План-конспекта по развитию речи в подготовительной группе "Юный корреспондент"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лисанова Елена Викторовна

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Тема: «Юные корреспонденты»

Цель: Формирование лексико-грамматические категории родного языка.

 

Задачи:

·        Актуализация знания детей о транспорте, актуализация словаря по теме

·        Формирование навыка образования нового слова путем сложения основ двух слов

·        Развитие речемыслительных навыков, анализ, синтеза

 

Логическая основа образовательной ситуации:

·        Новое знание – способ образования из двух слов одного.

·        Индивидуальное затруднение  ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – дать название машине.

·        Цель деятельности детей («детская»  цель на этапе введения в игровой ситуацию)

·        Результат – освоение способа словообразования, выполнение «детской» цели.

 

 

Материалы к занятию:

Картинки спец., транспорта, машин – цистерн

Карточки с изображениями слов – действий, схемы образования сложных слов.

Презентация «Транспорт»

Раздаточные:

 Карточки с изображением транспорта

Оборудование:

Магнитофон, магнитная доска.

Специального оформления зала не требуется.

Звуковое оформление:

Музыка для физ., минутки.

 

 

 

Ход образовательной ситуации:

 

1.  Введение в ситуацию

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей:

- Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

- Ребята, у нас в книжном уголке я заметила несколько интересных журналов. Как они называются? Какой журнал вам больше всего нравятся? А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают газеты и журналы, пишут для них статьи? (журналисты, редакторы, корреспонденты)  Как  называют людей, которые делают фотографии для журналов? (фотографы или фотокорреспонденты).

- Мне позвонил главный редактор журнала «За рулем» и сказал, что ему нужны фотографии машины, которую придумали на автозаводе, но все корреспонденты заняты. Он просит нас помочь.

- Хотите поработать фотокорреспондентами и журналистами?

- Сможете?

- А что нужно фотокорреспондентам в работе? (фотоаппарат)

- Что в работе нужно журналистам? ( блокнот, ручка)

- Возьмите фотоаппараты.

 Блокноты и мы отправляемся на автозавод. слайд 1.

2. Актуализация занятия

Образовательные задачи: актуализировать знания детей по теме транспорт, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, упражнять в описании предметов.

- Посмотрите, какие машины делают на заводе. слайд 2.

Сфотографируйте. Чтобы подписать фотографии нам разобраться, как называются эти машины, назовите их (пожарная машина, скорая помощь, подъемный кран) слайд 3.

- Как их назвать одним словом? Для чего предназначены эти машины? (пожарная – специально чтобы тушить пожары, скорая – специально чтобы быстро перевозить больных, подъемный кран – поднимать грузы на высоту)

- Значить, какой это транспорт по назначению? (специальный)

- Какой еще бывает транспорт по  назначению? ( грузовой и пассажирский) слайд 4.

- А все ли машины похожи друг на друга?  ( по цвету, форме, частям и т.д.) ( все машины чем-то похожи, и чем-то отличаются)

Д/и «Четвертый  лишний» слайды 5,6,7.

- Как мы уже знаем, что инженеры-конструкторы этого завода придумали новую машину, но не знают, как ее назвать?

 

- А справитесь?

3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности выявления места и причины затруднения.

На интерактивной доске появляется изображение цистерны. Слайд 8.

- Как можно назвать эту машину?

- А почему мы не можем этого сделать?

- Что нужно сделать? ( узнать назначение этой машины и ее название)

4. Открытие нового знания

Образовательные задачи: научить выделять основу двух простых существительных и соединять их в одно сложное

 - Ребята догадайтесь, пассажирская это или грузовая  машина? Почему вы так решили? (есть кузов/ нет салона)  Как называется такой кузов? ( цистерна)

- Чтобы ее назвать, нам надо понять, что она может делать?

При возникновении у детей затруднений воспитатель подсказывает. ( Может возить кирпичи? Трубы? На что похож кузов?)

- В цистернах перевозят жидкие грузы. Назовите, какие жидкие грузы можно перевозить ( воду, молоко, бензин)

- Если эта машина возит молоко,( выставляется схема) как можно назвать ее одним словом. (молоковоз) слайд 9.

- Этот грузовик возит бензин. ( выставляется схема) ( бензовоз) слайд 10.

- А в этой цистерне возят воду, эту машину назовем… (водовоз) слайд 11.

Вывод:  Смогли мы назвать машины? Помогли инженерам-конструкторам? Как у нас получились названия машин? ( Мы соединили два слова) Теперь мы знаем, как подписать фотографии для журнала.

