План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Вот и пришла Красавица-Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках весны через изучение литературных и фольклорных произведений (загадки, потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, русские народные сказки). Помочь детям запомнить весенние месяцы.

        

 

Практические задачи:

1.     Активизировать словарный запас по теме.

2.     Развивать коммуникативные навыки: память, внимание, мышление.

3.     Развивать звуковую культуру речи детей.

4.     Выполнять лексико-грамматические упражнения.

5.     Развивать связную речь.

6.     Выявлять причинно-следственную связь, делать обобщения.

7.     Научить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

8.     Воспитывать интерес к предмету, используя различные игровые приёмы, дидактические игры.

 

 

Оборудование: набор картин по теме «Весна», материалы для дидактических игр «Загадки-отгадки», «Угадай, кто это?».

 

 

Предварительная работа:

- Беседы на тему «Весна», «Времена года», «Что происходит с природой в разное время года», «Что происходит с природой в разное время года».

- Просмотр иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.

- Чтение художественной литературы, русских народных сказок.

- Загадывание загадок про диких животных, про времена года.

- Проведение дидактических и подвижных игр.

- Словарная работа: проталины, подснежники, март, апрель, май.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

            Воспитатель:  Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие! А куда? Вы узнаете позже. Я хочу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Для этого мы поздороваемся друг с другом:

 

            Добрый день!

            Добрый день!

            Прочь усталость, грусть и лень!

            Дружно за руку возьмёмся,

            И друг другу улыбнёмся!

 

            Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно их отгадать.

1.      Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебною полоскою взмахнёт

В лесу подснежник расцветет.

                                                     (Весна)

 

2.      Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт по полю, по реке,

И по снежку и по цветку.

                                                     (Весна)

 

3.       Зазвенели ручьи,

 Прилетели грачи.

 В улей пчела первый мёд принесла.

 Кто скажет? Кто знает?

 Когда это бывает?

                                                     (Весной)

 

            Воспитатель: Ребята, какие вы умные! Вы все загадки отгадали правильно! О каком времени года шла речь в загадках?

 

            Дети: Все загадки были о весне.

 

            Воспитатель: Правильно. Зима заканчивается, а после неё всегда приходит красавица весна. Весне радуются все: звери, птицы, люди, деревья. Всё кругом оживает. Давайте с вами вспомним, какие весенние месяцы вы знаете?

            Поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко». Слушайте внимательно, а потом я вас спрошу о каких месяцах говориться:

            Прошла зима и каждый рад,

            Спешит весна и месяц … (март).

            За ним другой стучится в дверь,

            Он называется …              (апрель).

            И третий месяц вспоминай.

            Как называется он? …      (май).

           

(Дети отвечают и повторяют весенние месяцы несколько раз).

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы любите сказки?

(Дети отвечают)

 

Воспитатель: Мне кажется, сказки любят все: и дети и взрослые. А чему нас учат сказки?

 

Дети: Сказки учат нас доброте, дружбе, помогать друг другу, выручать из беды. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

 

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь недаром говориться в народе: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Хочу вас пригласить, ребята, на сказочную весеннюю поляну. Она находится здесь, совсем рядом. Хотите?

 

(Дети отвечают).

 

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что значит «рядом»? Это далеко или близко?

 

Дети: «Рядом» - это близко.

 

Воспитатель: Правильно. А теперь все возьмёмся за руки и отправляемся в путь.

 

Чур, в пути не отставайте,

И шагайте вслед за мной.

Ножки выше поднимайте,

На пеньки не наступайте.

Муравейник обойдём –

Ведь жильцов там полон дом.

 

            Вот мы и оказались с вами на поляне. Посмотрите, какая она?

 

            Дети: Красивая, волшебная, сказочная, таинственная, весенняя.

 

            (На мольберте иллюстрация о весне).

 

Воспитатель: Ребята, подойдите и посмотрите на картинах, какое время года изображено?

 

Дети: На картинах изображена весна.

 

Воспитатель: А почему вы так решили? Расскажите о признаках весны.

 

(Дети рассказывают о весне, её признаках, а самое главное о солнышке. Когда солнышко выходит, всё кругом становится ярким и весёлым, а на лицах появляются улыбки).

 

Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказали. Я вижу и на ваших лицах улыбку. А давайте, чтобы солнышко ещё больше грело и радовало нас всех, добавим ему лучиков. И каждый из вас, добавляя свой лучик солнышку, расскажет пословицу о весне.

 

(На мольберте большой жёлтый круг на магните. Дети по очереди добавляют к нему лучики и говорят пословицы).

 

                          Пословицы:

 

1.                       Много снега – много хлеба.

Много воды – много травы.

2.                        Весна красна цветами, а осень – снопами.

3.                       Кто спит весною, плачет зимою.

4.                       Апрель с водою, май  с травою.

 

Воспитатель: Какое у нас получилось яркое, лучистое, весеннее, тёплое солнышко. Посмотрите, на нашей сказочной, весенней полянке стал быстро таять снежок. На земле появились проталины, а на проталинах появились первые гости весны.

 

Дети: Подснежник – первый весенний цветок. (Изображение подснежника).

 

Воспитатель: Правильно. И мы с вами тоже превратимся в подснежники: вставайте у своих стульчиков и повторяйте вместе со мной.

 

Физкультминутка

 

«Подснежник»

В лесу, где берёзы столпились гурьбой,

Подснежника глянул цветок голубой

(дети поворачивают голову влево-вправо)

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

(дети ставят руки на пояс, попеременно вытягивают вперед ноги)

 Потом потянулся из всех своих сил

(дети тянут руки вверх)

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

 

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А теперь вместе со мной проговорим чистоговорки:

-  ЛА-ЛА-ЛА – к нам пришла весна.

(дети хлопают в ладоши)

-  ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло.

(дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их)

- ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель.

(дети ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)

- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай Земля!

(дети поднимают руки вверх и вращают кистями, изображая «фонарики»)

 

Воспитатель: Ребята, я вижу, что кто-то из-за кустов, около нашей сказочной полянки, за нами подглядывает. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто это?»  Я буду зачитывать описание и если ответ правильный, я покажу картинку-отгадку.

Слушайте меня внимательно!

 

1.                  Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий.    (Медведь)

2.                  Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.                  (Волк)

3.                  Хитрая, пушистая, рыжая, проворная.                                    (Лиса)

4.                  Маленький, длинноухий, пушистый.                                 (Заяц)

 

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. А вы запомнили сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем?!

 

Игра «Доскажи словечко»

 

Прошла зима.

И каждый раз

Спешит весна

И месяц … (март)

 

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

 

И третий месяц вспоминай

И называется он … (май)

 

Воспитатель: Давайте встретим, ребята, приход весны весёлой игрой.

 

Игра «Звонко капает капель»

 

Дети произносят:

 

Кап, кап, кап   (в разных регистрах)

Птицы весело поют:

«Чирик, чирик, чирик!»    (в высоком регистре)

Встретят солнце птичьи трели

«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р      (в самом высоком регистре

Птицы к нам тепло зовут.

(Каждый ребёнок кричит голосами любой птицы по выбору)

Тает снег «А-ах, а-ах, а-ах»

(сугроб оседает, дети присаживаются)

Бежит в канаве звонко чистый ручеёк:

«БЛ-Л-Л-, БЛ-Л-Л».

 

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

 

            Воспитатель: Вот и подошло к концу  наше путешествие на сказочную весеннюю поляну. Пора возвращаться. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?

            (Ответы детей).

            Вы сегодня были очень дружными, помогали друг другу с ответами, показали свои знания о времени года – весне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД

по развитию речи в средней группе на тему:

«Вот и пришла Красавица-Весна»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках весны через изучение литературных и фольклорных произведений (загадки, потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, русские народные сказки). Помочь детям запомнить весенние месяцы.

Практические задачи:

1.​ Активизировать словарный запас по теме.

2.​ Развивать коммуникативные навыки: память, внимание, мышление.

3.​ Развивать звуковую культуру речи детей.

4.​ Выполнять лексико-грамматические упражнения.

5.​ Развивать связную речь.

6.​ Выявлять причинно-следственную связь, делать обобщения.

7.​ Научить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

8.​ Воспитывать интерес к предмету, используя различные игровые приёмы, дидактические игры.

Оборудование: набор картин по теме «Весна», материалы для дидактических игр «Загадки-отгадки», «Угадай, кто это?».

Предварительная работа:

- Беседы на тему «Весна», «Времена года», «Что происходит с природой в разное время года», «Что происходит с природой в разное время года».

- Просмотр иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.

- Чтение художественной литературы, русских народных сказок.

- Загадывание загадок про диких животных, про времена года.

- Проведение дидактических и подвижных игр.

- Словарная работа: проталины, подснежники, март, апрель, май.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие! А куда? Вы узнаете позже. Я хочу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Для этого мы поздороваемся друг с другом:

Добрый день!

Добрый день!

Прочь усталость, грусть и лень!

Дружно за руку возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно их отгадать.

1.​ Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебною полоскою взмахнёт

В лесу подснежник расцветет.

(Весна)

2.​ Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт по полю, по реке,

И по снежку и по цветку.

(Весна)

3.​  Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет? Кто знает?

Когда это бывает?

(Весной)

Воспитатель: Ребята, какие вы умные! Вы все загадки отгадали правильно! О каком времени года шла речь в загадках?

Дети: Все загадки были о весне.

Воспитатель: Правильно. Зима заканчивается, а после неё всегда приходит красавица весна. Весне радуются все: звери, птицы, люди, деревья. Всё кругом оживает. Давайте с вами вспомним, какие весенние месяцы вы знаете?

Поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко». Слушайте внимательно, а потом я вас спрошу о каких месяцах говориться:

Прошла зима и каждый рад,

Спешит весна и месяц … (март).

