Конспект НОД с использованием элементов ТРИЗ технологии в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зайцева Людмила Анатольевна

Тема: «Зима - Лето»

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Задачи:

1) Обобщить и систематизировать представление о периодах зимы и лета, типичных зимних  и летних явлениях в природе («Познавательное развитие»)

2) Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных); совершенствовать навыков слогового и звукового анализа слов; уточнять и активизировать словарь по теме «Зима-лето»; развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач, умение решать задачи на противоречие. ( «Речевое развитие»)

3) Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»)

4) Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и любовь к природе; формировать умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться  успехам  других («Социально – коммуникативное»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_triz.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Детский сад» ГБОУ ООШ пос. Сборный

Конспект НОД

с использованием элементов ТРИЗ технологии в старшей группе.

Тема: « Зима - Лето»

        Подготовил:

воспитатель,

 Зайцева Людмила Анатольевна.

 

                                                             2017г.

Тема: «Зима - Лето»

Интеграция образовательных областей: 

« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Задачи:

1) Обобщить и систематизировать представление о периодах зимы и лета, типичных зимних  и летних явлениях в природе («Познавательное развитие»)

2) Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных); совершенствовать навыков слогового и звукового анализа слов; уточнять и активизировать словарь по теме «Зима-лето»; развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач, умение решать задачи на противоречие. ( «Речевое развитие»)

3) Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом («Физическое развитие»)

4)  Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и любовь к природе; формировать умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться  успехам  других («Социально – коммуникативное»)

Методы и приемы:         

 - практические:

 1.Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

2. Поисковая игра «Вопрос - ответ».

3.Ресурсный анализ: игра  «Что  бывает  летом,  а что  бывает  зимой».

4.Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

5. Малоподвижные игры: «Снежинки», «Вот и лето наступило».

6.Пальчиковая игра «Лето».

7. Физминутка « Наоборот»

- наглядные

Рассматривание иллюстраций и альбомов  на темы: «Зима»,  «Лето»;

- словесные

1.Наблюдение в природе, рассказ педагога.

2. Беседы о зиме, о лете.

Материалы и оборудование: костюм Знайки, картинки, иллюстрации, альбомы на тему: «Зима», «Природные явления зимой»,« Лето»,« Природные явления летом».

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Дыхательное упражнение «Снежинка»

Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима», « Здравствуй. Лето!»

Физминутка «Наоборот»  

Пальчиковая гимнастика  «Лето»

Игровая

Игры   «Приветствие»

« Хорошо- плохо»

«Что  бывает  летом,  а что  бывает  зимой».

 «Вопрос - ответ»

«Подбери  признаки»

Познавательно-исследовательская

 Поисковые вопросы

Рассматривание иллюстраций

Беседа о зиме, о лете

Подборка иллюстраций по заданному признаку

Коммуникативная

Проблемная   ситуация «Как помочь бабушке и дедушке?»

Объяснение последовательности выполнения задания

Проговаривание чистоговорок.

Отгадывание загадки про Знайку.

Музыкальная

Звон колокольчика.

                         

                             

                         Логика образовательной деятельности

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

1.

2.

3.

Игра «Приветствие».

(воспитатель звенит колокольчиком)

- Колокольчик звонкий мой,

Ты звени, звени сильней,

Собери сюда друзей.

Собрались все вместе в круг,

Сколько здесь друзей вокруг!

А теперь пойдем на право (идут на право),

Повернемся мы на лево (идут на лево)

В центр круга соберемся, разойдемся,

И на место все вернемся.

- Сегодня утром в своем почтовом ящике я достала письмо. Хотите узнать от кого?

- Тогда отгадайте?

- Этот маленький умный мальчишка,

Очень любит читать книжки,

В Цветочном городе он живет,

И его там уважает весь народ. 

- Угадали от кого письмо?

К детям  приходит  Знайка. здоровается с ребятами.

- В Цветочном городе, где Знайка живет, никогда не бывает зимы, там круглый год лето. А недавно он узнал, что дети очень любят зиму. Ему очень захотелось узнать, почему дети любят зиму и просит рассказать.

- А вы любите зиму?

- Скажите, ребята, за что вы любите зиму?

- Замечательно, как много вы знаете о зиме. Сколько хорошего бывает зимой!

- Ребята, я согласна с вами, что зима-это хорошо. Но ведь зимой можно  замерзнуть и заболеть, а это хорошо или плохо?

- Значит, выходит, что в зиме есть и хорошее, и плохое.

Предлагаю поиграть игру «Что  бывает  летом,  а что  бывает  зимой?».

-Я буду говорить, что бывает летом, а вы что бывает зимой.

- Летом рябина кислая, а зимой сладкая.

- Летом - жарко, а зимой - холодно.

- Летом на деревьях листья, а зимой – деревья голые.

- Летом земля покрыта травой, а зимой снегом.

- Летом день длинный, а зимой - короткий.

- Летом солнце высоко, а зимой - солнце низко.

- Летом гуляют на улице много, а зимой – мало.

- Летом птицам сытно, а зимой – голодно.

- Замечательно! Справились на отлично!

Физминутка «Наоборот» (имитация деревьев)

Я вам называю действие, а вы будете делать наоборот.

