План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Задачи
1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
2. Развивать умение решать задачи на противоречие.
3. Формировать навыки связно-речевых высказываний.
4. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
5. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
6. Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
7. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
8. Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
9. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
10. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».
Активизация словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги
Информационные ресурсы:
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
- интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
- интернет-портал Логопед.ру http://www.logoped.ru
- интернет-портал Мультиурок https://multiurok.ru
Методы и приемы:
1. Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
2. Беседа
3. Рассказ педагога
4. Показ способа действия
5. Демонстрация картин
6. Поисковая игра «Вопрос - ответ».
7. Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
8. Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;
- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»;
- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;
- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;
- дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
1. Консультация: «Игра и речь».
2. Информационный лист «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игры «Приветствие» «Что бывает летом, а что бывает зимой». «Вопрос - ответ» «Подбери признаки» |
Социально- коммуникативная | Беседа о зиме, о лете Проблемная ситуация «Как помочь бабушке и дедушке?» Объяснение последовательности выполнения задания |
Двигательная | Дыхательное упражнение «Снежинка» Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» Упражнение для губ и щёк «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной» Упражнение для языка: «Сосулька» , «Санки-ледянки», «Горка для спуска» Мимические упражнения «Сердитый Мороз», «Первый снег» Речевая зарядка «Вьюга» Физминутка «Морозная зима» Пальчиковая гимнастика «Лето» |
Познавательно- исследовательская | Поисковые вопросы Рассматривание иллюстраций |
Самостоятельная
| Подборка иллюстраций по заданному признаку |
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
Мотивационно-целевой | Игра «Приветствие». Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
К детям приходит Знай-ка. Здоровается с ребятамии сообщает, что он очень любит зиму | Дети берутся за руки и улыбаются друг другу
Дети здороваются со Знай-кой | Активизировать позитивное настроение у детей Ориентирование на интерес к образовательной деятельности |
Содержательно-деятельност-ный | Дыхательное упражнение «Снежинка» (взято с интернет-портала Логопед.ру http://www.logoped.ru) - Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть Теперь на варежку упало несколько снежинок Педагог сообщает Знай-ке: - Не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. Ребята за что вы любите зиму? Мимические упражнения: «Сердитый Мороз» Не боимся мы мороза! Рассердился он на нас: «Заморожу, заморожу, Заморожу вас сейчас!» «Первый снег» Посмотри – кругом бело! Много снегу намело. (Восторг.) Он откуда прилетел? Почему так чист и бел? (Удивление.) Упражнения для щек и губ «Снеговики радуются снегу и морозу»
«Грустные снеговики весной»
Речевая зарядка «Вьюга» (взято с интернет-портала Мультиурок https://multiurok.ru) Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». Застонал от вьюги: «М-м-м-м-м-м». Тяжело стояг дубы: «М-м-м-м-м-м». Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш» Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с» Упражнения для языка: «Сосулька»
«Санки-ледянки»
«Горка для спуска»
Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» -Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга? - УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса). Как морозным днем хрустит под ногами снег? - ХР-ХР-ХРХР! Как дворник сметает с порога снег? - Ш-Ш-Ш-Ш! Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? - С – С - С - С! Педагог спрашивает у ребят: - Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что? Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой». Летом - жарко, а зимой…. (холодно) Летом на деревьях листья, а зимой ….. (листьев нет) Летом день длинный, а зимой …… (короткий) Летом солнце высоко, а зимой …… (низко) Летом гуляют на улице много, а зимой …… (мало) Летом рябина кислая, а зимой …. (сладкая) Летом птицам сытно, а зимой ….. (голодно) Летом земля покрыта травой, а зимой….. (снегом) Физминутка «Морозная зима» (взята с Международного образовательного портала http://www.maam.ru) Солнце землю греет слабо
По ночам трещит мороз Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос
В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда
Вьюга, злится, снег кружится
Заметает все вокруг белоснежным серебром. Пальчиковая гимнастика «Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru) Вот и лето наступает Всех на отдых приглашает Будем плавать, загорать, И на даче отдыхать.
Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем с мячом, - Я называю слово, а вы, ребята, рассказываете, что оно из себя представляет. Игра «Вопрос - ответ» Снег – зима, снеговик, снежки. Новый год – елка, праздник подарки. Варежки – гулять, руки, тепло. Лето – море, радуга, солнце. Цветок – бабочка, трава солнце. Мороз – холодно, зима, Дед Мороз. Игра «Подбери признаки» -Мяч передавай – слова, признаки называй. Зима, какая? - холодная, морозная, снежная. Лето, какое? - жаркое, солнечное, веселое, красочное. Снежинка, какая? - легкая, колючая, нежная холодная, красивая. Проблемная ситуация Знай-ка сообщает детям: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные. - Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу им письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята! | Дети делают вдох носом и короткий сильный выдох вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы
Дети отвечают на вопрос педагога
Радостная улыбка, -сдвинуть брови, насупиться, -вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой
Надуть щеки. Веселое выражение глаз Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд
С усилением звука Тихо, высоким голосом Громко, низким голосом Тихо, высоким голосом
Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении , под счет до 6-8 Сделать язык «чашечкой» Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой»
Дети отвечают и стараются повторять за воспитателем
Дети отвечают на вопрос педагога
Дети отвечают на вопросы
Дети руками обнимают свои плечи -топают -руками изображают круглую голову,круглое туловище - руками изображают нос длинный -руки на пояс приседают, -кружатся вокруг себя , -садятся на стульчики
- пальчики на правой руке поочередно загибаются корточки - пальчики на левой руке поочередно загибаются
Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают
Дети ловят мяч и отвечают
Дети предлагают разные варианты ответов и вместе выбирают более подходящий | Развитие умения правильно и чётко выполнять дыхательную гимнастику
Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк Развитие умения правильно и чётко выполнять артикуляцион-ную гимнастику
Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта.
Снятие напряжения с мышц рта и щёк
Развитие речевого дыхания и голоса
Развитие интонационной выразительности речи
Развитие умения правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику
Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта
Развитие умения правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику
Развитие звуковой культуры речи
Активизировать знания детей о зиме. Развивать умение анализировать и сравнивать
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе
Развитие умения решать задачи на противоречие
Обогащение и активизация словарного запаса по теме
Развивать координа цию движений, внимание.
Снятие напряжения с мышц рук и ног
Массаж мелкой моторики пальцев
Активизировать и развивать словарный запас детей Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
|
Оценочно-рефлексивный | Педагог подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы: - С каким заданием тебе было сложно справиться, а какое наоборот не вызвало затруднений? - Что можно предпринять, чтобы в будущем больше не сталкиваться со сложностями? | Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы | Обобщение и закрепление полученных знаний на занятии
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_s_triz_sr.gr_zima-leto_kommunikatsiya.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето» |
Подготовила и провела:
Берестова Людмила Ивановна
Тольятти, 2014
Задачи:
- Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
- Развивать умение решать задачи на противоречие.
- Формировать навыки связно-речевых высказываний.
- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
- Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
- Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
- Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
- Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
- Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».
Активизация словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги
Информационные ресурсы:
- Международный образовательный портал http://www.maam.ru
- интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
- интернет-портал Логопед.ру http://www.logoped.ru
- интернет-портал Мультиурок https://multiurok.ru
Методы и приемы:
- Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
- Беседа
- Рассказ педагога
- Показ способа действия
- Демонстрация картин
- Поисковая игра «Вопрос - ответ».
- Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
- Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;
- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»;
- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;
- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;
- дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
- Консультация: «Игра и речь».
- Информационный лист «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игры «Приветствие» «Что бывает летом, а что бывает зимой». «Вопрос - ответ» «Подбери признаки» |
Социально- коммуникативная | Беседа о зиме, о лете Проблемная ситуация «Как помочь бабушке и дедушке?» Объяснение последовательности выполнения задания |
Двигательная | Дыхательное упражнение «Снежинка» Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» Упражнение для губ и щёк «Снеговики радуются снегу и морозу», «Грустные снеговики весной» Упражнение для языка: «Сосулька» , «Санки-ледянки», «Горка для спуска» Мимические упражнения «Сердитый Мороз», «Первый снег» Речевая зарядка «Вьюга» Физминутка «Морозная зима» Пальчиковая гимнастика «Лето» |
Познавательно- исследовательская | Поисковые вопросы Рассматривание иллюстраций |
Самостоятельная | Подборка иллюстраций по заданному признаку |
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
Мотивационно-целевой | Игра «Приветствие». Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. К детям приходит Знай-ка. Здоровается с ребятамии сообщает, что он очень любит зиму | Дети берутся за руки и улыбаются друг другу Дети здороваются со Знай-кой | Активизировать позитивное настроение у детей Ориентирование на интерес к образовательной деятельности |
