Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками от 3-7 лет»
презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
презентация опыта работы по использованию метода "системный оператор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-sistemnyy-operator-madou-17.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
III Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и её объему. 2.6. «...формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы… »
«Каждый ребёнок изначально талантлив и гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта» Г.С.Альтшуллер
В помощь педагогу:
Задачи: -формировать у детей системные представления об окружающем мире; -развивать у дошкольников познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению; -обогащать словарь, развивать творческие способности.
ПРИНЦИПЫ ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала. ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.
Критерии анализа 1. Система (объект). 2. Подсистема (части объекта). 3. Надсистема (частью чего является). 4. Прошлое (кем был, его свойства и возможности). 5. Настоящее (какой сегодня, его функции). 6. Будущее (что будет).
Задачи установления системных связей - Выделение объекта и его главного назначения; - выделение основных признаков объекта и его частей; - определение основной функции объекта; - выявление причинно – следственных связей; - сравнение объектов между собой.
На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста используются вертикальная и горизонтальная трёхэкранки . Им предшествует предварительная работа по установлению системных связей.
Работа начинается с развития умения анализировать и обобщать. Для детей вводятся понятия «системный лифт» или просто «лифт» (это вертикальная трёхэкранка ), она может выглядеть по-разному: это м.б. обычный лист бумаги, разделенный на 3 квадрата, но учитывая возрастные особенности детей мы используем дом с лифтом.
Горизонтальная трёхэкранка м.б. представлена в виде волшебных домиков или паровоза. Для анализа берутся объекты из ближайшего окружения детей.
Модель анализа объектов из пяти экранов СТРАНА… ПОСЕЛЕНИЕ… ГОРОД ГОРОД БУДУЩЕГО… УЛИЦЫ, ДОМА, СКВЕРЫ… В средней группе продолжается закрепление представлений о надсистемах, подсистемах объекта с помощью трёх-экранок . К концу младшего дошкольного возраста дети знакомятся с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов, более активная работа продолжается в старшей группе. Для детей это - волшебный телевизор, где можно рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект).
Варианты изготовления «волшебного телевизора» м.б. самые разные – это и обычный лист бумаги, разделенный на 5 квадратов, нарисованный на магнитной доске, это м.б. наборное полотно. Мы придумали свой вариант «Волшебного телевизора» из обычного перекидного календаря, при желании он может превратиться в 9-экранку.
Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение Марата Семёновича Гафутулина «Что-то»: Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект) Это что для ЧЕГО-ТО… (функция объекта) Это что-то из ЧЕГО-ТО… (подсистема объекта Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта) ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта) ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта) ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Модель анализа объектов из девяти экранов НЕБО В ТУЧАХ (прошлое надсистемы) ГРОЗА (надсистема) НЕБО ПОСЛЕ ДОЖДЯ (будущее надсистемы) ТУЧА (прошлое системы) ДОЖДЬ (система) ЛУЖИ (будущее системы) КАПЛИ В ТУЧЕ (прошлое подсистемы) КАПЛИ (подсистема) ВОДА В ЛУЖАХ (будущее подсистемы)
Девиз тризовцов : «Можно говорить всё! «Творчество во всём!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"
Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Использование приёма ТРИЗ (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста
Использование приёма ТРИЗ (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста...
"Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет"
Консультация для воспитателей творчесой группы по ТРИЗ....
"Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет"
Презентация для воспитателей, которые знакомятся с приёмом ТРИЗ - системный оператор. Акцент больше делается на рукотворный мир....
«Использование метода проектов в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»
Метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....
Проект." Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста."
Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала...