. Например:

- Дай мне кавандас.

- Не кавандас, а кавандас.

-Я и гаваю, кавандас.

На третьем году жизни дети полностью усваивают произношение легких по артикуляции звуков ( п, б, т, д, н, г, к, м ). При благоприятных условиях воспитания в 50 – 90% слов, употребляемых ребенком, правильно произносятся звуки, прежде считавшиеся трудными ( мягкое ль, в, ф, свистящие с, з, слитные фонемы ц, ч ). В 10 -30% слов, используемых детьми, произносятся даже шипящие и звук р.

Третий год жизни, особенно его вторая половина, - период появления и первичного закрепления в речи ребенка трудных звуков: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, х, ф, р.

Грамматический строй речи.

Третий год жизни – период настолько быстрого совершенствования грамматического строя речи, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к речи взрослых.

Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии.

Период до 2 лет 6 месяцев характеризуется преимуществом простых предложений. Ребенок начинает широко пользоваться вопросительными словами «что? куда? где?». Появляются вопросы «когда? как? почему?».

Построением сложносочиненных предложений дети овладевают легче, чем сложноподчиненных, что связано с трудностями овладения временных и причинно-следственных связей.

Уже с 2 лет 4 месяцев – 2 лет 6 месяцев дети используют в речи много предлогов, дательный и творительный падежи, а к трем годам ребенок овладевает основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными.

Уже в начале третьего года жизни в речи детей появляются глаголы в будущем времени, расширяются функции наречий, а с 2 лет 4 месяцев – 2 лет 6 месяцев значительно обогащается словарь прилагательных.

Наиболее трудно ребенку дается согласование в роде прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительным. Но и этим к концу третьего года жизни дети овладевают.

Для того чтобы речь ребенка развивалась своевременно необходимо соблюдать следующие правила:

- много разговаривать в присутствии ребенка.

- говорить неторопливо размеренно, четко проговаривая все звуки.

- постоянно поддерживать зрительный контакт с ребенком, быть вовлеченным в то, к чему он проявляет интерес.

- быть сдержанным и терпеливым.

- не ругать ребенка в присутствии других детей.

После двух лет при отсутствии нарушений даже самые молчаливые дети начинают говорить. Это может быть общение с помощью одних только слов или же целыми небольшими предложениями,  зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо принимать во внимание, что произнесение некоторых звуков может с трудом даваться ребенку. В период от двух до трех лет у ребенка активно начинает развиваться речевой аппарат, поэтому необходимо регулярно заниматься с ним.

Период от 2 - 3 лет характеризуется расширением активного и пассивного словаря в 3-4 раза. Ребенок начинает лучше понимать и усваивать речь. Речь характерна обилием глаголов, также употребляются слова-названия. В этом возрасте ребенок делает самостоятельные суждения о предметах и простых явлениях. Необходимо развивать у детей слуховое внимание, речевое дыхание, голос, научить четко произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, и, э, м, п, н, т, к, в, ф, и др. Период развития речи характеризуется изъянами в произношении. Звуки с, з ,ц, ш, р, л ребенок обычно или пропускает или заменяет (с-ф, ш-с, р-л). Это связано с недостаточным развитием речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Эта проблема решается не только временем, но и благотворным влиянием нормальной взрослой речи, когда ребенок получает указания от взрослых, как следует говорить, он стремится говорить правильно и чисто.

В этот период очень важно:

- не перенимать манеру общения  ребенка («Лешеньке бо-бо», «Оленька будет ням-ням»). Ребенок, слыша такую речь от взрослых, надолго оставит такую привычку в своей речи.

- развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме (с - песенка водички, з - песенка комара, ж - жужжит жук, ш - песенка ветра, р -мотор самолета)

- проведение звукоподражательных игр.

Нормы развития речи у детей 2-3 лет:

В 2—2,5 года ребенок имеет представление о числе один, может повторить две цифры (один и два) в правильной последовательности.

Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями — «я», «мне». Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т. е. понимает смысл вопросов типа «На чем ты сидишь?» и может ответить на них. В период от 2,5 до 3 лет. Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него — возраст «почемучек»). Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).

К трем годам словарь ребенка составляет 1200—1300 слов. В трехлетнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое. В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин). Умеет складывать фразы из 4-5 слов.