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель).

И третий месяц вспоминай.

Как называется он? … (май).

(Дети отвечают и повторяют весенние месяцы несколько раз).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы любите сказки?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Мне кажется, сказки любят все: и дети и взрослые. А чему нас учат сказки?

Дети: Сказки учат нас доброте, дружбе, помогать друг другу, выручать из беды. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь недаром говориться в народе: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Хочу вас пригласить, ребята, на сказочную весеннюю поляну. Она находится здесь, совсем рядом. Хотите?

(Дети отвечают).

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что значит «рядом»? Это далеко или близко?

Дети: «Рядом» - это близко.

Воспитатель: Правильно. А теперь все возьмёмся за руки и отправляемся в путь.

Чур, в пути не отставайте,

И шагайте вслед за мной.

Ножки выше поднимайте,

На пеньки не наступайте.

Муравейник обойдём –

Ведь жильцов там полон дом.

Вот мы и оказались с вами на поляне. Посмотрите, какая она?

Дети: Красивая, волшебная, сказочная, таинственная, весенняя.

(На мольберте иллюстрация о весне).

Воспитатель: Ребята, подойдите и посмотрите на картинах, какое время года изображено?

Дети: На картинах изображена весна.

Воспитатель: А почему вы так решили? Расскажите о признаках весны.

(Дети рассказывают о весне, её признаках, а самое главное о солнышке. Когда солнышко выходит, всё кругом становится ярким и весёлым, а на лицах появляются улыбки).

Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказали. Я вижу и на ваших лицах улыбку. А давайте, чтобы солнышко ещё больше грело и радовало нас всех, добавим ему лучиков. И каждый из вас, добавляя свой лучик солнышку, расскажет пословицу о весне.

(На мольберте большой жёлтый круг на магните. Дети по очереди добавляют к нему лучики и говорят пословицы).

Пословицы:

1.​ Много снега – много хлеба.

Много воды – много травы.

2.​  Весна красна цветами, а осень – снопами.

3.​ Кто спит весною, плачет зимою.

4.​ Апрель с водою, май с травою.

Воспитатель: Какое у нас получилось яркое, лучистое, весеннее, тёплое солнышко. Посмотрите, на нашей сказочной, весенней полянке стал быстро таять снежок. На земле появились проталины, а на проталинах появились первые гости весны.

Дети: Подснежник – первый весенний цветок. (Изображение подснежника).

Воспитатель: Правильно. И мы с вами тоже превратимся в подснежники: вставайте у своих стульчиков и повторяйте вместе со мной.

Физкультминутка

«Подснежник»

В лесу, где берёзы столпились гурьбой,

Подснежника глянул цветок голубой

(дети поворачивают голову влево-вправо)

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

(дети ставят руки на пояс, попеременно вытягивают вперед ноги)

Потом потянулся из всех своих сил

(дети тянут руки вверх)

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А теперь вместе со мной проговорим чистоговорки:

- ЛА-ЛА-ЛА – к нам пришла весна.

(дети хлопают в ладоши)

- ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло.

(дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их)

- ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель.

(дети ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)

- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай Земля!

(дети поднимают руки вверх и вращают кистями, изображая «фонарики»)

Воспитатель: Ребята, я вижу, что кто-то из-за кустов, около нашей сказочной полянки, за нами подглядывает. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто это?» Я буду зачитывать описание и если ответ правильный, я покажу картинку-отгадку.

Слушайте меня внимательно!

1.​ Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

2.​ Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк)

3.​ Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса)

4.​ Маленький, длинноухий, пушистый. (Заяц)

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. А вы запомнили сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем?!

Игра «Доскажи словечко»

Прошла зима.

И каждый раз

Спешит весна

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай

И называется он … (май)

Воспитатель: Давайте встретим, ребята, приход весны весёлой игрой.

Игра «Звонко капает капель»

Дети произносят:

Кап, кап, кап (в разных регистрах)

Птицы весело поют:

«Чирик, чирик, чирик!» (в высоком регистре)

Встретят солнце птичьи трели

«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р (в самом высоком регистре)

Птицы к нам тепло зовут.

(Каждый ребёнок кричит голосами любой птицы по выбору)

Тает снег «А-ах, а-ах, а-ах»

(сугроб оседает, дети присаживаются)

Бежит в канаве звонко чистый ручеёк:

«БЛ-Л-Л-, БЛ-Л-Л».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие на сказочную весеннюю поляну. Пора возвращаться. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?

(Ответы детей).

Вы сегодня были очень дружными, помогали друг другу с ответами, показали свои знания о времени года – весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:"Путешествие в "Зеленую сказку".

Конспект по развитию речи во второй младшей группе.Опубликовано 13.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Путешествие в "Зеленую сказку"". Задачи: закрепить представление о зеленом ц...

План – конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Зимние мотивы».

Проблема: «Художественное своеобразие зимы как времени года и литературные фантазии детей».Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности русской зимы.Цель: развитие творческих способ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...