Покажите, какие высокие деревья растут в лесу? (приседают)

Какой сильный ветер поднялся — деревья качаются (стоят смирно)

Ветви у деревьев тянутся вверх (опускают руки вниз)

Какой толстый ствол у дерева (дети изображают тонкие стволы, складывая вместе пальцы рук).

Игра «Подбери  признаки»

-Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

Зима,  какая?   - белая, холодная,морозная, снежная.

Лето, какое -  жаркое,  солнечное,веселое,красочное

Снежинка, какая? -   легкая, колючая, нежная, холодная, красивая,белая.

Дыхательное упражнение  «Снежинка»

- Представьте  себе, к вам на варежку  упала  снежинка. Попробуйте  ее  сдуть    

Теперь  на  варежку  упало   несколько  снежинок .      

Артикуляционная  гимнастика.

 Чистоговорки  «Зимушка-зима»

Ма - ма - ма - на дворе зима

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Мы- мы-мы - дождались зимы

Ды-ды-ды- на снегу следы

Ать-ать-ать – я иду гулять

Ну-ну-ну – саночки тяну

Ок-ок-ок - на дворе снежок

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ре-ре-ре – санки на горе

Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

«ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО»

АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать

РА – РА – РА - на улице жара

РА – РА – РА – гуляет детвора

ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды

КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке

ОК – ОК – ОК - мы польем песок

ТА – ТА – ТА - летом красота

ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы

АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы

АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать

АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу

ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди

ОК – ОК – ОК - в песочнице песок

АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю

АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате

НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки

Пальчиковая гимнастика  

 «Лето»

Вот и  лето наступает    

Будем  плавать,  загорать,      

И  на  даче отдыхать.              

Воспитатель сообщает детям: « А  теперь поиграем

 с  мячом,

- Я называю  слово,

 а  вы, ребята, рассказываете, что оно из себя  представляет.

Игра «Вопрос - ответ»

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый  год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава  солнце.

Мороз  – холодно, зима, Дед  Мороз.

Игра

«Подбери  признаки»

-Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

Зима,  какая?   - холодная,  морозная,  снежная.

Лето, какое?    -  жаркое,  

солнечное, веселое, красочное.

Снежинка, какая? -   легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

Проблемная   ситуация

Знайка: Моя  бабушка живет   далеко  на  юге  и  никогда  не  видела  снега, а дедушка  живет  на  Крайнем  Севере, там  снег  никогда  не  тает. Чтобы  мне придумать, чтобы  бабушка  смогла  потрогать  снег, а  дедушка - траву  и  деревья.

(Только  переезжать  никуда  они  не  хотят).

Ребята, вы поможете мне?

- Спасибо  большое! Вы  мне  очень помогли! Я  сейчас же напишу им письмо  и  расскажу  все,

что  вы  придумали! Представляю, как обрадуются  дедушка

 и  бабушка. Это  для  них

 будет сюрприз.  

До свидания  ребята!

 

Воспитатель подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы:

- С каким заданием тебе было сложно справиться, а какое наоборот не вызвало затруднений?

- Что можно предпринять, чтобы  в будущем больше не сталкиваться со сложностями?

Дети берутся за руки и улыбаются друг другу и выполняют движения в соответствии со словами воспитателя.

Ответы детей

Ответы детей

Дети здороваются со Знайкой

Ответы детей

(зимой можно играть снежки, кататься на санках, на лыжах, строить крепость, лепить снеговика, наблюдать за снегопадом, проводить опыты, снег растопить и поливать комнатные растения талым снегом, изготовить для украшения цветные льдинки, встретить Новый год, и Дед Мороз дарит подарки и т. д.)

Дети отвечают на вопрос

педагога

(можно поскользнуться на льду, замерзнут щеки, провалиться в снегу и т.д)

Дети подбирают слова антонимы

Выполняют движения по заданию воспитателя.

Дети ловят мяч и отвечают

Дети делают вдох  носом и  короткий  сильный  выдох                  вдох  носом и  медленный выдох  через  сомкнутые  

губы

Дети повторяют за воспитателем

Пальчики  правой руки поочередно загибаются, затем         пальчики на левой руке поочередно загибаются

Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают

Дети ловят мяч и отвечают

Ответы детей

Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы воспитателя.

Привлечение внимания, создание мотивации

Ориентирование на интерес к образовательной деятельности

Дети отгадывают героя - Знайку

Активизировать знания детей о зиме.

Развивать умение анализировать и сравнивать

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе

Развивать умение решать задачи на противоречие

Обогащать и активизировать словарный запас по теме

Развивать координацию движений, внимание.

Снятие напряжения с мышц рук и ног

Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы, согласовывать существительные с прилагательным

Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк.

Четкое произношение звуков.  Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта.

Массаж мелкой моторики пальцев

Активизировать и развивать словарный запас детей

Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными

Формировать  навыки групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

Обобщение и закрепление полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе "Волшебное путешествие"

Развитие речи детей, фантазии, воображения. Расширение кругозора с помощью  применения элементов ТРИЗ-технологии....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе Тема: «Волшебное путешествие»

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе Тема: «Волшебное путешествие»   Цель: Развивать речь детей, фантазию, воображение....