К задачам, которые должен реализовать воспитатель для развития речи ребенка относятся:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение и активизация словаря: Речь человека делится на две большие группы активная и пассивная. Пассивная речь – это та, которую мы используем в процессе мышления в нашем сознании. Набор слов, которые мы при этом используем, относится к пассивному словарю. Активная речь - непосредственно используемая нами при разговоре с участием речевого аппарата.      Совокупность тех слов, которые мы при этом используем, будут называться активным словарем.

3.Формирование грамматического строя речи:  Грамматический строй речи - это словоизменение и словообразование. Необходимо донести до ребенка в несложной форме, что практически каждое слово может изменяться с помощью суффиксов и падежей. Это не проговаривание и заучивание правил, а использование наглядных речевых примеров. Малыши учат слова, пытаются составлять из них словосочетания и целые предложения. Как показывают наблюдения, некоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи» характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется на занятиях изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, занятий с мозаикой, когда дети, находясь рядом, каждый занимается своим делом. [7, 69 стр]

4. Развитие связной речи. диалогической и монологической речи. Условием развития связной речи является совершенствование монологической. Монологическая речь - произвольный развернутый вид речи. Начиная с 2-ух лет, необходимо развивать у ребенка навык монологической речи в процессе чтения, и проговаривания стишков-прибауток.

Методы монологической речи - это пересказ и сочинение. 

Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.А. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими учеными в области психологии.

Для развития связной речи обязательным условием является взаимосвязь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности

7.Гвоздев А. Н., Вопросы изучения детской речи, М., 1961 470 стр.

Для развития связной речи обязательным условием является взаимосвязь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности.

Что касается диалогической речи, то некоторые особенности диалога детей 2-3 лет выявила в своем исследовании Т. Слама-Казаку.

 Она обращает внимание на то, что после 2 – ух лет диалог занимает значительное место в детской речи (80%). Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития. Решение этой задачи зависит от наличия благоприятной речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и проводимых образовательных мероприятий, которые необходимы  в процессе целенаправленного речевого воспитания. [8,27стр.]

  1. Диалог представляет собой яркое проявление коммуникативной функции речи детей.
  2. Чередование говорения одного участника диалога с прослушиванием и после-говорением другого участника.
  3. Развитие диалогической речи является одним из самых важных элементов речевого развития  в процессе организованной образовательной деятельности.

Задачи педагога - воспитателя:

  1. Добиться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и другими детьми.
  2. Научить ребенка выражать словами свои просьбы, отвечать словами на обращения и вопросы.
  3. Привить речевую культуру: внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать и не отвлекаться от разговора с человеком.

8.Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. М., 2012 80 стр.

  1. Обучить пользоваться такими инструментами устной речи, как: вопрос, ответ, короткое сообщение, развернутый рассказ.

Эти задачи развития речи детей реализуются во всех возрастных группах, но методы зависят от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Для того чтобы глубже разобраться в особенностях развития речи на данном этапе необходимо понять взаимосвязь между мышлением и актом речи.

Слово, представляет собой живое единство звука и значения, содержащего в себе. Звук и значение в слове никак не связаны между собой. Звук и значение, объединенные в знак, живут совершенно обособленно. Поэтому привыкнуть озвучивать слова согласно своим мыслям ребенку, не имеющему навыков в этом, дается нелегко. Слова - это квинтэссенция мысли, поэтому хороший способ научить ребенка говорить предложениями - побуждать его как можно больше мыслить. Речь совмещает в себе функцию общения и мышления. Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности общаться. Если не развивать речевую активность у ребенка, то, скорее всего он замкнется и не сможет наладить контакт с окружающей социальной средой, происходит это потому, что на начальном этапе развития речи, ребенок мыслит для себя. [9,11стр]

9.Леонтьев А. А., Исследования детской речи, в сб.: Основы теории речевой деятельности, М., 1974, 214 стр.

  1. Виды совместной образовательной деятельности как средства развития речи детей раннего возраста

         В группах раннего возраста совместная образовательная деятельность, направленная на развитие активной речи малышей  проводится в форме игр-занятий. Они проводятся индивидуально и по подгруппам. Чем младше дети, тем количество детей в подгруппе должно быть меньше. На втором году жизни в подгруппу объединяют 3-6 детей, на третьем году жизни – 8-10 малышей. Игры-занятия проводятся в течение 8-10 минут в группах второго года жизни и в течение 10-12 минут в группах третьего года жизни.

