План-конспекта по развитию речи в подготовительной группе "Юный корреспондент"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Тема: «Юные корреспонденты»
Цель: Формирование лексико-грамматические категории родного языка.
Задачи:
· Актуализация знания детей о транспорте, актуализация словаря по теме
· Формирование навыка образования нового слова путем сложения основ двух слов
· Развитие речемыслительных навыков, анализ, синтеза
Логическая основа образовательной ситуации:
· Новое знание – способ образования из двух слов одного.
· Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – дать название машине.
· Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровой ситуацию)
· Результат – освоение способа словообразования, выполнение «детской» цели.
Материалы к занятию:
Картинки спец., транспорта, машин – цистерн
Карточки с изображениями слов – действий, схемы образования сложных слов.
Презентация «Транспорт»
Раздаточные:
Карточки с изображением транспорта
Оборудование:
Магнитофон, магнитная доска.
Специального оформления зала не требуется.
Звуковое оформление:
Музыка для физ., минутки.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.
- Ребята, у нас в книжном уголке я заметила несколько интересных журналов. Как они называются? Какой журнал вам больше всего нравятся? А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают газеты и журналы, пишут для них статьи? (журналисты, редакторы, корреспонденты) Как называют людей, которые делают фотографии для журналов? (фотографы или фотокорреспонденты).
- Мне позвонил главный редактор журнала «За рулем» и сказал, что ему нужны фотографии машины, которую придумали на автозаводе, но все корреспонденты заняты. Он просит нас помочь.
- Хотите поработать фотокорреспондентами и журналистами?
- Сможете?
- А что нужно фотокорреспондентам в работе? (фотоаппарат)
- Что в работе нужно журналистам? ( блокнот, ручка)
- Возьмите фотоаппараты.
Блокноты и мы отправляемся на автозавод. слайд 1.
2. Актуализация занятия
Образовательные задачи: актуализировать знания детей по теме транспорт, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, упражнять в описании предметов.
- Посмотрите, какие машины делают на заводе. слайд 2.
Сфотографируйте. Чтобы подписать фотографии нам разобраться, как называются эти машины, назовите их (пожарная машина, скорая помощь, подъемный кран) слайд 3.
- Как их назвать одним словом? Для чего предназначены эти машины? (пожарная – специально чтобы тушить пожары, скорая – специально чтобы быстро перевозить больных, подъемный кран – поднимать грузы на высоту)
- Значить, какой это транспорт по назначению? (специальный)
- Какой еще бывает транспорт по назначению? ( грузовой и пассажирский) слайд 4.
- А все ли машины похожи друг на друга? ( по цвету, форме, частям и т.д.) ( все машины чем-то похожи, и чем-то отличаются)
Д/и «Четвертый лишний» слайды 5,6,7.
- Как мы уже знаем, что инженеры-конструкторы этого завода придумали новую машину, но не знают, как ее назвать?
- А справитесь?
3. Затруднение в ситуации
Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности выявления места и причины затруднения.
На интерактивной доске появляется изображение цистерны. Слайд 8.
- Как можно назвать эту машину?
- А почему мы не можем этого сделать?
- Что нужно сделать? ( узнать назначение этой машины и ее название)
4. Открытие нового знания
Образовательные задачи: научить выделять основу двух простых существительных и соединять их в одно сложное
- Ребята догадайтесь, пассажирская это или грузовая машина? Почему вы так решили? (есть кузов/ нет салона) Как называется такой кузов? ( цистерна)
- Чтобы ее назвать, нам надо понять, что она может делать?
При возникновении у детей затруднений воспитатель подсказывает. ( Может возить кирпичи? Трубы? На что похож кузов?)
- В цистернах перевозят жидкие грузы. Назовите, какие жидкие грузы можно перевозить ( воду, молоко, бензин)
- Если эта машина возит молоко,( выставляется схема) как можно назвать ее одним словом. (молоковоз) слайд 9.
- Этот грузовик возит бензин. ( выставляется схема) ( бензовоз) слайд 10.
- А в этой цистерне возят воду, эту машину назовем… (водовоз) слайд 11.
Вывод: Смогли мы назвать машины? Помогли инженерам-конструкторам? Как у нас получились названия машин? ( Мы соединили два слова) Теперь мы знаем, как подписать фотографии для журнала.