Содержательно-деятельност-ный | Дыхательное упражнение «Снежинка» (взято с интернет-портала Логопед.ру http://www.logoped.ru) - Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть Теперь на варежку упало несколько снежинок Педагог сообщает Знай-ке: - Не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. Ребята за что вы любите зиму? Мимические упражнения: «Сердитый Мороз» Не боимся мы мороза! Рассердился он на нас: «Заморожу, заморожу, Заморожу вас сейчас!» «Первый снег» Посмотри – кругом бело! Много снегу намело. (Восторг.) Он откуда прилетел? Почему так чист и бел? (Удивление.) Упражнения для щек и губ «Снеговики радуются снегу и морозу» «Грустные снеговики весной» Речевая зарядка «Вьюга» (взято с интернет-портала Мультиурок https://multiurok.ru) Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». Застонал от вьюги: «М-м-м-м-м-м». Тяжело стояг дубы: «М-м-м-м-м-м». Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш» Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с» Упражнения для языка: «Сосулька» «Санки-ледянки»
«Горка для спуска» Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» -Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга? - УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса). Как морозным днем хрустит под ногами снег? - ХР-ХР-ХРХР! Как дворник сметает с порога снег? - Ш-Ш-Ш-Ш! Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? - С – С - С - С! Педагог спрашивает у ребят: - Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что? Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой». Летом - жарко, а зимой…. (холодно) Летом на деревьях листья, а зимой ….. (листьев нет) Летом день длинный, а зимой …… (короткий) Летом солнце высоко, а зимой …… (низко) Летом гуляют на улице много, а зимой …… (мало) Летом рябина кислая, а зимой …. (сладкая) Летом птицам сытно, а зимой ….. (голодно) Летом земля покрыта травой, а зимой….. (снегом) Физминутка «Морозная зима» (взята с Международного образовательного портала http://www.maam.ru) Солнце землю греет слабо По ночам трещит мороз Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда Вьюга, злится, снег кружится Заметает все вокруг белоснежным серебром. Пальчиковая гимнастика «Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru) Вот и лето наступает Всех на отдых приглашает Будем плавать, загорать, И на даче отдыхать. Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем с мячом, - Я называю слово, а вы, ребята, рассказываете, что оно из себя представляет. Игра «Вопрос - ответ» Снег – зима, снеговик, снежки. Новый год – елка, праздник подарки. Варежки – гулять, руки, тепло. Лето – море, радуга, солнце. Цветок – бабочка, трава солнце. Мороз – холодно, зима, Дед Мороз. Игра «Подбери признаки» -Мяч передавай – слова, признаки называй. Зима, какая? - холодная, морозная, снежная. Лето, какое? - жаркое, солнечное, веселое, красочное. Снежинка, какая? - легкая, колючая, нежная холодная, красивая. Проблемная ситуация Знай-ка сообщает детям: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные. - Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу им письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята! | Дети делают вдох носом и короткий сильный выдох вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы Дети отвечают на вопрос педагога Радостная улыбка, -сдвинуть брови, насупиться, -вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой Надуть щеки. Веселое выражение глаз Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд С усилением звука Тихо, высоким голосом Громко, низким голосом Тихо, высоким голосом Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении , под счет до 6-8 Сделать язык «чашечкой» Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой» Дети отвечают и стараются повторять за воспитателем Дети отвечают на вопрос педагога Дети отвечают на вопросы Дети руками обнимают свои плечи -топают -руками изображают круглую голову,круглое туловище - руками изображают нос длинный -руки на пояс приседают, -кружатся вокруг себя , -садятся на стульчики - пальчики на правой руке поочередно загибаются корточки - пальчики на левой руке поочередно загибаются Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают Дети ловят мяч и отвечают Дети предлагают разные варианты ответов и вместе выбирают более подходящий | Развитие умения правильно и чётко выполнять дыхательную гимнастику Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк Развитие умения правильно и чётко выполнять артикуляцион-ную гимнастику Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта. Снятие напряжения с мышц рта и щёк Развитие речевого дыхания и голоса Развитие интонационной выразительности речи Развитие умения правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта Развитие умения правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику Развитие звуковой культуры речи Активизировать знания детей о зиме. Развивать умение анализировать и сравнивать Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе Развитие умения решать задачи на противоречие Обогащение и активизация словарного запаса по теме Развивать координа цию движений, внимание. Снятие напряжения с мышц рук и ног Массаж мелкой моторики пальцев Активизировать и развивать словарный запас детей Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма». Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других. |
Оценочно-рефлексивный | Педагог подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы: - С каким заданием тебе было сложно справиться, а какое наоборот не вызвало затруднений? - Что можно предпринять, чтобы в будущем больше не сталкиваться со сложностями? | Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы | Обобщение и закрепление полученных знаний на занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Конспект НОД с использованием элементов ТРИЗ технологии в старшей группе.
Тема: «Зима - Лето»Интеграция образовательных областей:« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».Задачи:1) Обобщить и систематизировать предс...
ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе "Волшебное путешествие"
Развитие речи детей, фантазии, воображения. Расширение кругозора с помощью применения элементов ТРИЗ-технологии....
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Волшебный сундучок».
Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:- совершенствовать умения детей сопоставлять цвет с названием предмета;-...
«Путешествие в царство геометрических фигур» с использованием элементов STEM-технологии в средней группе
Цель:- формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи.Образовательные:-Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, о...
Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе Тема: «Волшебное путешествие»
Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе Тема: «Волшебное путешествие» Цель: Развивать речь детей, фантазию, воображение....