         С детьми проводятся разные игры занятия …. ДАЛЬШЕ НАЗВАТЬ ВИДЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ детей, а  ПРИМЕРЫ ТАКИХ ИГР ПРИВЕСТИ в следующем параграфе. Смотреть лекции и сб. игр для работы с детьми раннего возраста.

        

Организованная образовательная деятельность (ООД) в младшем дошкольном возрасте – это, прежде всего, подготовительный этап к школе.

Чтобы ребенок психологически, физически и интеллектуально был подготовлен, педагогу-воспитателю требуется выстраивать процесс обучения и развития таким образом, чтобы впоследствии все эти условия были выполнены.

Ребенок расширяет свой жизненный опыт, учится устанавливать причинно-следственные связи между объектами внешнего мира, задает много разнообразных вопросов. И в это время необходимо побуждать ребенка много говорить, и говорить самому в присутствии ребенка.

Главной задачей на данном этапе развития речи является формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи. Педагогу необходимо создать условия для развития активного словаря и формирования навыков употребления в устной речи несложных конструкций и предложений.

Успешному развитию речи у ребенка способствуют многочисленные факторы, и одним из них является создание развивающей и способной заинтересовать ребенка среды.[10,215стр.]

Существуют разнообразные методы, которыми педагог - воспитатель может пользоваться для развития речи ребенка. Метод развития речи - способ взаимодействия педагога и ребенка, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений у последнего.

Выделяют три группы методов: наглядные, словесные и практические.

10 Мария Монтессори « Мой метод» 2014 г. 416 стр.

Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным методам относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. Формы работы с детьми:

  1. Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадок, разучивание стишков и потешек, ситуативные разговоры.
  2. Написание  простейших рассказов, слушание исполнение музыкальных произведений, музыкальные игры, импровизация.
  3. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
  4. Экскурсии, тематические прогулки.

По способу организации занятия по развитию речи бывают:

  1. Индивидуальные (1-3 детей).
  2. Индивидуально - групповые (4-6 детей).
  3. Групповые (до 10-12 детей).

Для детей 2-3 лет наиболее подходят комплексные и тематические занятия.

Таблица 3-Примерная структура комплексного занятия.

Период

Структура занятия

Описание

1 неделя

-речевая коммуникативная активность.

-звуковая культура речи.

-грамматика.

-развитие навыков устной речи, разнообразные беседы игры, побуждающие детей к диалогу.

-умение правильно и чисто произносить слова, постановка правильного речевого дыхания, использование интонации, формирование нормального темпа речи, овладение выразительностью при произношении слов и построении фраз.

-умение правильно согласовывать слова, окончания слов и строить грамматически правильные фразы.


Продолжение Таблицы 3

2 неделя

- речевая коммуникативная активность.

-грамматика.

-словарь.

Наращивание активного словаря путем познавательной активности ребенка, в ходе общения, работы воспитателя, направленной на изучение новых слов.

3 неделя

-речевая коммуникативная активность.

-словарь.

-звуковая культура речи.

Как мы уже выяснили, спецификой комплексных занятий является то, что оно направлено на решение не менее трех речевых задач:

- Развитие коммуникативной активности. Включает в себя развитие диалогической и связной речи.

-   Словарная работа.

-    Звуковая культура речи.

Тематические занятия - это углубленное изучение тех разделов речевой работы, которые рассматривались на комплексном занятии, они дают возможность совершенствовать знания.

Интегрированные занятия применяются для закрепления материала и навыков речи. Для детей третьего года жизни зачастую проводят 1-2 раза в квартал.[11]

Отдельное внимание при анализе разнообразных видов занятий, выполняющих функции развития навыков устной речи у младших дошкольников, следует уделить мини-занятиям. Их главная особенность соответствие личностно - ориентированной модели дошкольного образования. В течение дня воспитатель может включать в работу сразу несколько мини-занятий различной формы, в рамках одной крупной темы. Мини - занятия направлены на понимание родного языка и развитие коммуникативных навыков. При этом используется музыкальное сопровождение, упражнения на развитие мелкой моторики, изобразительная деятельность, которые сопровождаются речевыми комментариями воспитателя и самих детей. Чаще всего с детьми младшего дошкольного возраста такие занятия проводятся с игрушками. Продолжительность занятий от 2 до 5 минут. Их обычно проводят с 2-4 детьми, в то время пока остальные занимаются самостоятельной деятельностью.  В процессе таких занятий ребенок занимается самостоятельно и при этом проговаривает свои действия. Воспитатель может сам выбирать слова и темы, которые вызывают у ребенка затруднения, тем самым помогая, наращивать навык произнесения звуков и решить проблемы ребенка с выразительностью и интонацией.

