План-конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Вот и пришла Красавица-Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках весны через изучение литературных и фольклорных произведений (загадки, потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, русские народные сказки). Помочь детям запомнить весенние месяцы.
Практические задачи:
1. Активизировать словарный запас по теме.
2. Развивать коммуникативные навыки: память, внимание, мышление.
3. Развивать звуковую культуру речи детей.
4. Выполнять лексико-грамматические упражнения.
5. Развивать связную речь.
6. Выявлять причинно-следственную связь, делать обобщения.
7. Научить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
8. Воспитывать интерес к предмету, используя различные игровые приёмы, дидактические игры.
Оборудование: набор картин по теме «Весна», материалы для дидактических игр «Загадки-отгадки», «Угадай, кто это?».
Предварительная работа:
- Беседы на тему «Весна», «Времена года», «Что происходит с природой в разное время года», «Что происходит с природой в разное время года».
- Просмотр иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
- Чтение художественной литературы, русских народных сказок.
- Загадывание загадок про диких животных, про времена года.
- Проведение дидактических и подвижных игр.
- Словарная работа: проталины, подснежники, март, апрель, май.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие! А куда? Вы узнаете позже. Я хочу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Для этого мы поздороваемся друг с другом:
Добрый день!
Добрый день!
Прочь усталость, грусть и лень!
Дружно за руку возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно их отгадать.
1. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебною полоскою взмахнёт
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
2. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт по полю, по реке,
И по снежку и по цветку.
(Весна)
3. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
(Весной)
Воспитатель: Ребята, какие вы умные! Вы все загадки отгадали правильно! О каком времени года шла речь в загадках?
Дети: Все загадки были о весне.
Воспитатель: Правильно. Зима заканчивается, а после неё всегда приходит красавица весна. Весне радуются все: звери, птицы, люди, деревья. Всё кругом оживает. Давайте с вами вспомним, какие весенние месяцы вы знаете?
Поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко». Слушайте внимательно, а потом я вас спрошу о каких месяцах говориться:
Прошла зима и каждый рад,
Спешит весна и месяц … (март).
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель).
И третий месяц вспоминай.
Как называется он? … (май).
(Дети отвечают и повторяют весенние месяцы несколько раз).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы любите сказки?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Мне кажется, сказки любят все: и дети и взрослые. А чему нас учат сказки?
Дети: Сказки учат нас доброте, дружбе, помогать друг другу, выручать из беды. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.
Воспитатель: Правильно ребята. Ведь недаром говориться в народе: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Хочу вас пригласить, ребята, на сказочную весеннюю поляну. Она находится здесь, совсем рядом. Хотите?
(Дети отвечают).
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что значит «рядом»? Это далеко или близко?
Дети: «Рядом» - это близко.
Воспитатель: Правильно. А теперь все возьмёмся за руки и отправляемся в путь.
Чур, в пути не отставайте,
И шагайте вслед за мной.
Ножки выше поднимайте,
На пеньки не наступайте.
Муравейник обойдём –
Ведь жильцов там полон дом.
Вот мы и оказались с вами на поляне. Посмотрите, какая она?
Дети: Красивая, волшебная, сказочная, таинственная, весенняя.
(На мольберте иллюстрация о весне).
Воспитатель: Ребята, подойдите и посмотрите на картинах, какое время года изображено?
Дети: На картинах изображена весна.
Воспитатель: А почему вы так решили? Расскажите о признаках весны.
(Дети рассказывают о весне, её признаках, а самое главное о солнышке. Когда солнышко выходит, всё кругом становится ярким и весёлым, а на лицах появляются улыбки).
Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказали. Я вижу и на ваших лицах улыбку. А давайте, чтобы солнышко ещё больше грело и радовало нас всех, добавим ему лучиков. И каждый из вас, добавляя свой лучик солнышку, расскажет пословицу о весне.
(На мольберте большой жёлтый круг на магните. Дети по очереди добавляют к нему лучики и говорят пословицы).
Пословицы:
1. Много снега – много хлеба.
Много воды – много травы.
2. Весна красна цветами, а осень – снопами.
3. Кто спит весною, плачет зимою.
4. Апрель с водою, май с травою.
Воспитатель: Какое у нас получилось яркое, лучистое, весеннее, тёплое солнышко. Посмотрите, на нашей сказочной, весенней полянке стал быстро таять снежок. На земле появились проталины, а на проталинах появились первые гости весны.
Дети: Подснежник – первый весенний цветок. (Изображение подснежника).