- На заводе наступило время перерыва. И нам тоже пора отдохнуть. Мы с вами сделаем гимнастику. слайд 12.
Дети выходят на ковер, и выполняют движения под музыку.
5. Введение нового знания в систему знаний
Образовательные задачи: формирование умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач:
- Пока вы отдыхали, мне позвонил главный редактор и сказал, что ему понадобятся для журнала фотографии не только новой машины, но и транспорта, название которого состоит из двух слов.
Д/и «Подбери картинку»
На столе лежат картинки ( самолет, самосвал, велосипед, такси, паровоз, пароход, самокат, бензовоз, автобус, луноход)
Детям предлагается выбрать фотографии для журнала по заданию редактора.
Д/и « Угадай название»
- Редактор прислал мне на электронную почту сообщение, фотографии какого транспорта он от нас ждет.
- Я все распечатала. Только вместо слов, у меня почему-то получились картинки.
- Сфотографируйте для журнала тот транспорт название, которого зашифровано на этих картинках.
- Назовите свой транспорт, из каких слов они состоят.
6. Рефлексия
Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь
- Пора возвращаться в детский сад.
- Смогли мы выполнить просьбу главного реактора?
-Какое новое знание помогло вам выполнить эту работу? ( Мы научились называть машины, соединять два слова в одно).
- Молодцы, вы отлично справились.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_korespondenty.docx | 276.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
«Юные корреспонденты».
Автор:
Лисанова Елена Викторовна,
Воспитатель первой квалификационной категории.
Югорск 2016г.
Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»
Тема: «Юные корреспонденты»
Цель: Формирование лексико-грамматические категории родного языка.
Задачи:
- Актуализация знания детей о транспорте, актуализация словаря по теме
- Формирование навыка образования нового слова путем сложения основ двух слов
- Развитие речемыслительных навыков, анализ, синтеза
Логическая основа образовательной ситуации:
- Новое знание – способ образования из двух слов одного.
- Индивидуальное затруднение ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – дать название машине.
- Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровой ситуацию)
- Результат – освоение способа словообразования, выполнение «детской» цели.
Материалы к занятию:
Картинки спец., транспорта, машин – цистерн
Карточки с изображениями слов – действий, схемы образования сложных слов.
Презентация «Транспорт»
Раздаточные:
Карточки с изображением транспорта
Оборудование:
Магнитофон, магнитная доска.
Специального оформления зала не требуется.
Звуковое оформление:
Музыка для физ., минутки.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.
А сейчас мне хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Мы с вами знаем, что у каждого настроения свой цвет.
Посадите на нашу сказочную поляну цветы. Выберите, пожалуйста, тот цветок, который покажет, какое настроение у вас сегодня.
Дети выбирают цветы и сажают на поляну.
- Посмотрите, на нашей сказочной поляне выросло много разноцветных цветов. Я очень рада, что вы вас выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение у всех отличное!
- Ребята, у нас в книжном уголке я заметила несколько интересных журналов. Как они называются? Какой журнал вам больше всего нравятся? А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают газеты и журналы, пишут для них статьи? (журналисты, редакторы, корреспонденты) Как называют людей, которые делают фотографии для журналов? (фотографы или фотокорреспонденты).
- Мне позвонил главный редактор журнала «За рулем» и сказал, что ему нужны фотографии машины, которую придумали на автозаводе, но все корреспонденты заняты. Он просит нас помочь.
- Хотите поработать фотокорреспондентами и журналистами?
- Сможете?
- А что нужно фотокорреспондентам в работе? (фотоаппарат)
- Что в работе нужно журналистам? ( блокнот, ручка)
- Возьмите фотоаппараты.
Блокноты и мы отправляемся на автозавод. слайд 1.
2. Актуализация занятия
Образовательные задачи: актуализировать знания детей по теме транспорт, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, упражнять в описании предметов.
- Посмотрите, какие машины делают на заводе. слайд 2.
Сфотографируйте. Чтобы подписать фотографии нам разобраться, как называются эти машины, назовите их (пожарная машина, скорая помощь, подъемный кран) слайд 3.