В структуру занятия обычно включают:

-музыкальное поздравление, направленное на развитие речевой культуры;

-изобразительная деятельность, сопровождающаяся речевыми комментариями.

Все элементы, которые входят в программу мини-занятия, чаще всего объединены общей сюжетной линией. Она определяется темой, например тема: «Семья», тема: «Лес» и т.д.

11.Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Издательство: М.: Учпедгиз; Издание 4-е, 1961г. 120 стр.

Программу  занятий стоит разрабатывать таким образом, чтобы ребенок не уставал и был вовлечен в то, чем ему предлагают заниматься. Для этого необходимо включать в программу подвижные игры, танцы, песни, стихотворный материал и т.д.[12]

В конце занятия подводят итоги и делают совместные устные выводы.

12.Белкина Л.В., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. М., 236 стр.

4.Особенности проведения разных игр – занятий с детьми раннего возраста

Существует большое множество различных игр-занятий, направленных на развитие речи. Все они являются средствами  развития малыша. Чтобы он мог свободно выражать свои мысли и желания, необходим богатый словарный запас, поэтому в первую очередь необходимо проговаривать все действия по ходу любых игр – занятий. [10,209 стр.]

 Развитие речи ребенка в возрасте от 2-3 лет происходит по нескольким направлениям. Основной задачей является овладение связной речью. Остальные задачи направлены на ее совершенствование (рисунок 1).

Овладение связной речью

      Умение вступать в

                                                   

                                                           речевой контакт

Рисунок 1- Структура овладения связной речью

Дети 2-3 лет - это 1-ая младшая группа. Для них важно научиться:

  1. Понимать, обращенную речь.
  2. Вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми.
  3. Выражать свои мысли вербально.

Итак, для того чтобы ребенок научился понимать обращенную речь необходимо развивать:

-фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Для достижения этой цели существует множество познавательных и развлекательных игр-занятий, они по- разному действуют на развитие речи у детей. Вот некоторые из них:

 «Играй со звуками»

Если  в группе  есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите ребенку отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Он не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

«Кто говорит?»

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

«Повторяй за мной»

Эта игра проводится по такому принципу: воспитатель отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, можно поменяться ролями:  ребенок будет издавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. В процессе игры ребенок получает возможность развивать память и мышление, это в свою очередь позволит развивать фонематический слух. (Приложение 1)

- правильное произношение звуков.

В качестве средства для совершенствования произношения звуков можно проводить пальчиковые игры. Это также метод для развития мелкой моторики рук. Суть игр заключается в повторении одних и тех же слов в стихотворениях. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

 «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!

Кроме того, в постановке правильного произношения звуков педагогу - воспитателю поможет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это тренировка речевого аппарата, позволяющая нарастить навык правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять с детьми регулярно, но при этом не нагружать малышей чрезмерными упражнениями, то есть двух упражнений за одно занятие будет достаточно. Занятие длится не более 5-10 минут. Каждое занятие необходимо закрепить, повторяя несколько раз. Проводить занятия необходимо в игровой форме.

1. Игра. «Замри»

Предложите малышу поиграть. Правила игры простые. Вы делаете не сложные движения, например, открываете, закрываете глаза и просите его повторить, открываете, закрываете рот, малыш повторяет. А затем задерживаете положение рта на несколько секунд открытым. Малыш повторяет.

2. Игра. «Счастливый малыш»

Когда вы произносите «Счастливый малыш», ребенок должен сомкнуть зубы и широко улыбнуться.

3.Игра «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.

Артикуляцию также хорошо развивают скороговорки.

Упражнения для губ

 

«Пузырь лопнул» - надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

«Зайку приняли за волка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

«Остановите лошадку» - произнести «Тпру!»

«Покажите, как котенок молоко лакает» - выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.

«Иголочка» - дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

«Лошадка цокает копытом» - пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

 

Скороговорки

При работе со скороговорками необходимо:

-выбирать те скороговорки, которые ребенок в состоянии понять.

-проговаривать скороговорку сначала самому, затем попросить произнести ее с интонацией ребенка.

-заинтересовать ребенка, чтобы ему нравилось это занятие. Для этого начало скороговорки можно произносить самому, а ребенка попросить закончить ее.