- На заводе наступило время перерыва. И нам тоже пора отдохнуть. Мы с вами сделаем гимнастику. слайд 12.

Дети выходят на ковер, и выполняют движения под музыку.

5. Введение нового знания в систему знаний

Образовательные задачи: формирование умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач:

- Пока вы отдыхали, мне позвонил главный редактор и сказал, что ему понадобятся для журнала фотографии не только новой машины, но и транспорта, название которого состоит из двух слов.

Д/и «Подбери картинку»

На столе лежат картинки ( самолет, самосвал, велосипед, такси, паровоз, пароход, самокат, бензовоз, автобус, луноход)

Детям предлагается выбрать фотографии для журнала по заданию редактора.

Д/и « Угадай название»

- Редактор прислал мне на электронную почту сообщение, фотографии какого транспорта он от нас ждет.

- Я все распечатала.  Только вместо слов, у меня почему-то получились картинки.

- Сфотографируйте для журнала тот транспорт название, которого зашифровано на этих картинках.

- Назовите свой транспорт, из каких слов они состоят.

 

6. Рефлексия

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь

- Пора возвращаться в детский сад.

- Смогли мы выполнить просьбу главного реактора?

-Какое новое знание помогло вам выполнить эту работу? ( Мы научились называть машины, соединять два слова в одно).

- Молодцы, вы отлично справились.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_korespondenty.docx276.89 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

«Юные корреспонденты».

Автор:

Лисанова Елена Викторовна,

Воспитатель первой квалификационной категории.

Югорск  2016г.

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Тема: «Юные корреспонденты»

Цель: Формирование лексико-грамматические категории родного языка.

Задачи:

  • Актуализация знания детей о транспорте, актуализация словаря по теме
  • Формирование навыка образования нового слова путем сложения основ двух слов
  • Развитие речемыслительных навыков, анализ, синтеза

Логическая основа образовательной ситуации:

  • Новое знание – способ образования из двух слов одного.
  • Индивидуальное затруднение  ребенка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – дать название машине.
  • Цель деятельности детей («детская»  цель на этапе введения в игровой ситуацию)
  • Результат – освоение способа словообразования, выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию:

Картинки спец., транспорта, машин – цистерн

Карточки с изображениями слов – действий, схемы образования сложных слов.

Презентация «Транспорт»

Раздаточные:

 Карточки с изображением транспорта

Оборудование:

Магнитофон, магнитная доска.

Специального оформления зала не требуется.

Звуковое оформление:

Музыка для физ., минутки.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей:

- Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

А сейчас мне хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад. Мы с вами знаем, что у каждого настроения свой цвет.

Посадите на нашу сказочную поляну цветы. Выберите, пожалуйста, тот цветок, который покажет, какое настроение у вас сегодня.

Дети выбирают цветы и сажают на поляну.

- Посмотрите, на нашей сказочной поляне выросло много разноцветных цветов. Я очень рада, что вы вас выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение у всех отличное!

- Ребята, у нас в книжном уголке я заметила несколько интересных журналов. Как они называются? Какой журнал вам больше всего нравятся? А вы знаете, как называются профессии людей, которые создают газеты и журналы, пишут для них статьи? (журналисты, редакторы, корреспонденты)  Как  называют людей, которые делают фотографии для журналов? (фотографы или фотокорреспонденты).

- Мне позвонил главный редактор журнала «За рулем» и сказал, что ему нужны фотографии машины, которую придумали на автозаводе, но все корреспонденты заняты. Он просит нас помочь.

- Хотите поработать фотокорреспондентами и журналистами?

- Сможете?

- А что нужно фотокорреспондентам в работе? (фотоаппарат)

- Что в работе нужно журналистам? ( блокнот, ручка)

- Возьмите фотоаппараты.

 Блокноты и мы отправляемся на автозавод. слайд 1.

2. Актуализация занятия

Образовательные задачи: актуализировать знания детей по теме транспорт, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, упражнять в описании предметов.

- Посмотрите, какие машины делают на заводе. слайд 2.

Сфотографируйте. Чтобы подписать фотографии нам разобраться, как называются эти машины, назовите их (пожарная машина, скорая помощь, подъемный кран) слайд 3.

- Как их назвать одним словом? Для чего предназначены эти машины? (пожарная – специально чтобы тушить пожары, скорая – специально чтобы быстро перевозить больных, подъемный кран – поднимать грузы на высоту)

- Значить, какой это транспорт по назначению? (специальный)

- Какой еще бывает транспорт по  назначению? ( грузовой и пассажирский) слайд 4.