- Как их назвать одним словом? Для чего предназначены эти машины? (пожарная – специально чтобы тушить пожары, скорая – специально чтобы быстро перевозить больных, подъемный кран – поднимать грузы на высоту)
- Значить, какой это транспорт по назначению? (специальный)
- Какой еще бывает транспорт по назначению? ( грузовой и пассажирский) слайд 4.
- А все ли машины похожи друг на друга? ( по цвету, форме, частям и т.д.) ( все машины чем-то похожи, и чем-то отличаются)
Д/и «Четвертый лишний» слайды 5,6,7.
- Как мы уже знаем, что инженеры-конструкторы этого завода придумали новую машину, но не знают, как ее назвать?
- А справитесь?
3. Затруднение в ситуации
Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности выявления места и причины затруднения.
На интерактивной доске появляется изображение цистерны. Слайд 8.
- Как можно назвать эту машину?
- А почему мы не можем этого сделать?
- Что нужно сделать? ( узнать назначение этой машины и ее название)
4. Открытие нового знания
Образовательные задачи: научить выделять основу двух простых существительных и соединять их в одно сложное
- Ребята догадайтесь, пассажирская это или грузовая машина? Почему вы так решили? (есть кузов/ нет салона) Как называется такой кузов? ( цистерна)
- Чтобы ее назвать, нам надо понять, что она может делать?
При возникновении у детей затруднений воспитатель подсказывает. ( Может возить кирпичи? Трубы? На что похож кузов?)
- В цистернах перевозят жидкие грузы. Назовите, какие жидкие грузы можно перевозить ( воду, молоко, бензин)
- Если эта машина возит молоко,( выставляется схема) как можно назвать ее одним словом. (молоковоз) слайд 9.
- Этот грузовик возит бензин. ( выставляется схема) ( бензовоз) слайд 10.
- А в этой цистерне возят воду, эту машину назовем… (водовоз) слайд 11.
Вывод: Смогли мы назвать машины? Помогли инженерам-конструкторам? Как у нас получились названия машин? ( Мы соединили два слова) Теперь мы знаем, как подписать фотографии для журнала.
- На заводе наступило время перерыва. И нам тоже пора отдохнуть. Мы с вами сделаем гимнастику. слайд 12.
Дети выходят на ковер, и выполняют движения под музыку.
5. Введение нового знания в систему знаний
Образовательные задачи: формирование умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач:
- Пока вы отдыхали, мне позвонил главный редактор и сказал, что ему понадобятся для журнала фотографии не только новой машины, но и транспорта, название которого состоит из двух слов.
Д/и «Подбери картинку»
На столе лежат картинки ( самолет, самосвал, велосипед, такси, паровоз, пароход, самокат, бензовоз, автобус, луноход)
Детям предлагается выбрать фотографии для журнала по заданию редактора.
Д/и « Угадай название»
- Редактор прислал мне на электронную почту сообщение, фотографии какого транспорта он от нас ждет.
- Я все распечатала. Только вместо слов, у меня почему-то получились картинки.
- Сфотографируйте для журнала тот транспорт название, которого зашифровано на этих картинках.
- Назовите свой транспорт, из каких слов они состоят.
6. Рефлексия
Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь
- Пора возвращаться в детский сад.
- Смогли мы выполнить просьбу главного реактора?
-Какое новое знание помогло вам выполнить эту работу? ( Мы научились называть машины, соединять два слова в одно).
- Молодцы, вы отлично справились.
+
+
+
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Защитники Отечества»
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защитившим страну от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников р...
План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Образовательные: Научить детей подпирать прилагательные к существительным; составить предложения по сюжетным картинкам; обогатить ле...
План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Вот и пришла Красавица-Весна»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках весны через изучение литературных и фольклорных произведений (загадки, потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, русские народные ска...
План-конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Беседа о А.С. Пушкине"
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРТема « Мебель»Цель :Активизировать словарь детей по теме «Мебель»Задачи :1.Коррек...
План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»
План-конспект НОДпо развитию речи в подготовительной группепо теме «В гостях у Зимушки-зимы»...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в Африку»
Береснева Любовь Ивановна. Конспект занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему « Путешествие в Африку ». Государственное Бюджетное Дошкольное Обр...