Примеры скороговорок:

«У редьки и репки корни крепки».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

«От топота копыт пыль по полю летит».

«У перепела с перепелкой пять перепелят».

«У четырех черепашек по четыре черепашонка».

«Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос».

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

 Для произношения звуков и слов немаловажную роль играет правильная постановка речевого дыхания. Оно отличается от обычного физиологического большей длительностью на выдохе, именно поэтому важно научить ребенка плавному выдоху.

Для отработки речевого дыхания и произнесения звуков применяют следующие игровые ситуации:

Скажи, как:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

Мышонок смеется – и-и-и-и;

Волк завет другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Игры, направленные на автоматизацию изолированных звуков

«Лес шумит»

Цель: закрепление правильного движения артикуляционного аппарата для произнесения звука «ш».

Перед  детьми картинка леса, педагог рассказывает, как хорошо в лесу, какие высокие деревья,  у них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш – ш- ш. Дети поднимают руки вверх, как веточки у деревьев и шумят, произнося звук ш-ш-ш. Ветер затих, и выползла из – за куста змея и зашипела ш-ш-ш. Дети произносят звук и имитируют руками движение змеи.

«Мухи в паутине»

Автоматизация звука «ж».

Часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки и не выпускают мух. Игра продолжается  до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Список литературы

Заключение

Данная курсовая работа была направлена на определение и анализ особенностей развития речи детей. В основной части работы акцентировали внимание на возрасте 2-3 лет и выявили этапы развития речи. В ходе работы рассмотрели ранний период развития ребенка, психо-физиологические аспекты и их влияние на развитие речи, обозначили правила для педагогов и родителей, следуя которым, ребенок начинает говорить  вовремя. Мы также описали методы развития монологической речи, условия формирования грамматического строя речи, проанализировали важность речевой среды, обозначили задачи педагога - воспитателя разных направлений для овладения связной речью. Выяснили, с помощью, каких приемов формируется активный и пассивный словарь, привели примеры игр - занятий для решения конкретных речевых задач.

 В ходе работы мы пришли к следующим выводам:

 Речь младенца в раннем возрасте это сочетание криков, звуков, гуления и лепета. Такая речь в первые месяцы жизни  помогает понять матери базовые потребности малыша.

Развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, поэтому в этот период необходимо в развлекательно-познавательной форме, воздействовать и формировать основу для развития в дальнейшем памяти, мышления, внимания и понимания.

Методы овладения связной речью включают в себя несколько направлений: понимание речи, правильное произнесение звуков, умение выражать свои мысли. Для работы по этим направлениям используются следующие методы: игры на развитие артикуляционного аппарата, разучивание стишков, скороговорок, потешек, беседы, простейшие тематические сочинения по пройденной тематике, пересказы коротеньких рассказов, загадки, музыкальные забавы и т.д.

Список литературы

1.Е. Янушко., Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1–3 лет. М. 2015 г.

2.SOCRATIFY.NET – Режим доступа: https://socratify.net/quotes/omar-khaiiam/248632

3.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 2011. 400 с.

4. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М., 2013. 258 стр.

5.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения. М., 2014. 126 стр.

6.Бородич А.М. Методика развития речи у детей. М., 2011. 184 стр.

7.Гвоздев А. Н., Вопросы изучения детской речи, М., 1961 470 стр.

8. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. М., 2012 80 стр.

9.Леонтьев А. А., Исследования детской речи, в сб.: Основы теории речевой деятельности, М., 1974, 214 стр.

10. Мария Монтессори « Мой метод» 2014 г. 416 стр.

11.Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Издательство: М.: Учпедгиз; Издание 4-е, 1961г. 120 стр.

12. Белкина Л.В., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. М., 236 стр.

Приложение 1

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

    Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

Пример загадок: «Доскажи словечко»

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

 

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

 

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

 

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

 

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

 

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

 

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Игра «Дождик, дождик»

 

Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.

Игра «Обгони»

 

    Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.

    Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать успела.

После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.

     Можно применять по ходу работы игры с различными предметами.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

  Развивает  понимание речи и соответствие действий. Познавательно для малышей.

    Также можно начинать показывать яркие картинки из азбуки, обращая внимание на те слова, в которых применяется буква.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности

    Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными в мытье рук, умывании, пользовании горшком. В этом в...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27969964","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня ...

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

Музыка для детей раннего возраста – это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально- ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду....

Консультация для педагогов «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

Консультация для педагогов «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»...