Воспитатель: Правильно. И мы с вами тоже превратимся в подснежники: вставайте у своих стульчиков и повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка
«Подснежник»
В лесу, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул цветок голубой
(дети поворачивают голову влево-вправо)
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
(дети ставят руки на пояс, попеременно вытягивают вперед ноги)
Потом потянулся из всех своих сил
(дети тянут руки вверх)
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А теперь вместе со мной проговорим чистоговорки:
- ЛА-ЛА-ЛА – к нам пришла весна.
(дети хлопают в ладоши)
- ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло.
(дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их)
- ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель.
(дети ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай Земля!
(дети поднимают руки вверх и вращают кистями, изображая «фонарики»)
Воспитатель: Ребята, я вижу, что кто-то из-за кустов, около нашей сказочной полянки, за нами подглядывает. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто это?» Я буду зачитывать описание и если ответ правильный, я покажу картинку-отгадку.
Слушайте меня внимательно!
1. Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)
2. Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк)
3. Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса)
4. Маленький, длинноухий, пушистый. (Заяц)
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. А вы запомнили сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем?!
Игра «Доскажи словечко»
Прошла зима.
И каждый раз
Спешит весна
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай
И называется он … (май)
Воспитатель: Давайте встретим, ребята, приход весны весёлой игрой.
Игра «Звонко капает капель»
Дети произносят:
Кап, кап, кап (в разных регистрах)
Птицы весело поют:
«Чирик, чирик, чирик!» (в высоком регистре)
Встретят солнце птичьи трели
«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р (в самом высоком регистре)
Птицы к нам тепло зовут.
(Каждый ребёнок кричит голосами любой птицы по выбору)
Тает снег «А-ах, а-ах, а-ах»
(сугроб оседает, дети присаживаются)
Бежит в канаве звонко чистый ручеёк:
«БЛ-Л-Л-, БЛ-Л-Л».
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие на сказочную весеннюю поляну. Пора возвращаться. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?
(Ответы детей).
Вы сегодня были очень дружными, помогали друг другу с ответами, показали свои знания о времени года – весне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект НОД
по развитию речи в средней группе на тему:
«Вот и пришла Красавица-Весна»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках весны через изучение литературных и фольклорных произведений (загадки, потешки, чистоговорки, пословицы, поговорки, русские народные сказки). Помочь детям запомнить весенние месяцы.
Практические задачи:
1. Активизировать словарный запас по теме.
2. Развивать коммуникативные навыки: память, внимание, мышление.
3. Развивать звуковую культуру речи детей.
4. Выполнять лексико-грамматические упражнения.
5. Развивать связную речь.
6. Выявлять причинно-следственную связь, делать обобщения.
7. Научить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
8. Воспитывать интерес к предмету, используя различные игровые приёмы, дидактические игры.
Оборудование: набор картин по теме «Весна», материалы для дидактических игр «Загадки-отгадки», «Угадай, кто это?».
Предварительная работа:
- Беседы на тему «Весна», «Времена года», «Что происходит с природой в разное время года», «Что происходит с природой в разное время года».
- Просмотр иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
- Чтение художественной литературы, русских народных сказок.
- Загадывание загадок про диких животных, про времена года.
- Проведение дидактических и подвижных игр.
- Словарная работа: проталины, подснежники, март, апрель, май.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие! А куда? Вы узнаете позже. Я хочу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Для этого мы поздороваемся друг с другом:
Добрый день!
Добрый день!
Прочь усталость, грусть и лень!
Дружно за руку возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и постарайтесь правильно их отгадать.
1. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебною полоскою взмахнёт
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
2. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт по полю, по реке,
И по снежку и по цветку.
(Весна)
3. Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
(Весной)
Воспитатель: Ребята, какие вы умные! Вы все загадки отгадали правильно! О каком времени года шла речь в загадках?
Дети: Все загадки были о весне.
Воспитатель: Правильно. Зима заканчивается, а после неё всегда приходит красавица весна. Весне радуются все: звери, птицы, люди, деревья. Всё кругом оживает. Давайте с вами вспомним, какие весенние месяцы вы знаете?
Поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко». Слушайте внимательно, а потом я вас спрошу о каких месяцах говориться:
Прошла зима и каждый рад,
Спешит весна и месяц … (март).
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель).
И третий месяц вспоминай.
Как называется он? … (май).
(Дети отвечают и повторяют весенние месяцы несколько раз).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы любите сказки?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Мне кажется, сказки любят все: и дети и взрослые. А чему нас учат сказки?
Дети: Сказки учат нас доброте, дружбе, помогать друг другу, выручать из беды. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.