- А все ли машины похожи друг на друга?  ( по цвету, форме, частям и т.д.) ( все машины чем-то похожи, и чем-то отличаются)

Д/и «Четвертый  лишний» слайды 5,6,7.

- Как мы уже знаем, что инженеры-конструкторы этого завода придумали новую машину, но не знают, как ее назвать?

- А справитесь?

3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности выявления места и причины затруднения.

На интерактивной доске появляется изображение цистерны. Слайд 8. 

- Как можно назвать эту машину?

- А почему мы не можем этого сделать?

- Что нужно сделать? ( узнать назначение этой машины и ее название)

4. Открытие нового знания

Образовательные задачи: научить выделять основу двух простых существительных и соединять их в одно сложное

 - Ребята догадайтесь, пассажирская это или грузовая  машина? Почему вы так решили? (есть кузов/ нет салона)  Как называется такой кузов? ( цистерна)

- Чтобы ее назвать, нам надо понять, что она может делать?

При возникновении у детей затруднений воспитатель подсказывает. ( Может возить кирпичи? Трубы? На что похож кузов?)

- В цистернах перевозят жидкие грузы. Назовите, какие жидкие грузы можно перевозить ( воду, молоко, бензин)

- Если эта машина возит молоко,( выставляется схема) как можно назвать ее одним словом. (молоковоз) слайд 9.

- Этот грузовик возит бензин. ( выставляется схема) ( бензовоз) слайд 10.

- А в этой цистерне возят воду, эту машину назовем… (водовоз) слайд 11.

Вывод:  Смогли мы назвать машины? Помогли инженерам-конструкторам? Как у нас получились названия машин? ( Мы соединили два слова) Теперь мы знаем, как подписать фотографии для журнала.

- На заводе наступило время перерыва. И нам тоже пора отдохнуть. Мы с вами сделаем гимнастику. слайд 12.

Дети выходят на ковер, и выполняют движения под музыку.

5. Введение нового знания в систему знаний

Образовательные задачи: формирование умение детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач:

- Пока вы отдыхали, мне позвонил главный редактор и сказал, что ему понадобятся для журнала фотографии не только новой машины, но и транспорта, название которого состоит из двух слов.

Д/и «Подбери картинку»

На столе лежат картинки ( самолет, самосвал, велосипед, такси, паровоз, пароход, самокат, бензовоз, автобус, луноход)

Детям предлагается выбрать фотографии для журнала по заданию редактора.

Д/и « Угадай название»

- Редактор прислал мне на электронную почту сообщение, фотографии какого транспорта он от нас ждет.

- Я все распечатала.  Только вместо слов, у меня почему-то получились картинки.

- Сфотографируйте для журнала тот транспорт название, которого зашифровано на этих картинках.

- Назовите свой транспорт, из каких слов они состоят.

6. Рефлексия

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь

- Пора возвращаться в детский сад.

- Смогли мы выполнить просьбу главного реактора?

-Какое новое знание помогло вам выполнить эту работу? ( Мы научились называть машины, соединять два слова в одно).

- Молодцы, вы отлично справились.

  C:\Users\Крёстная Мама\Desktop\транспорт\пполбьт\61f0b8ecff04323bf1e2a0aca5ccf4fc.jpeg           +  

C:\Users\Крёстная Мама\Desktop\polza-ot-stakana-vody.jpg   

            +    

               

           

C:\Users\Крёстная Мама\Desktop\5061346-gasoline-pump-nozzle-sign-gas-station-icon.jpg

              +  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Защитники Отечества»

Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защитившим страну от врагов. Обогащение речи признаками, синонимами. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников р...

План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Образовательные: Научить детей подпирать прилагательные к существительным; составить предложения по сюжетным картинкам; обогатить ле...

План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Вот и пришла Красавица-Весна»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках весны через изучение литературных и фольклорных произведений (загадки, потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, русские народные ска...

План-конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Беседа о А.С. Пушкине"

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРТема « Мебель»Цель :Активизировать словарь детей по теме «Мебель»Задачи :1.Коррек...

План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «В гостях у Зимушки-зимы»

План-конспект НОДпо развитию речи в подготовительной группепо теме «В гостях у Зимушки-зимы»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в Африку»

Береснева Любовь  Ивановна. Конспект занятия  НОД  по развитию речи в подготовительной группе на тему « Путешествие в Африку ». Государственное Бюджетное Дошкольное Обр...