Воспитатель: Правильно ребята. Ведь недаром говориться в народе: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Хочу вас пригласить, ребята, на сказочную весеннюю поляну. Она находится здесь, совсем рядом. Хотите?
(Дети отвечают).
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что значит «рядом»? Это далеко или близко?
Дети: «Рядом» - это близко.
Воспитатель: Правильно. А теперь все возьмёмся за руки и отправляемся в путь.
Чур, в пути не отставайте,
И шагайте вслед за мной.
Ножки выше поднимайте,
На пеньки не наступайте.
Муравейник обойдём –
Ведь жильцов там полон дом.
Вот мы и оказались с вами на поляне. Посмотрите, какая она?
Дети: Красивая, волшебная, сказочная, таинственная, весенняя.
(На мольберте иллюстрация о весне).
Воспитатель: Ребята, подойдите и посмотрите на картинах, какое время года изображено?
Дети: На картинах изображена весна.
Воспитатель: А почему вы так решили? Расскажите о признаках весны.
(Дети рассказывают о весне, её признаках, а самое главное о солнышке. Когда солнышко выходит, всё кругом становится ярким и весёлым, а на лицах появляются улыбки).
Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказали. Я вижу и на ваших лицах улыбку. А давайте, чтобы солнышко ещё больше грело и радовало нас всех, добавим ему лучиков. И каждый из вас, добавляя свой лучик солнышку, расскажет пословицу о весне.
(На мольберте большой жёлтый круг на магните. Дети по очереди добавляют к нему лучики и говорят пословицы).
Пословицы:
1. Много снега – много хлеба.
Много воды – много травы.
2. Весна красна цветами, а осень – снопами.
3. Кто спит весною, плачет зимою.
4. Апрель с водою, май с травою.
Воспитатель: Какое у нас получилось яркое, лучистое, весеннее, тёплое солнышко. Посмотрите, на нашей сказочной, весенней полянке стал быстро таять снежок. На земле появились проталины, а на проталинах появились первые гости весны.
Дети: Подснежник – первый весенний цветок. (Изображение подснежника).
Воспитатель: Правильно. И мы с вами тоже превратимся в подснежники: вставайте у своих стульчиков и повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка
«Подснежник»
В лесу, где берёзы столпились гурьбой,
Подснежника глянул цветок голубой
(дети поворачивают голову влево-вправо)
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
(дети ставят руки на пояс, попеременно вытягивают вперед ноги)
Потом потянулся из всех своих сил
(дети тянут руки вверх)
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! А теперь вместе со мной проговорим чистоговорки:
- ЛА-ЛА-ЛА – к нам пришла весна.
(дети хлопают в ладоши)
- ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло.
(дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их)
- ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель.
(дети ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай Земля!
(дети поднимают руки вверх и вращают кистями, изображая «фонарики»)
Воспитатель: Ребята, я вижу, что кто-то из-за кустов, около нашей сказочной полянки, за нами подглядывает. Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто это?» Я буду зачитывать описание и если ответ правильный, я покажу картинку-отгадку.
Слушайте меня внимательно!
1. Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)
2. Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк)
3. Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса)
4. Маленький, длинноухий, пушистый. (Заяц)
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. А вы запомнили сколько месяцев длится весна? Давайте поиграем?!
Игра «Доскажи словечко»
Прошла зима.
И каждый раз
Спешит весна
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай
И называется он … (май)
Воспитатель: Давайте встретим, ребята, приход весны весёлой игрой.
Игра «Звонко капает капель»
Дети произносят:
Кап, кап, кап (в разных регистрах)
Птицы весело поют:
«Чирик, чирик, чирик!» (в высоком регистре)
Встретят солнце птичьи трели
«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р (в самом высоком регистре)
Птицы к нам тепло зовут.
(Каждый ребёнок кричит голосами любой птицы по выбору)
Тает снег «А-ах, а-ах, а-ах»
(сугроб оседает, дети присаживаются)
Бежит в канаве звонко чистый ручеёк:
«БЛ-Л-Л-, БЛ-Л-Л».
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие на сказочную весеннюю поляну. Пора возвращаться. Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?
(Ответы детей).
Вы сегодня были очень дружными, помогали друг другу с ответами, показали свои знания о времени года – весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:"Путешествие в "Зеленую сказку".
Конспект по развитию речи во второй младшей группе.Опубликовано 13.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Путешествие в "Зеленую сказку"". Задачи: закрепить представление о зеленом ц...
План – конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Зимние мотивы».
Проблема: «Художественное своеобразие зимы как времени года и литературные фантазии детей».Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности русской зимы.Цель: развитие творческих способ...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)...